3 января 1992 года в г. Алма-Ате было подписано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, которое вступило в силу с момента подписания.
В нем говорится: «В соответствии с интересами и чаяниями народов двух стран Правительство Республики Казахстан и Правительство Китайской Народной Республики решили установить дипломатические отношения между двумя государствами на уровне послов с 03 января 1992 года. Правительства двух стран согласились развивать отношения дружбы и сотрудничества между двумя странами на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования».
Это было знаковое событие в истории дипломатии независимого Казахстана, поскольку положило начало довольно продуктивным отношениям двух государств-соседей. Благодаря этому шагу был впоследстви разрешены целый ряд жизненно важных для двух стран вопросов. В частности, Казахстан получил возможность полностью делимитировать и демаркировать двустороннюю казахстано-китайскую границу, выйти на разрешение сложного комплекса вопросов водного трансграничного регулирования, обрести в лице Китая состоятельного и динамичного торгово-экономического партнера, одного из крупных иностранных инвесторов, вложивших довольно большие средства в модернизацию казахстанской экономики.
Важной составляющей двусторонней повестки дня стало инициирование лидерами двух стран авторитетной международной площадки - Шанхайской Организации Сотрудничества, специализирующейся на вопросах безопасности всего региона Центральной Азии, в частности, на борьбе с «тремя злами» - экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. Что на этапе обретения независимости было наиболее животрепещущей проблемой нашего развития. Именно благодаря ШОС Казахстан в политическом отношении стал широко узнаваем в мире, обретя серьезный статус миролюбивого государства - равноправного члена мирового сообщества. В современных условиях, углубляя экономическое партнерство с одним из наиболее динамично развивающихся государств мира - Китаем, Казахстан одним из первых поддержал глобальную китайскую инициативу налаживания Экономического Пояса Шелкового Пути, что открыло новую страницу в двусторонних отношениях.
С высоты сегодняшнего дня современные достижения в отношениях Казахстана и Китая как бы являются само собой разумеющимися. Однако, если вспомнить историю, то начиналось все не так просто… Еще в бытность Советского Союза между СССР и КНР с 60-х годов XXвека наблюдались довольно сложные отношения, связанные как с идеологическим противостоянием за лидерство в «мировом коммунистическом движении» после смерти Сталина, так и с нерешенностью вопросов двусторонней, советско-китайской государственной границы. В частности, в советский период между СССР и КНР существовал целый ряд спорных территорий, среди которых некоторые острова на реках Амур и Уссури (Дальний Восток нынешней Российской Федерации), отдельные участки Алматинской и сегодняшней Восточно-Казахстанской области Казахстана, ущелье Узонгу-Кууш Кыргызстана и отдельные территории Горного Бадахшана Республики Таджикистан.
После распада Советского Союза у вернувших свою независимость постсоветских республик по обоюдному желанию и с китайской стороны были проведены переговоры по делимитации и демаркации границ. На первом этапе по договоренности переговоры начались в многостороннем формате. В сентябре 1992 года в Минске (Беларусь) была сформирована рабочая группа в составе объединенной делегации России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и делегации Китая (так называемая «формула 4 + 1»). Это было обусловлено тем, что на основе правопреемственности постсоветские страны, граничащие с Китаем, должны были вести переговоры по установлению границы, но не имели нужных для этого архивов, правовых, методических, исторических и других документов, которые находились в ведении России. Тогда формат «совместной делегации» позволил Кыргызстану, Казахстану и Таджикистану получить от российского МИДа необходимые документы, соответствующие протоколы советско-китайских переговоров, а также в целом использовать политическую поддержку России. В ходе дальнейших консультаций были подтверждены ранее достигнутые договоренности между СССР и КНР по вопросу границы. В последующем Китай зафиксировал с каждой из стран это положение в двусторонних соглашениях.
Для сравнения по итогам переговоров с китайской стороной на спорном участке кыргызско-китайской границы ущелья Узонгу-Кууш в 2800 гектаров, в пользу Китая отошло 30% оспариваемой территории. Несмотря на в целом позитивный исход переговоров, подписание первым президентом Кыргызстана Акаевым договора об уточнении кыргызско-китайской границы, наряду с Аксыйскими событиями, по мнению ряда экспертов, стало поводом для первой кыргызской революции 2005 года.
В Таджикистане 12 января 2011 года парламент страны проголосовал за передачу Китаю 1 тысячи 158 квадратных километров из 28 тысяч квадратных километров спорных участков границы, протяженностью всего 414 километров. Что также стало резонансным событием, неоднозначно интерпретируемым общественностью.
На российско-китайской границе, протяженностью более чем в 4300 километров, Россия передала Китаю 337 квадратных километров спорных территорий островов на месте слияния рек Амур и Уссури. Как известно, в Советский период там на о.Даманский (кит. 珍宝, Чжэньбао — «Драгоценный») на реке Уссури 2 и 15 марта 1969 года произошел известный вооруженный конфликт, в результате которого, по закрытым пока данным, пострадало около 500 человек с обеих сторон, в том числе и со смертельным исходом. При этом по сообщениям западных СМИ, советское руководство даже рассматривало вариант нанесения превентивного ядерного удара по Китаю в связи с данным инцидентом.
Аналогичные конфликтные ситуации происходили и на казахстанском участке советско-китайской границы. Достаточно вспомнить пограничный конфликт у озера Жаланашколь, произошедший 13 августа 1969 года между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими, нарушившими границу СССР, или инцидент у поселка Дулаты, произошедший в мае 1969 года. Достаточно острой стояла проблема справедливого использования водных ресурсов трансграничных рек между Китаем и Казахстаном.
Однако, несмотря на негативный фон и сложность проблемы урегулирования, первым из государств Центральной Азии, которому удалось в целом урегулировать сложный комплекс погранично-территориальных проблем с Китаем, был Казахстан, имеющий с Китаем наиболее протяженную границу в Центральной Азии — около 1740 км.
26 апреля 1994 года между КНР и Казахстаном был заключен договор «О казахстано-китайской государственной границе», который определил линию прохождения границы на всем ее протяжении, за исключением двух участков — в районе реки Сары-Чельды (бывшая Алматинская область) и перевалов Чаган-Обо и Баймурза (бывшая Семипалатинская область). Спор шел о 944 км² территории. В результате 24 сентября 1997 года и 4 июля 1998 года были подписаны два дополнительных соглашения о границе, и в марте 1999 года парламент Казахстана их ратифицировал. Тем самым был завершен процесс делимитации. В соответствии с соглашениями 407 км² спорной территории отошли Китаю, а 537 км² остались у Казахстана.
По воспоминаниям современников, тогда личные отношения Первого президента Казахстана Н.Назарбаева с Председателем КНР Цзян Цзэминем помогли решить вопрос по спорным территориям между Казахстаном и Китаем. «Граница для казахов – вопрос почти сакральный. Молодому государству нужна была стабильность и предсказуемость», - из воспоминаний Елбасы в книге «Эра независимости». Тогда удалось принять непростое решение по спорным территориям таким образом: 53% – Казахстану, 47% – Китаю. Демаркация государственной границы с Китаем осуществлялась в период с июля 1996 года по декабрь 2001 года и завершилась подписанием 10 мая 2002 года в Пекине тогдашними министрами иностранных дел Казахстана и Китая Касым-Жомартом Токаевым и Тан Цзясюанем Межправительственного Протокола о демаркации линии казахско-китайской государственной границы.
Таким образом, был полностью и окончательно разрешен вопрос определения двусторонней границы между нашими странами. В настоящий момент у государств нет никаких территориальных притязаний друг к другу.
Кроме всего прочего, Казахстан актуализировал переговорный процесс по трансграничному водному регулированию. В частности, по Соглашению правительств Казахстана и КНР о сотрудничестве в этой сфере на реке Хоргос было решено построить объединенный гидроузел «Достык», который был открыт 5 июня 2013 года. Данный гидроузел нацелен на равное и справедливое деление вод трансграничной реки Хоргос между Казахстаном и Китаем.
Соответствующие службы двух стран с помощью автоматизации и учета объема пользования контролируют объем использования воды сторонами, что позволяет оперативно решать возникшие проблемы по эффективному использованию воды на договорной основе. Существуют соответствующие планы и проекты по совместному использованию трансграничных рек с Китаем. Например, строительство такого же гидроузла на реке Сумбе в Алматинской области и Улькен-Уласты в Восточно-Казахстанской области. Таким образом, было положено начало конструктивному разрешению вопросов совместного справедливого хозяйственного водопользования и сохранения экологии региона в интересах местного населения.
Показательно также, что именно после Совместного коммюнике об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой и принятия Меморандума о взаимопонимании между РК и КНР 1992 года, а также проведенных успешных переговоров между казахским и китайским лидерами в дальнейшем были заложены основы Шанхайской Организации Сотрудничества, а также созданы предпосылки для широкомасштабного экономического сотрудничества, которое впоследствии вылилось в провозглашение нынешним Председателем КНР Си Цзинпинем глобальной инициативы «Пояса и пути» в столице Казахстана г.Астане (ныне Нур-Султане) в сентябре 2013 года. Принято судьбоносное для обеих стран участие Казахстана одним из первых в этом широкомасштабном глобальном проекте. В настоящий момент реализуется совместная программа строительства предприятий с участием китайского капитала в химической, металлургической и транспортной отраслях, машиностроении и энергетике. В целом за годы независимости Китай вложил в Казахстан свыше 20 млрд долларов США прямых инвестиций.
На сегодняшний день отношения между нашими странами носят характер долговременного, стратегического и всестороннего партнерства, о чем было заявлено во время первого официального визита в КНР президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева осенью прошлого года. Китай выступает надежным, ответственным и дружественным партнером Казахстана. Состоятельность им придает наличие конкретных реализуемых совместных проектов строительства 56 промышленных объектов в Казахстане, схожая позиция стран по неприятию пересмотра границ, признанию территориальной целостности государств и необходимости борьбы с сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом, стремление к расширению торгово-экономического партнерства и развитию континентальной транспортно-логистической сети, а также интенсивность гуманитарного сотрудничества.
Казахстан выражает готовность, опираясь на общепризнанные нормы международного права, проводить миролюбивую и прагматичную внешнюю политику с целью защиты национального суверенитета, территориальной целостности и благополучия своих граждан. Эта цель была выражена нашим Президентом в крылатом выражении во время Новогоднего поздравления в этом году: «Біз аспен де, таспен де ұлттық мүдделерімізді табандылықпен қорғаймыз» (цитата из Новогоднего выступления Президента Токаева 31 декабря 2020 года).
Таким образом, Казахстан намерен «доброй волей и силой защищать собственные национальные интересы» в непростых условиях напряженных международных отношений. Это касается современного международного позиционирования Казахстана, в том числе и в отношении наших главных международных партнеров, таких как Россия, Китай и США.