Парадоксы автомобильного рынка

6309
Аскар Бейсенбаев

Несмотря на рекордный рост выпуска и приобретения казахстанцами новых легковых автомобилей, по дорогам республики в основной своей массе курсируют изрядно подержанные машины с большим километражем пробега.

фото из открытых источников

Для наглядности обратимся к статистике – хотя и немного разнородной, но все же дающей некоторое представление о положении дел в отрасли.

Начнем с Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам (stat.gov.kz). Только в июне текущего года на учет в стране было поставлено 180,1 тыс. единиц автотранспортных средств (по данным МВД РК). Это в 1,8 раза больше, чем годом ранее. Причем, что характерно, автобусов и грузовых автомобилей стало больше (в 2,3 раза), чем легковых автомобилей (рост в 1,7 раза).

Всего же по состоянию на 1 июля 2023 года количество зарегистрированного автотранс­порта в Казахстане составило 4 млн 951,9 тыс. единиц, из них 87,9% – легковые автомобили, 10% – грузовые и 2,1% – автобусы.

В этих цифрах примечателен тот факт, что в общей массе зарегистрированных легковых автомобилей преобладают машины, выпущенные свыше 20 лет назад, – 47,3%, от 10 до 20 лет – 22,9%, и лишь 6,1% автотранспортных средств имеют год выпуска менее трех лет.

То есть, судя по всему, по дорогам Казахстана в основной своей массе курсирует «автохлам», воздуха не озонирующий... Более того, беспристрастная статис­тика фиксирует, что нынче, по сравнению с предыдущим годом, количество легковых автомобилей старше 20 лет выросло на 8% – таковых теперь 2 млн 56,1 тыс.

Больше всего старых автомобилей зарегистрировано в Алматинской области – 323,4 тыс., Алматы – 185,2 тыс., Карагандинской (160,7 тыс.) и Жамбылской (157,1 тыс) областях.

Меньше стало и новых автомобилей. Их число сократилось на 14%. В антилидерах – Астана, Шымкент, Алматы и Туркестанская область.

Что и говорить, цифры впечатляют. Почти половина всего легкового парка Казахстана к июлю разменяла уже третий десяток. Возможно, именно этот факт не в последнюю очередь сказывается на высоких показателях аварийности. Не проходит и дня без жертв. Информационные агентства с пугающей регулярностью оповещают о смертельных случаях на дорогах. Только в минувшую субботу на автостраде Балхаш – Приозерск в ДТП погибли сразу девять человек!

А вот данные МВД. В прошлом месяце зарегистрировано 5 411 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 7 678 человек. И хотя по сравнению с 2022 годом их число уменьшилось, это нисколько не успокаивает.

Рекорды и лидеры

Как же бороться со «ржавыми ведрами» на дорогах? Для этого должно быть свое производство доступного по цене и качеству автомобиля. Что по этому поводу скажут автопроизводители?

Если говорить языком цифр, то по итогам первого полугодия 2023-го в Казахстане было выпущено 66,5 тыс. легковых автомобилей и легкой коммерческой техники. Это на 41,6% выше, чем за тот же период прошлого года. С учетом грузовиков и автобусов, по подсчетам Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), отечественный автопром произвел 73 тыс. 055 транспорт­ных средств.

Больше всего собирают автомашин в Костанае. За 6 месяцев 2023 года – 44 тыс. 214 автотранс­портных единиц. В Алматы выпущено 24 509 автомашин. Результаты остальных казахстанских автосборочных предприятий менее впечатляю­щие. Но и там идет рост.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), в республике функционируют восемь автомобильных заводов. Они выпус­кают машины марок Chevrolet (США), Lada и УАЗ (Россия), Kia (Южная Корея), Renault (Франция), JAC (Китай). Осуществляется сборка коммерческого транспорта MAN (Германия) и SAZ (Япония). Имеются в линейке продукции и автомобили Hyundai – как легковые, так и коммерческие, выпускаются МАЗы (Беларусь) и Golden Dragon (Китай), российские «Уралы» и ГАЗы, а также китайские Shacman и Dongfeng.

Среди автобусов – Daewoo (Южная Корея), ГАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ (Россия), Yutong (Китай). Выпускается грузовая и специализированная техника марки Iveco (Нидерланды). Стоит отметить, что названия государств не всегда отражают всю суть марок, которые выпускаются международными корпорациями и относятся сразу к нескольким странам.

В Казахстане, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, на сегодняшний момент производят 167 моделей автомобилей 22 брендов (кстати, многие специалисты до сих пор не могут понять, как тут ведется подсчет моделей). Из них 8 брендов и 39 моделей таких легковых автомобилей, как:

1) Chevrolet: Malibu, Niva, Tahoe, Tracker, Trailblazer, Traverse;

2) JAC: IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6;

3) KIA: Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900;

4) Hyundai: ACCENT, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata ,Tucson;

5) Ravon: Nexia R3, R4;

6) Lada: 4 х 4, Granta, Largus, Vesta, Xray;

7) Skoda: Kodiaq, Octavia, Superb;

8) UAZ: Hunter, Pickup, Patriot.

Как сообщили в пресс-службе Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), результаты 6 месяцев 2023 года вплотную приблизились к рекордным показателям продаж новых автомобилей за аналогичный период 2013–2014 годов. При этом, по прогнозам АКАБ, в нынешнем году будет продано не менее 150 тыс. автотранспорт­ных средств различных типов.

На вкус и цвет…

Всех автолюбителей, наверное, интересует вопрос: какая же из машин является самой популярной? В целом за первое полугодие среди наиболее популярных марок в Казахстане лидировал Chevrolet (21 678 проданных автомобилей), второе место у Hyundai (21 622), KIA расположилась на третьем месте (12 368).

Также в топ-5 вошли Chery (4 264) и Toyota (3 690). На шаг от них отстали понемногу набираю­щие популярность китайские Haval (2 719), Changan (2 366), Jac (2 321), Exeed (2 021) и японская легенда Lexus (1 748).

Самыми востребованными моделями в Казахстане за первое полугодие 2023 года стали: Chevrolet Cobalt (14 851), Hyundai Tucson (6 868), KIA Sportage (5 398), Chevrolet Nexia (3 697), Hyundai Elantra (3 547), Hyundai Santa Fe (3 262), Hyundai Sonata (2 784), Chery Tiggo 7 Pro (2 173), Hyundai Bayon (2 137) и Kia Sorento (2 034). Но при этом следует учитывать и рекордный по продажам июль, в котором было отмечено существенное изменение мест среди машин. К примеру, очень резко вверх пошел китайский Chery Tiggo 7 Pro и дебютировавший лишь в конце мая Chevrolet Cobalt.

Итак, лидерство как в продажах, так и по количеству собранных автомобилей продолжает удерживать Chevrolet Cobalt. За полгода с конвейера сошло 9 690 машин, при этом продано было целых 14 тыс. 851 единица. Тут специалисты допускают ряд вариантов: либо в салонах и со складов продавались машины еще 2022 года сборки, либо часть машин пришла с автозавода в Узбекистане.

О том, чем же так популярен Chevrolet Cobalt, почему все прочат скорое доминирование на нашем рынке китайского автопрома, о завершившемся в стране льготном кредитовании, а также о том, как повлияла легализация машин на отечественный рынок, о «сером» импорте и многом другом мы расскажем в следующем материале.

Популярное

Все
Собаки и кошки заговорили...
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
В мире художественного слова
Единство начинается с понимания
От разговорного – к деловому
В регионе появился банк грудного молока
Получи и путешествуй
В диалоге с самим собой
Их подружил Кашгар
Халық Қаһарманы Мордун Теипов
Бум телефонного мошенничества, или Почему мы поддаемся на обман
Почему важна профилактика?
Открыт класс имени Бауыржана Момышулы
Палитра вдохновения
Казахи и японцы – братья по крови?
Волшебство под бой курантов
Первооткрыватель древних городов
Еще одна ее душа
Новый год не за горами
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Следим за финалом, ожидаем побед
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
Найти и сохранить
У опытных лидеров – достойная смена
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Китай запустил режим независимых таможенных операций на Хай…
Бектенов поручил проработать перечень новых промышленных пр…
Рост ВВП Казахстана за 11 месяцев 2025 года составил 6,4%
Более 80% геологических данных Казахстана уже оцифровано

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]