Парадоксы автомобильного рынка

4948
Аскар Бейсенбаев

Несмотря на рекордный рост выпуска и приобретения казахстанцами новых легковых автомобилей, по дорогам республики в основной своей массе курсируют изрядно подержанные машины с большим километражем пробега.

фото из открытых источников

Для наглядности обратимся к статистике – хотя и немного разнородной, но все же дающей некоторое представление о положении дел в отрасли.

Начнем с Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам (stat.gov.kz). Только в июне текущего года на учет в стране было поставлено 180,1 тыс. единиц автотранспортных средств (по данным МВД РК). Это в 1,8 раза больше, чем годом ранее. Причем, что характерно, автобусов и грузовых автомобилей стало больше (в 2,3 раза), чем легковых автомобилей (рост в 1,7 раза).

Всего же по состоянию на 1 июля 2023 года количество зарегистрированного автотранс­порта в Казахстане составило 4 млн 951,9 тыс. единиц, из них 87,9% – легковые автомобили, 10% – грузовые и 2,1% – автобусы.

В этих цифрах примечателен тот факт, что в общей массе зарегистрированных легковых автомобилей преобладают машины, выпущенные свыше 20 лет назад, – 47,3%, от 10 до 20 лет – 22,9%, и лишь 6,1% автотранспортных средств имеют год выпуска менее трех лет.

То есть, судя по всему, по дорогам Казахстана в основной своей массе курсирует «автохлам», воздуха не озонирующий... Более того, беспристрастная статис­тика фиксирует, что нынче, по сравнению с предыдущим годом, количество легковых автомобилей старше 20 лет выросло на 8% – таковых теперь 2 млн 56,1 тыс.

Больше всего старых автомобилей зарегистрировано в Алматинской области – 323,4 тыс., Алматы – 185,2 тыс., Карагандинской (160,7 тыс.) и Жамбылской (157,1 тыс) областях.

Меньше стало и новых автомобилей. Их число сократилось на 14%. В антилидерах – Астана, Шымкент, Алматы и Туркестанская область.

Что и говорить, цифры впечатляют. Почти половина всего легкового парка Казахстана к июлю разменяла уже третий десяток. Возможно, именно этот факт не в последнюю очередь сказывается на высоких показателях аварийности. Не проходит и дня без жертв. Информационные агентства с пугающей регулярностью оповещают о смертельных случаях на дорогах. Только в минувшую субботу на автостраде Балхаш – Приозерск в ДТП погибли сразу девять человек!

А вот данные МВД. В прошлом месяце зарегистрировано 5 411 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 7 678 человек. И хотя по сравнению с 2022 годом их число уменьшилось, это нисколько не успокаивает.

Рекорды и лидеры

Как же бороться со «ржавыми ведрами» на дорогах? Для этого должно быть свое производство доступного по цене и качеству автомобиля. Что по этому поводу скажут автопроизводители?

Если говорить языком цифр, то по итогам первого полугодия 2023-го в Казахстане было выпущено 66,5 тыс. легковых автомобилей и легкой коммерческой техники. Это на 41,6% выше, чем за тот же период прошлого года. С учетом грузовиков и автобусов, по подсчетам Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), отечественный автопром произвел 73 тыс. 055 транспорт­ных средств.

Больше всего собирают автомашин в Костанае. За 6 месяцев 2023 года – 44 тыс. 214 автотранс­портных единиц. В Алматы выпущено 24 509 автомашин. Результаты остальных казахстанских автосборочных предприятий менее впечатляю­щие. Но и там идет рост.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), в республике функционируют восемь автомобильных заводов. Они выпус­кают машины марок Chevrolet (США), Lada и УАЗ (Россия), Kia (Южная Корея), Renault (Франция), JAC (Китай). Осуществляется сборка коммерческого транспорта MAN (Германия) и SAZ (Япония). Имеются в линейке продукции и автомобили Hyundai – как легковые, так и коммерческие, выпускаются МАЗы (Беларусь) и Golden Dragon (Китай), российские «Уралы» и ГАЗы, а также китайские Shacman и Dongfeng.

Среди автобусов – Daewoo (Южная Корея), ГАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ (Россия), Yutong (Китай). Выпускается грузовая и специализированная техника марки Iveco (Нидерланды). Стоит отметить, что названия государств не всегда отражают всю суть марок, которые выпускаются международными корпорациями и относятся сразу к нескольким странам.

В Казахстане, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, на сегодняшний момент производят 167 моделей автомобилей 22 брендов (кстати, многие специалисты до сих пор не могут понять, как тут ведется подсчет моделей). Из них 8 брендов и 39 моделей таких легковых автомобилей, как:

1) Chevrolet: Malibu, Niva, Tahoe, Tracker, Trailblazer, Traverse;

2) JAC: IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6;

3) KIA: Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900;

4) Hyundai: ACCENT, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata ,Tucson;

5) Ravon: Nexia R3, R4;

6) Lada: 4 х 4, Granta, Largus, Vesta, Xray;

7) Skoda: Kodiaq, Octavia, Superb;

8) UAZ: Hunter, Pickup, Patriot.

Как сообщили в пресс-службе Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), результаты 6 месяцев 2023 года вплотную приблизились к рекордным показателям продаж новых автомобилей за аналогичный период 2013–2014 годов. При этом, по прогнозам АКАБ, в нынешнем году будет продано не менее 150 тыс. автотранспорт­ных средств различных типов.

На вкус и цвет…

Всех автолюбителей, наверное, интересует вопрос: какая же из машин является самой популярной? В целом за первое полугодие среди наиболее популярных марок в Казахстане лидировал Chevrolet (21 678 проданных автомобилей), второе место у Hyundai (21 622), KIA расположилась на третьем месте (12 368).

Также в топ-5 вошли Chery (4 264) и Toyota (3 690). На шаг от них отстали понемногу набираю­щие популярность китайские Haval (2 719), Changan (2 366), Jac (2 321), Exeed (2 021) и японская легенда Lexus (1 748).

Самыми востребованными моделями в Казахстане за первое полугодие 2023 года стали: Chevrolet Cobalt (14 851), Hyundai Tucson (6 868), KIA Sportage (5 398), Chevrolet Nexia (3 697), Hyundai Elantra (3 547), Hyundai Santa Fe (3 262), Hyundai Sonata (2 784), Chery Tiggo 7 Pro (2 173), Hyundai Bayon (2 137) и Kia Sorento (2 034). Но при этом следует учитывать и рекордный по продажам июль, в котором было отмечено существенное изменение мест среди машин. К примеру, очень резко вверх пошел китайский Chery Tiggo 7 Pro и дебютировавший лишь в конце мая Chevrolet Cobalt.

Итак, лидерство как в продажах, так и по количеству собранных автомобилей продолжает удерживать Chevrolet Cobalt. За полгода с конвейера сошло 9 690 машин, при этом продано было целых 14 тыс. 851 единица. Тут специалисты допускают ряд вариантов: либо в салонах и со складов продавались машины еще 2022 года сборки, либо часть машин пришла с автозавода в Узбекистане.

О том, чем же так популярен Chevrolet Cobalt, почему все прочат скорое доминирование на нашем рынке китайского автопрома, о завершившемся в стране льготном кредитовании, а также о том, как повлияла легализация машин на отечественный рынок, о «сером» импорте и многом другом мы расскажем в следующем материале.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Промысловый флот возвращается в Мангистау
Экспорт казахстанской баранины на рынок ОАЭ составил $45,3 …
Премьер проверил развитие АПК и производство сельхозтехники…
Финансовые нарушения в сфере водоотведения выявили госаудит…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]