
Практическим сдвигам в политике тарифообразования крупных мобильных операторов предшествовала долгая и кропотливая работа в сфере законодательства, действующего на трансграничных рынках. Первое согласованное расследование казахстанских и российских антимонопольщиков состоялось в 2010 году. Тогда регуляторы установили, что операторы-партнеры намеренно поддерживают высокий уровень взаиморасчетов.
Только к окончанию рассмотрения дел они начали обсуждать варианты снижения цен, касающихся межтарифных договоренностей. С созданием ЕАЭС координатором в этой работе выступила Евразийская экономическая комиссия.
– Данный вопрос отнесен к социально значимым, потому как 20 миллионов граждан ЕАЭС, проживающих на трансграничных территориях, постоянно сталкиваются с высокой стоимостью сотовой связи в роуминге, – отметил министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов. – Если в домашней сети абоненты платят 2–2,5 рубля за минуту разговора по мобильному телефону, то после пересечения границы вынуждены платить за эту услугу больше в 20–25 раз.
К социальной категории людей, которые в основном пользуются роумингом, относится молодежь и люди с высшим образованием, живущие в крупных городах. Как показали исследования, цены на этом рынке настолько высоки, что 35–40% абонентам приходится отказываться от услуг роуминга и искать более демократичные варианты. В результате каждый третий гость союзных республик покупает симкарту местного оператора или пользуется бесплатным Wi-Fi. В результате такое положение дел создает большие неудобства для абонентов и препятствует интеграции стран в рамках ЕАЭС.
По итогам неоднократных встреч представителей антимонопольных органов и операторов связи под эгидой наднационального регулятора последним было рекомендовано серьезно подумать о том, как исправить ситуацию, столь невыгодную для их абонентов. Предоставить предложения кампании по предоставлению услуг сотовой связи должны были к 1 октября.
А на 30 октября был назначен «мозговой штурм» с участием представителей всех пяти союзных государств – Казахстана, России, Беларуси, Кыргызстана и Армении. В режиме онлайн-конференции стороны пришли к выводу о том, что снижение тарифов в роуминге неминуемо. Ведь речь не только об экономической выгоде, но и об уровне гражданской сознательности операторов.
– Сегодня на уровне правительств и национальных законодательств проделана большая работа в направлении интеграции в рамках ЕАЭС. Теперь мы должны устранить барьеры для общения и экономического взаимодействия граждан союзных республик. Именно это и было главной целью участников расширенного заседания подкомитета по конкуренции и антимонопольному регулированию Консультативного комитета, – пояснил Н. Алдабергенов. – В работе антимонопольных органов существует два основных подхода. Один – жесткий, подразумевающий проведение расследований и вменение штрафов. Другой – это адвокатирование конкуренции – обсуждение с представителями бизнеса текущей ситуации и поиск выхода из нее.
Нужно отметить, что наибольший положительный эффект на развитие конкуренции на международном рынке услуг мобильной связи, по мнению специалистов, даст отделение домашнего от роумингового тарифа. Однако для использования этого инструмента на территории ЕАЭС пока существуют серьезные препятствия, лежащие как в правовой сфере, так и в области технического развития. В результате наиболее перспективным для стран ЕЭП рабочая группа признала вариант, предусматривающий введение регулируемых тарифов на мобильные услуги в роуминге с возможностью предоставления мобильными операторами альтернативных тарифов.
– Мы считаем это большой победой Евразийской экономической комиссии, – подчеркнул глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев. – Первым шагом на пути к единому правовому пространству. Я рад, что ЕЭК избрала для себя именно несиловой вариант взаимодействия с бизнесом. Именно благодаря проделанной комиссией работе сотовые операторы пришли к осознанному и добровольному решению пойти навстречу абонентам.
Итак… ПАО «Вымпелком» (бренд «Билайн») снизил базовую стоимость минуты разговора для абонентов предоплатной системы расчетов в 6 раз – до 8 рублей за минуту. Ранее действовал тариф 49 рублей за минуту. «Мегафон» озвучивает снижение тарифа с 33 до 7 рублей за минуту. Разницу примерно на 30% при передаче данных ощутят в скором времени казахстанские абоненты, переходящие в роуминге на услуги МТС. Отечественный Ксеll намерен сократить тариф в роуминге в 4,5 раза.
Сами операторы достигнутые договоренности называют настоящей вехой в отношениях бизнеса и власти. Чего еще, кроме возможности конструктивного диалога, поставщикам услуг желать от них. Между тем снижение тарифа – это непременное увеличение трафика. А если говорить о мобильном Интернете, здесь снижение стоимости приводит к увеличению популярности услуги в геометрической прогрессии.
Операторам сотой связи и антимонопольным органам еще предстоит огромная работа по гармонизации ценового и неценового регулирования, изучению миграционных потоков и технических возможностей, ведь ЕЭК уже ставит перед ними новую задачу – поразмыслить о том, как бы и вовсе отказаться от роуминга на территории ЕАЭС. Примером здесь может быть опыт Европейского союза, где обнулить его планируют к июню 2017 года.
Без переплат с 2010 года между собой разговаривают жители Сингапура и Малайзии, с 2012 года роуминг по отношению к тому же Сингапуру отменили операторы Брунея. А в феврале 2013-го к подобному соглашению пришли сотовые компании Новой Зеландии и Австралии. Таким образом, международная практика так и провоцирует операторов, работающих в ЕАЭС, последовать благородному порыву обнулить тарифы на трансграничных рынках. Да и глава ФАС РФ уверенно заверяет: на территории Евразийского экономического союза роуминга быть не должно и не будет.