Объект включен в программу индустриально-инновационного развития и программу «Нұрлы жол». Стоимость этого важного для всей страны проекта оценивается в 32,1 млрд тенге. По прогнозам специалистов, в 2017 году в порт Курык ожидается 178 судозаходов. Но это минимальная цифра, а реальный объем значительно больше: через новую морскую гавань предполагают перевалить примерно 540 тыс. тонн грузов. Благодаря комплексу мощностью 5,1 млн тонн в год расширяется транспортно-логистическая система страны, увеличится товарооборот с зарубежьем. Грузы пойдут из Восточной Азии на Кавказ и в Турцию. Часть пути они преодолеют на паромах по Каспийскому морю.
В Мангистауской области уже в феврале начнет свою работу первый причал паромного пирса порта Курык. По проекту пирс будет оснащен до конца года двумя переходными мостами и сможет одновременно принимать два судна с грузами.
По словам Игоря Проценко, руководителя отдела навигации, связи и информационных технологий ТОО «Порт Курык», 6 декабря 2016 года в рамках телемоста с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева были проведены опытно-промышленные испытания объекта паромного комплекса с заходом грузопассажирского парома «Шахдаг».
– Впервые была осуществлена стыковка с подъемно-переходным мостом и произведен накат-выкат грузовых вагонов. Для этих целей мы провели работы по дноуглублению. Обеспечили глубину, необходимую для захода парома, а это 6,5 метра. Испытания прошли успешно, и вот буквально в феврале мы сможем войти в режим эксплуатации. Пока заработают только один причал и один мост. Строительство другого причала, а также монтаж подъемно-переходного моста № 2 продолжится, – отметил Игорь Проценко.
В дальнейшем предполагается построить еще один универсальный причал. Строители обещают сдать его в эксплуатацию в 2018 году. Он сможет принимать как автомобильные фуры, так и негабаритные грузы. К этому причалу будут подходить паромы типа «Ро-Ро» и сухогрузные суда.
Впереди еще много работы. Важно завершить строительство западного и восточного оградительных молов. Благодаря этому акватория будет практически защищена от воздействия ветров. Порт сможет работать без остановок в течение года и не зависеть от погодных условий.
Сейчас завершаются дноуглубительные работы. Проведены инженерно-геологические и геофизические изыскания на море и территории порта. На подъездном железнодорожном участке от станции Ерсай до порта Курык уложено 12,5 км рельсошпальной решетки. На строительство западного оградительного мола доставлено 175 тыс. кубических метров камня, для берегоукрепления – 21 тыс. кубометров. Построены объекты административного назначения, в которых будут располагаться администрация и диспетчерская служба порта, а также государственные органы международного пункта пропуска «Порт Курык». Для инфраструктурного развития комплекса начата разработка ТЭО по строительству 22 км автомобильной дороги по направлению Курык – Сарша.
Через паромный комплекс будут транспортировать зерно, нефтепродукты и другие товары народного потребления. Порт Курык не только обеспечит мощное развитие транспортно-логистической отрасли Казахстана – его строительство создаст условия для развития сопутствующих объектов: складов временного хранения, овощехранилища, сервисных и экспедиторских служб, бункеровочных и заправочных станций и других социальных объектов. Для местных жителей появится около 500 рабочих мест.