
Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года, разработанный в 2018 году, был подвергнут существенной корректировке и представлен в новой редакции в феврале 2021 года.
В новой редакции документ формирует основные параметры нового экономического курса страны в среднесрочном периоде, направленного на нивелирование последствий коронакризиса и развитие факторов ускорения экономического роста для более устойчивой и инклюзивной экономики.
В числе общенациональных приоритетов ключевое значение отводится развитию системы образования. В своей статье остановлюсь на ряде положений, которые, на наш взгляд, имеют приоритетное значение в контексте сегодняшних преобразований.
В Общенациональном приоритете 3 – «Качественное образование» – отмечено, что продолжится работа по разработке профессиональных стандартов, в которых формализуют требования работодателей к сотрудникам. Исходя из заданных профессиональных стандартов, будут пересмотрены, разработаны и адаптированы образовательные программы как в системе ТиПО, так и высшего образования. В частности, будут разработаны модели профессиональных компетенций и механизм оценки профессиональных компетенций.
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», согласно
ст. 117 Трудового кодекса РК, с 1 января 2016 года утверждает профессиональные стандарты, разработанные отраслевыми объединениями работодателей. В настоящее время реестр утвержденных профессиональных стандартов включает 582 наименования.
Профессиональные стандарты, разработанные в рамках НСК, в свою очередь становятся ориентиром для образовательных стандартов, применяемых в учебных заведениях при подготовке специалистов. Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами.
При определении профессий для реестра центров сертификаций используется классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования. В реестр включены 103 специальности и 496 квалификаций технического и профессионального образования. Основными сертифицируемыми в данный момент времени являются выпускники колледжей.
То, что касается высшего образования, – очевидно, что с 2021 года вузами будут выдаваться дипломы собственного образца. Студенты, обучающиеся с 2017 года, должны понимать, что они получат уже не дипломы государственного образца, а документ определенного учебного заведения. Это означает, что работодатель будет решать, признавать ли этот документ и принимать ли выпускника того или иного вуза на работу, основываясь на репутации высшего учебного заведения, его узнаваемости, на качестве его образовательных программ и полученных обладателем этого диплома компетенций.
Первоочередной задачей вузов является разработка совместно с предприятиями, являющимися лидерами в отрасли, адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ высшего образования, которые обеспечивают получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения применительно к их будущим областям профессиональной деятельности.
В настоящее время существующая законодательная база и академическая свобода вузов Казахстана позволяют инициировать широкий спектр механизмов взаимодействия с работодателями. Причем это не только согласование, но и совместная разработка с корпоративными партнерами образовательных программ, предусматривающая введение новых курсов, отражающих инновационные технологии производства и квалификации, пользующиеся спросом на рынке труда, внедрение элементов дуального обучения, позволяющего студентам выполнять комплексные лабораторные работы в подразделениях предприятий и полностью погрузиться в технологический процесс.
Речь идет об организации и проведении стажировок на предприятиях, профессиональных практик, направленных на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретении практических навыков и компетенций с перспективой трудоустройства на предприятии после окончания вуза, в том числе проведении цикла мастер-классов от ведущих специалистов и руководителей предприятий (например, проект «Первые руководители – студентам») с целью знакомства с передовым опытом, инновационными технологиями, применяемыми в отрасли.
К широкому спектру взаимодействия с работодателями относится и открытие филиалов кафедр на производстве, позволяющих сочетать особенности академической подготовки в вузе и практический опыт предприятия, сформировать кадровый резерв через целевую подготовку специалистов, усиление практической направленности учебного процесса путем частичного его перенесения на производство. Сюда же следует отнести создание совместно с корпоративными партнерами инновационных лабораторий, специализированных аудиторий, полностью отражающих производственную деятельность предприятий, подготовку студентами курсовых и дипломных проектов (работ) с учетом проблемно-ориентированной информации, предоставленной промышленными предприятиями, а также последующая их защита на предприятиях с участием первых руководителей и ведущих специалистов.
В Рудненском индустриальном институте много кейсов по опыту данного сотрудничества с предприятиями региона. Так, например, ежегодно проводится защита дипломных проектов (работ) студентов вуза на базе учебного центра подготовки кадров АО «ССГПО». Перед авторитетной комиссией, состоящей из первых руководителей АО «ССГПО» и Рудненского индустриального института, студенты-выпускники представляют результаты своих дипломных проектов и получают приоритетную возможность трудоустройства на данном предприятии.
С целью знакомства студентов с предприятиями, усиления практической направленности учебного процесса в вузе путем перенесения его части на производство открыты 28 филиалов кафедр на предприятиях региона. В рамках работы филиалов кафедр студенты выезжают на предприятия для проведения лабораторных работ, выполнения практических заданий. Проводятся совместные научные исследования с привлечением преподавателей и студентов института, ведется работа по организации профессиональных практик и подготовке тематики дипломных и курсовых проектов последних, а также стажировки преподавателей института на предприятии, осуществляется работа выездных комиссий по защите дипломных проектов студентов.
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы предусмотрено внедрение системы сертификации по регулируемым профессиям, перечень которых введен в действие с 2021 года. Для этих профессий, согласно принятым поправкам в законодательство, помимо наличия диплома предусмотрена обязательная профессиональная сертификация выпускников с 2021 года, которая должна проводиться независимыми центрами подтверждения квалификаций.
В качестве развития системы сертификации для выпускников вузов всех остальных профессий целесообразно рассмотреть возможность создания экспертных советов по аккредитации практических навыков обучающихся.
Экспертные советы создаются на основе Соглашений о взаимопонимании и сотрудничестве с предприятиями, являющимися лидерами в отрасли, и состоят из ведущих специалистов предприятия и опытных преподавателей вуза. Их основная задача – это проверка практических навыков обучающихся для установления уровня практической подготовки, профессиональных знаний и навыков с целью подтверждения соответствия установленным требованиям, корректировка образовательных программ, отбор обучающихся для внесения в базу резервистов предприятия.
Экспертные советы, как правило, могут состоять из ведущих специалистов предприятий, являющихся лидерами в отрасли, и преподавателей вузов. Аккредитацию возможно проводить поэтапно. Например, тест на определение уровня IQ, компьютерное тестирование по специальным дисциплинам образовательной программы и собеседование по проверке практических навыков по направлению подготовки. По завершении участники получают сертификаты, при этом очень важно набрать необходимый уровень баллов. Студенты имеют возможность пройти аккредитацию в период зимних и летних каникул, кроме того, набранные баллы накапливаются. Данный документ является определяющим при поступлении на работу, так как он показывает уровень компетенций молодого специалиста и приобретет особую значимость с 2021 года, когда выпускникам вузов будут предоставляться дипломы собственного образца.
В Рудненском индустриальном институте первый такой совет был создан совместно с АО «ССГПО», в состав которого вошли ведущие специалисты предприятия и опытные преподаватели РИИ. Его основная задача – отбор студентов для внесения в базу резервистов АО «ССГПО», корректировка образовательных программ по техническим специальностям вуза. Аналогичные экспертные советы созданы совместно со специалистами АО «Рудныйсоколовстрой», Филиалом Сарбайские МЭС АО «KEGOC», ТОО «СарыаркаАвтоПром», КБРУ АО «Алюминий Казахстана», ТОО «БК-Строй», ТОО «Цементный завод» и другими предприятиями региона.
За время работы аккредитацию практических навыков прошли более 300 студентов института.
Подготовка кадров во многом зависит от качества образовательных программ. Ведь именно образовательные программы обеспечивают получение обучающимися профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, бережливого производства и других применительно к их будущим областям профессиональной деятельности.
И только тесное сотрудничество с потенциальными работодателями позволяет подготовить адаптивные, практикоориентированные и гибкие образовательные программы.
В Рудненском индустриальном институте работодатели принимают активное участие не только в проектировании учебного процесса, но и в его реализации. Третий год подряд для обучающихся института проводят лекции руководители подразделений АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение».
Ежегодно в рамках совместного проекта «Первые руководители – студентам и магистрантам» разрабатывается программа проведения мастер-классов от первых руководителей подразделений АО «ССГПО» для обучающихся Рудненского индустриального института. Согласно утвержденному графику руководители подразделений АО «ССГПО» проводят лекции для студентов и магистрантов по заранее согласованной тематике. Наши обучающиеся из «первых уст» узнают о передовых технологиях и методах работы, применяемых на предприятии.
В текущем году мастер-классы уже провели директор ТЭЦ АО «ССГПО» А. Гарась, начальник цеха автоматизации и информационных технологий АО «ССГПО»
Д. Калинина, начальник цеха Энергетического комплекса АО «ССГПО» В. Вахрушев, директор Горно-добычного комплекса АО «ССГПО» Е. Чернов и другие.
Интересные, актуальные, насыщенные практическими примерами лекции помогают нашим студентам и магистрантам детально ознакомиться с производственным процессом горнорудного предприятия, узнать о реализуемых инновациях, почувствовать специфику работы «изнутри». И все, о чем говорят директора подразделений АО
«ССГПО» на онлайн-лекциях, студенты видят во время прохождения профессиональной практики.
Конкурентоспособность и востребованность выпускников вуза существенно повышает прохождение курсов дополнительного профессионального образования, в частности, получение рабочих профессий. Для этого в Государственном стандарте образования предусмотрены дополнительные виды обучения. Работодатели отдают предпочтение выпускникам, которые имеют рабочую специальность, так как их в первую очередь интересуют инженеры, владеющие полным набором взаимосвязанных компетенций.
Сформировать новые профессиональные компетенции для Индустрии 4.0 возможно только при условии постоянного пополнения материально-технической базы вузов за счет приобретения современного учебно-научного оборудования и программного обеспечения. Предполагается, что ежегодно вузы должны направлять не менее 20% своего бюджета на обновление учебно-лабораторной базы.
Работа студентов с современным учебно-научным оборудованием и ПО позволит существенно повысить конкурентоспособность выпускников технических вузов, поскольку они смогут сразу включиться в производственный процесс (сокращен период адаптации) и без дополнительного обучения или прохождения курсов повышения квалификации интегрировать данное оборудование и программ-ное обеспечение в существующие процессы и системы предприятия.
Несомненно, наши студенты и магистранты делают ставку на интересную работу и карьерный рост. А задача института заключается в оказании им помощи не только в трудоустройстве после окончания вуза, но и в дальнейшем продвижении по служебной лестнице. Мы стремимся быть более гибкими и подвижными, чтобы дышать в унисон с нашими работодателями, а где-то даже их опережать, предлагая видение переднего края.
Главным критерием успешности образовательного процесса является уровень трудоустройства выпускников. И такой подход уже приносит свои дивиденды в виде высокого процента трудоустройства студентов нашего института (в среднем 95–97%). Мы держим руку на пульсе, поэтому выпускники Рудненского индустриального института востребованы и компетентны на рынке труда.