Правовое государство – подлинно историческая идея нации

Категория логотип
176
Марат Когамов, профессор, доктор юридических наук, почетный академик НАН РК, почетный юрист Казахстана (Астана, MNU)

Соблюдение закона и порядка в стране должно быть результатом естественного общественного развития

коллаж Натальи Ляликовой

«Республика Казахстан утверждает себя правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». С этих строк начинается изложение первых норм в статье 1 Конституции от 30 августа 1995 года...

Начну с того, что термин «правовое государство» возник, опираясь на довольно большую историю теории государства и права, а также практику идей правовой государственности. Последняя была сформулирована в интересующем нас контексте в зарубежной юридической литературе первой трети ХIХ века. На постсоветском пространстве объективный интерес к изучению различных признаков правового государства возник в конце ХХ столетия. Отрадно отметить в этом процессе и вклад казахстанских исследователей.

Безусловно, в основе правильного понимания правового государства всегда заложены определенные принципы, то есть исходные нормативные идеи, раскрывающие его сущность, определяющие основные подходы к его функцио­нированию и дальнейшему развитию. На мой взгляд, ими для Казах­стана в статусе правового государства являются следующие взаимосвязанные между собою принципы: национальная правовая государственность – продукт объективного исторического развития; народ Казахстана – единственный источник государственной власти и правового государства; обеспечение качества верховенства Конституции и законов; наи­более полная защита прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений.

В этом перечне на первый план необходимо объективно поставить происхож­дение правовой государственности и принцип народовластия. В результате анализа я пришел к выводу: все имеющиеся обоснования обходят стороной вопрос о том, что в своем происхождении правовое государство должно быть прежде всего результатом поэтапного, естественно-исторического развития, а не следствием угрозы силой или агрессии против территориальной неприкосновенности или политической независимости.

На мой взгляд, данный тезис для человечества актуален и в настоящее время, на что указывает ряд основополагающих документов ООН. Полагаю, для нашей страны такой проблемы в историческом разрезе в целом не существовало. Поэ­тому появление современной правовой государственности и Республики Казах­стан было юридически оформ­лено Декларацией о государственном суверенитете от 25 октября 1990 года и Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. В этих документах, ставших уже достоянием национальной истории, была заложена идея создания основ правового государства, а также база для разработки новой Конституции.

Идея, кстати, не новая. Абсолютно уверен в том, что постоянное и последовательное присутствие в правовом арсенале современного Казахстана Основного закона – объективный результат и влияние исторических степных конституций, от Великой Ясы Чингисхана до правовых памятников такого уровня, созданных в Казахском ханстве при правлениях Касым-­хана (Қасым ханның қасқа жолы), Есим-хана (Есім ханның ескi жолы), Тауке-­хана (Жеті Жарғы). Здесь ясно видна связь времен, о которых академик НАН РК Салык Зиманов говорил следующее: «Времена теперь изменились. Золотой век законности и правосудия, когда-то являвшийся достоянием поколений на древней земле казахов, становится теперь неотъемлемой частью нашей истории и, допускаю, вполне возможно, станет достоянием цивилизации вообще. Изюминка, заложенная в золотом веке законности и правосудия на древней земле казахов, является феноменом кочевой цивилизации общечеловеческого значения. Уверен, пройдет немного времени, когда казахское право займет свое место в ряду общепризнанных правовых систем и учреждений прошлых веков, созвучных с современной эпохой». Кстати, особо укажу на тот факт, что наши предки наизусть знали все нормы степных конституций (обычного права) казахов.

30 августа 1995 года волею народа наша республика закрепила юридические основы постсоветского правового государства и начала активно формировать новую конституционную модель нацио­нальной правовой государственности. Принцип народовластия отчетливо выражен как в преамбуле «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…», так и в нормах статьи 3 Конституции РК, в которых прямо указано, что народ – единственный источник государственной власти, а также приведены формы реализации им данной власти: непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы.

Неоспоримо и принципиально, что Конституция и законы нашего правового государства обладают качеством верховенства. Конституция по праву ассоциируется с «законом законов». Именно на ее основе построена вся наша политическая и правовая система общества, а также достигнут определенный баланс между тремя китами: политикой, правом и экономикой.

На признак обеспечения качества верховенства Конституции и законов также указывают особый порядок их принятия, юридическая сила и сущность, направленность на регулирование важнейших общественных отношений. К тому же изменить, дополнить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке, который установлен законодательством.

Обеспечение верховенства Конституции и закона – важнейший принцип деятельности судов и правосудия. Основной закон прямо предписывает, что судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конс­титуции и законам.

Конституция – это основа нашего государственного суверенитета, что означает верховенство права в республике и ее независимость в международных отношениях. Именно эта мысль присутствует в нормах самой Конституции о том, что она обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Казахстана.

Конституция стоит на первом месте среди всех законодательно установленных основных нормативных правовых актов, а также в системе классификации отраслей законодательства РК. Следовательно, нормы и положения всех остальных нормативных правовых актов не должны противоречить нормам и положениям Конституции, а конституционные законы могут приниматься только по вопросам, органически связанным с ней.

Казалось бы, понятные вещи, но при анализе выясняется, что в государственной, общественной и юридической практике субъекты права, включая граж­дан, еще слабо используют нормы Конституции при решении дел и споров. В этом кроется один из неиспользуемых резервов защиты идей правовой государственности.

Полагаю, что преодолеть ситуацию позволит закрепление в самом Основном законе или в законодательстве о правовых актах понятия «конституция» как главного источника национального права и правового государства. А ведь в теории (учении) такие определения давно выработаны. Это будет ответом и на вопрос о том, почему Конституция отождествляется с Основным законом государства.

Определение понятия «конституция» должно включать следующие важные его признаки. Во-первых, она закрепляет происхождение государства, народовлас­тие, верховенство закона, прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых,­ устанавливает форму государства. И в-третьих, учреждает высшие органы государства, их базовые компетенции и полномочия.

Безусловно, полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина во все времена выступает в качестве ключевого принципа правового государства. Можно выделить три важнейших конституционных положения о месте прав и свобод человека и гражданина в системе национального права и способах их правовой защиты.

Первое. Права и свободы человека в структуре Конституции регламентированы в разделе «Общие положения» и во втором разделе «Человек и гражданин», то есть в ее исходных нормах, что является ориентиром и определяющим фактором для деятельности конституционных институтов государственной власти. В этом контексте с необходимой глубиной и точностью проводит свою текущую деятельность по разъяснению норм Конституции Конституционный суд страны.

Второе. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Именно под этим углом зрения сегодня обязан проходить весь процесс правотворчества и правоприменения в правовом государстве.

Третье. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законами, при этом ни в каких случаях­ не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 11, 13–15, п. 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, п. 2 статьи 26 Конституции. Речь идет о коренных, высших конституционных правах и свободах человека и гражданина, от уровня и полноты правового регулирования которых, о защищенности правом, можно судить о государстве в целом.

Это особенно актуально в русле обеспечения принципа взаимной ответственности государства и личности. И этот конституционный принцип следует реализовать не путем простого перечисления их субъективных прав и юридических обязанностей, а посредством подробного рассмотрения механизма реализации правоспособности и дееспособности каждого субъекта правовых отношений. В связи с этим должна быть адекватна им правосубъектность государственных органов и должностных лиц, ставящая целью эффективную защиту прав и обязанностей каждого гражданина.

Актуальным принципом правового государства, вне всякого сомнения, является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что нормативно выражено в Конституции и соответствую­щих ей конституционных законах. Конституционная система сдержек и противовесов – это совокупность конституционных норм-ограничений (с целью исключения злоупотреблений) в отношении конкретной государственной ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Сообразно данному принципу последовательно построены соответствующие разделы Конституции: «Президент», «Парламент», «Правительство», «Конституционный суд», «Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека». В чем это проявляется? Сильный Президент страны – символ и гарант государственной власти, незыб­лемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина – обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом. Этим целям также служат ограничения, связанные с его пребыванием на должности Президента.

Влиятельный Парламент – существенно обновленный высший представительный орган страны, осуществляющий законодательные функции. Принимает законы, в отношении которых разработан основательный конституционный механизм движения законопроектов до их принятия, придания им силы законов после подписания Президентом.

Подотчетное Правительство в рамках новой компетенции и полномочий исполняет законы с целью проведения в жизнь политики государства. Исполнительная власть также функционирует в условиях правомерного ограничения деятельности входящих в ее систему государственных органов управления и должностных лиц.

Судебная власть, будучи частью единой государственной власти, но действующая в рамках принципа ее разделения, осуществляется от имени Республики Казах­стан и ведет контроль за эффективностью правоприменения. Таким образом, краткий анализ ключевых нормативных принципов механизма деятельности Республики Казахстан как правового государства показал их органическую связь, взаимное влияние и воздействие, а также невозможность раздельного существования в русле дефиниции национальной правовой государственности.

Понимание Республики Казахстан в качестве правового государства будет неполным, так как процесс его утверж­дения находится в прямой зависимости от состояния и эффективности правотвор­чества, правоприменения и правовой культуры общества и всех субъектов права. Так, мы вправе конс­татировать наличие в Казахстане сис­темного подхода к совершенствованию законотворчества. В этой части я остановлюсь только на одной пока нерешенной проблеме – официальном толковании нормативных правовых актов.

Что я имею в виду? Прежде всего Закон «О правовых актах» 2016 года рекомендует, но не обязывает разъяснять цели принимаемого нормативного правового акта, основания его принятия и основные задачи, которые перед ним стоят во вступительной части, то есть в его преамбуле. В связи с этим оправдано, чтобы каждый вновь принимаемый закон, в том числе закон, которым вносятся изменения и дополнения, обязательно сопровождался кратким разъяснением мотивов его принятия.

В ранг обязательности необходимо возвести также толкование смысла терминов и определений, используемых в законе. При таком подходе право (законодательство) постепенно расширит перечень узаконенной, легитимной юридической терминологии, которую затем можно обоснованно использовать при составлении соответствующих юридических справочников для широкого круга пользователей. В целом надо стремиться к тому, чтобы обеспечить краткими комментариями законодателя все нормы издаваемого закона сразу после их текста.

Как известно, актуальна взаимосвязь качества правотворчества с законностью правоприменения. Поэтому в современных условиях неизмеримо возрастают роль и назначение грамотных постановлений Правительства, нормативных постановлений Конституционного, Верховного судов, приказов Генерального прокурора по вопросам применения норм и положений действующего права РК. В этом процессе отвечают потребностям теории и практики правового государства совершенствование про­цедур правового мониторинга и научной экспертизы НПА, которые сложились и заявили о себе.

Вместе с тем на состоянии правоприменения существенно отражаются периодические реорганизации различных секторов правовой государственности, его административной, правоохранительной и судебной систем, что требует большей продуманности объективных реформ на ходу.

Наконец, архиважным направлением совершенствования идей правовой государственности была и остается правовая культура общества и государства, которая является первоосновой и синтезом правовой образованности личности, состоя­ния развития права (законодательства), правотворчества, правоприменения. В связи с этим своевременна, правильна и обоснована позиция Генерального прокурора Берика Асылова, обнародованная им на расширенной коллегии правоохранительных органов страны с участием Главы государства, по внедрению в организациях образования специального предмета, связанного с практической реализацией политико-правового поручения Президента по соблюдению принципа «Закон и Порядок». На мой взгляд, в интересах общества и государства следует дополнить данное ценное предложение и обязательной сдачей соответствующего государственного экзамена в школах и вузах республики.

В целом проблемы повышения правовой культуры граждан выдвигают на первый план неотложное принятие отдельного нормативного правового акта, направленного в том числе на совершенствование методов обеспечения юридической грамотности человека на протяжении всего процесса нормативного регулирования жизнедеятельности общества и государства. Очевидно также, что такая идеологическая законодательная оснастка существенно отразится на улучшении качества правотворчества и правоприменения в условиях современной правовой государственности Казахстана и практическом воплощении в жизнь идеологии принципа «Закон и Порядок».

Популярное

Все
В приоритете цифровая безопасность
Основной закон выражает идеалы и ценности общества
Каждый шаг на благо людей
Правовое государство – подлинно историческая идея нации
Хранить раритеты – почетная миссия
Социальные выплаты гарантированы
ИИ активно внедряют в школьную программу
Обучение никогда не заканчивается
Вставай рано и здоровайся на казахском
Где живут властелины реки
Вот и лето прошло
Актогай раскрывает секреты
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Жители Шымкента не спешат платить
Казахстан укрепил свой статус международного транзитного хаба
Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе станут мультимодальными центрами мирового уровня
Астанчанин оформил миллионные автокредиты на четверых казахстанцев
Модернизацию объектов энергетики проверили в Степногорске и ЗКО
О чем расскажут старинные карты
Три древние статуи подняли со дна моря в Египте
S&P улучшило прогноз Казахстана со стабильного на позитивный
Парк воздушных судов пополнится новыми самолетами в РК
Новую школу построят в Атырау
Литературная карта мира
Токаев поздравил Зеленского с Днем независимости
Комедия «Укради жениха если сможешь»: смех, слезы и казахская душа
Курс на формирование устойчивой гендерной политики
Сильная жара вернется в Казахстан
Индустрия детских товаров ждет поддержки
Дорожную карту по увеличению товарооборота до $3 млрд подписали Казахстан и Кыргызстан
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Гвардейцы впервые стали чемпионами МВД РК по спортивному самбо
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
Дожди и град ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
На концерт Дженнифер Лопес в Ереване потратили $7 млн
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В МВД предупредили о новой схеме мошенничества при бронировании жилья

Читайте также

Где живут властелины реки
Хранить раритеты – почетная миссия
Инновации в образовании
Сеют знания – получают специалистов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]