Строительные работы по проекту реконструкции коридора Западная Европа – Западный Китай на территории ЮКО начались в 2011 году. Реконструкция участка автодороги М-32 «Граница РФ (на Самару) – Шымкент» в Южно-Казахстанской области уже завершена и эксплуатируется в полном объеме. Участок был разделен на семь лотов, подрядчиками выступили семь компаний. Теперь участок автодороги от Шымкента до границы с Кызылординской областью расширен до четырех полос и отнесен к первой технической категории. Отныне движение на этом отрезке дороги является весьма привлекательным маршрутом как для грузового, так и легкового транспорта.
Возведение трассы от Шымкента до границы с Жамбылской областью продолжается. По информации директора ЮКОФ РГП «Казахавтодор» Мухтара Дуйсембекова, работы несколько затянулись из-за того, что владельцы трех автозаправочных станций и двух кафе в Сайрамском районе, по территории которых проходит дорога, значительно завысили стоимость коммерческих объектов. Чтобы определить реальную стоимость, пришлось обращаться в суд. И это позволило сэкономить 113 млн тенге бюджетных средств. Именно на такую сумму была завышена оценка стоимости выкупаемых земель, что подтвердила судебно-оценочная экспертиза.
Общая протяженность южноказахстанского отрезка международной трассы Западная Европа – Западный Китай – 420 км, на сегодня принято в эксплуатацию 224 км.
Отрезок автодороги Шымкент – граница с Республикой Узбекистан – еще один крупный отрезок транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай на территории Южно-Казахстанской области. К его строительству дорожники приступили только в прошлом году. На участке Шымкент – Казыгурт уже уложена часть бетонного полотна. В сторону Ташкента от Казыгурта также разворачиваются работы, идет укладка основания под дорожное полотно. Почти стокилометровая дорога разбита на три примерно равных участка. Строительство дороги от Шымкента до границы с Узбекистаном ведется по той же технологии, что и от Шымкента в сторону Кызылординской и Жамбылской областей.
Дорожные работы по проекту реконструкции коридора Западная Европа – Западный Китай на территории ЮКО по плану завершатся в следующем году, что позволит обеспечить грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа. При этом существенно сократится время доставки грузов. Если сегодня, к примеру, морской путь от порта Ляньюньган до Санкт-Петербурга занимает до 45 суток, то на дорогу по автотрассе от Китайского до Балтийского моря потребуется порядка 10 суток. По данным ВТО и ЮНЕСКО, Великий шелковый путь к 2020 году превратится не только в популярный коридор для доставки грузов, но и станет одним из самых привлекательных маршрутов для туристов.
Содействовать этому будет и то, что наряду со строительством международной трассы Западная Европа – Западный Китай приводятся в порядок и другие дороги. В нынешнем году на ремонт автомобильных дорог республиканского значения, проходящих по территории Южного Казахстана, из бюджета выделено 1,092 млрд тенге. В том числе на содержание – 400 млн тенге, средний ремонт – 327 млн тенге. Предусмотрено и проведение капитального ремонта на сумму 365 млн тенге. Так что недалек тот день, когда движение по территории области в любом направлении станет весьма привлекательным маршрутом.