
В работе приняли участие представители рабочих групп региональных комиссий всех областей страны.
В своем выступлении член Государственной комиссии, руководитель Проектного офиса Госкомиссии Сабыр Касымов отметил, что репрессиям подвергались представители всех религий, поскольку советское государство проводило политику государственного атеизма, направленную на вытеснение религии из общественной сферы, а также из сознания людей, из их системы ценностей.
Политические репрессии в Казахстане приобрели по-настоящему широкомасштабный, системный характер с начала реализации антинародной программы «Малый октябрь» в Казахстане. При этом главными механизмами и методами преследования явились: конфискация зданий мечетей, храмов, синагог; преследование и физическое уничтожение, лишение свободы священнослужителей; лишение религиозных общин государственной регистрации, закрытие религиозных заведений.
При преследовании служителей веры советская власть применяла разные изощренные методы. Широко использовалась фабрикация групповых уголовных дел. Так, в Акмолинске за контрреволюционные идеи были осуждены 16 человек, а 6 во главе с имамом Акмолинской области Темиргали Мирвалиевым расстреляны. Осуждали даже уже заключенных. Например, по сфабрикованному делу осуждены 9 православных священников во главе с Сергеем Зверевым, отбывавших наказание в Карлаге, якобы за контрреволюционную деятельность, примыкавшую к зарубежным религиозным течениям. Все они были расстреляны.
В основном служителей веры привлекали по целому ряду статей действовавшего на территории Казахстана УК РСФСР 1926 года. Их действия огульно квалифицировались статьям 58-2, 58-6, 58-8, 58-10, 59-11.
Большая часть была репрессирована по ст. 58-10 «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, призыву или ослаблению Советской власти».
В соответствии со ст. 65 Конституции РФ 1918 года духовенство, наряду с кулаками и другими категориями жертв репрессий, было отнесено к лицам, лишенным избирательных прав, так называемым «лишенцам». Как следствие применения данной статьи, духовенство как «лишенцы», а также члены их семей были дискриминированы в ряде гражданских и социальных прав.
Таким образом, в Казахстане в период 1928–1933 годов закрыто 198 мечетей и церквей. До 1929 года арестованы 2 469 ишанов и отправлены на каторгу. А за 1931–1932 годы в нашей республике арестованы и привлечены к уголовной ответственности 19 800 служителей веры. В 1940 году в Карлаге в заключении находились 355 ишанов. Вместе с ними подвергались репрессии члены их семьей, рядовые служители мечетей. Такое же положение в православной церкви Казахстана.
По данным участвовавшего в семинаре преподавателя Алматинской духовной семинарии Якова Воронцова, на сегодняшний день на территории Казахстана и Средней Азии установлено 5 379 репрессированных служителей православной веры. Более 4 тыс. из них на территории Казахстана, 2 тыс. имен размещены на сайте. Но список регулярно обновляется и пополняется, поскольку поиск продолжается.
Сабыр Касымов отметил, что многие сведения по жертвам политических репрессий – представителям традиционного духовенства были в советское время намеренно уничтожены или утеряны, некоторые до сих пор засекречены и еще не изучены, религиозные деятели осуждались не только за защиту религиозных ценностей, но и по другим составам преступлений. По этим и другим причинам полных данных, объективно характеризующих масштабы репрессий казахстанского духовенства, мы не имеем до сих пор. Задача Государственной комиссии, научных учреждений и широкой общественности – полное изучение и этой категории жертв политических репрессий советского времени, внесение предложений для политической и юридической реабилитации невинно пострадавших.