
В степи, тянущейся до самого горизонта, будто оазис в пустыне, притягивает путников необычная роща Топ Агаш, названная так местными жителями из-за того, что деревья в ней растут в основном группами. Она находится примерно в 60 км от Тараза, близ села Акыртобе Рыскуловского района, и занимает площадь примерно один гектар. Здесь бывали немногие, и те, кто однажды посетил рощу, не могут объяснить увиденное.
Считается, что это не только священное, но и историческое место, где по преданию родилась святая Нурилла, внучка Ходжи Ахмеда Ясави, более известная как Домалак-ана, которая стала младшей женой прославленного бия и батыра Байдибека. Согласно историческим данным, в этой долине в начале XVIII века 95-тысячное объединенное войско трех жузов под предводительством Богенбай-батыра вступило в бой с превосходящими по численности отрядами джунгар. Враги потерпели поражение и повернули вспять.
Об этом свидетельствует и название ближайшего аула Сұңқайтты. Это сокращение от фразы, которая в переводе с казахского языка звучит как «место, где враги, потерпев поражение, отвернули свои лики». Немало храбрых воинов осталось навсегда на поле боя. Говорят, что именно на месте нынешнего Топ Агаша похоронены павшие в той битве, а деревья посажены на их могилах.
По мнению местного хранителя Галымжана Узакбаева, не случайно деревья растут именно так: там, где захоронен один воин, посажено одно дерево, где пять или девять – вверх тянется такое же число стволов. А на местах погребения девяти батыров по сей день лежит столько же камней.
– Если верить легендам, которые, как правило, рождались не на пустом месте, а на основе исторических дат и событий, то здесь, возможно, на самом деле было великое сражение, – сказал известный жамбылский археолог, директор туристского информационного центра «Тараз-Туризм» Искандер Торбеков. – К сожалению, пока точно утверждать этого не могу, поскольку никаких археологических раскопок еще не проводилось. В окрестности рощи находится ряд исторических памятников: караван-сараев и городищ, датируемых X–XIII веками. Возможно, в будущем после соответствующих исследований этой местности мы сможем дать научное подтверждение предполагаемым событиям.
Между тем местные аксакалы говорят, что в годы репрессий в Рыскуловском районе был создан исправительно-трудовой лагерь НКВД, откуда заключенных посылали за дровами именно в эту рощу. Те, кто рубил деревья, а также их конвоиры истекали кровью и умирали от неизвестной болезни, поэтому отправлять сюда людей с топорами прекратили. Достоверных данных об этом обнаружить не удалось, но не исключено, что под сенью рощи рядом с героями битвы лежат и жертвы политических репрессий.
Легенды, рассказы и надпись на входе, которая предупреждает, что ясновидящим здесь могут встретиться три совы, три сокола, три орла, три белые змеи, три желтые змеи и три черные змеи, с самого начала настраивают посетителей на присутствие в этом месте сверхъестественных сил. Так или иначе, тайну рощи пока никому не удалось раскрыть: в ней практически нет птиц, разная по структуре земля, зафиксированы аномальные зоны, а каждое дерево имеет свои особые свойства. С одним хранитель почтительно здоровается и читает молитву, спрашивая разрешения войти, к другому бережно прикасается, ведь считается, что оно посажено самим Абылай-ханом.
Есть среди них деревья с именами великих людей:
Коркыт-ата, Кыдыр-ата, а также Адам, Ева и другие. Их целительные силы Галымжан Узакбаев и члены его семьи познавали на себе. Интересны также деревья жузов. К примеру, дерево Старшего жуза помогает сделать карьеру и приносит прибыль, Среднего – содействует в разрешении споров и тяжб, Младшего – покровительствует творческим личностям и спортсменам. Почти 150 заждавшихся своего суженого девушек, по словам хранителя, после приезда в Топ Агаш вышли замуж. А четыре древесных ангела – Габриэль, Михаэль, Джабраил и Исраэль – исполняют желания. Говорят, возле них очень мощная энергетика. Ночью со стороны кажется, что тут костры горят. Да и земля здесь совсем другая – темная пыль, излечивающая от кожных заболеваний и остеохондроза.
Как бы то ни было, подобных деревьев, похоже, более не существует, и на новом месте, по словам местных жителей, они не приживаются. Есть у них характерная внешняя особенность: в нижнем ярусе кроны находятся листья, по форме напоминающие ивовые, в среднем – боярышника, в верхнем – тополя. Три яруса будто олицетворяют жузы, объединенные в одно целое.
– То, что на одном дереве растут три разных типа листьев, с точки зрения ботаники, уникальный факт. Возможно, это своего рода игра или каприз природы, но однозначно не искусственное скрещивание видов. Пока никто не смог объяснить это необыкновенное явление достоверно точно, – отметил Искандер Торбеков.
По словам Галымжана Узакбаева, к роще его привело… чтение Корана XIII века, который многие годы бережно хранится в его семье как священная реликвия.
– Можно сказать, благодаря Корану я его вычислил, – говорит хранитель. – Затем во сне мне открылось, что это место называется Алтынтобе. Примечательно, что если прочертить на карте прямую от Топ Агаша до расположенного неподалеку отсюда Акыртаса, а также соединить эту точку с аулом Актобе, то получится пирамида, похожая на ту, что между центрами мировых религий: Меккой, Мединой и Иерусалимом. А если остаться здесь на ночь, можно увидеть белого крылатого коня. Он скачет, а вслед за ним слышатся цокот копыт и шум битвы.
Вслед за хранителем в надежде получить исцеление от Всевышнего к святому месту потянулись страждущие. Сюда приезжают люди со всего Казахстана. Для многих из них это последняя надежда избавиться от различных недугов. Весь обряд исцеления представляет собой целый ряд процедур, включая питье древесного сока, обливание водой, катание по земле и другие. По словам Узакбаева, приезжавшие в Топ Агаш слепые стали видеть, неходячие встали на ноги, а нуждавшиеся в сложных операциях исцелялись, проведя ночь на том месте, где когда-то молилась сама Домалак-ана.
– К большому сожалению, здесь ни разу не проводились научные исследования историков, археологов или ботаников, – сетует таразский историк и краевед Лариса Саид-Оглы. – Необыкновенные явления, происходящие здесь, свидетельствуют, что это место непростое, а если верить преданиям, то оно имеет еще и огромную историческую ценность для всей страны. Что касается здешних деревьев, то они даже растут необычно. Мало того что они в основном поделены на группы (считается, что воинов могли похоронить вместе по родовой принадлежности), у многих из них корни заметно выступают над поверхностью земли, образуя углубления, где и собирается целебный сок.
Одним из первых о священной роще рассказал писатель Аскар Кошмамбетов, который стал случайным свидетелем исцеления главы одного семейства, специально приехавшего из-за проблем со зрением. Помог вылечить глаза пожилому мужчине древесный сок, который скапливается у основания ствола, стекая сверху по естественным вертикальным желобам, писал автор.
По словам хранителя Галымжана Узакбаева, здешние камни, подобно элементам дворцового комплекса Акыртаса, способны исцелять внутренние органы и снимать боль. К примеру, говорят, что серый камень, похожий на мозг, с многочисленными извилинами на поверхности лечит головные боли, а более гладкий – нормализует работу печени. Главным считается камень темного цвета, на котором светлые прожилки кварца сложились так, что прочитывается слово «Аллах», написанное на арабском языке.
Много необычного можно встретить в Топ Агаше: исцеляющий овраг и деревья, которые, по словам хранителя, даруют некоторым способность предвидеть и лечить. Во все это трудно поверить, но все же находятся те, кто приезжает сюда с надеждой помолиться Всевышнему и поклониться духам предков. И поток паломников не прекращается круглый год. Здесь они находятся на протяжении нескольких дней под присмотром семьи хранителя до тех пор, пока не пройдут весь круг процедур.
– Топ Агаш действительно святое место, – поделилась своими впечатлениями жительница Тараза Гаухар Нурланкызы. – Ездила туда пять лет назад, по совету родственников, когда были проблемы со здоровьем. Пробыла там целую неделю. Результатами очень довольна. Как выпадает возможность, стараюсь ехать туда, а не в санаторий и на курорты. Спасибо Аллаху за то, что у нас есть такие места.
На территории Жамбылской области находится целый ряд подобных святынь, которые, по словам местных жителей, обладают мистическими и до конца не изученными свойствами и даруют посетителям исцеление. В их числе дворцовый комплекс Акыртас, родник Аулие-Бастау, мавзолей Айша-биби, роща Топ Агаш и другие, куда в поисках надежды, благословения и оздоровления с давних времен стекаются бесчисленные паломники.