​Шаг за шагом

1285
Марина Пархоменко, Астана

За развитием инклюзивного образования наша газета следит давно. Помнится, как в столичных школах открывались первые классы для детей с особыми потребностями, как приходилось и местным властям, и педагогам решать проблемы размещения в переполненных учебных заведениях, кадровые вопросы, даже транспортные, ведь доставить детей из одного конца города в другой тоже было нелегкой задачей.

Потом инклюзия пошла дальше, и из спецклассов, все-таки это обособленное сообщество, учащиеся стали распределяться по обычным, чего и требует настоя­щая инклюзия. Но если в начале нулевых не было общей стратегии по включению в общест­во маленьких людей с особыми потребностями, то сегодня развитие инклюзивного образования стало частью Государственной программы развития образования на 2016–2019 годы.

Разработана концепция и стоят вполне конкретные задачи: к началу 2020 года к инклюзии должно быть подключено 30% дошкольных организаций, 70% школ, 40% учебных заведений технического и профессионального образования, 100% вузов. Тут нужно отметить, что речь идет не только о создании безбарьерной среды физического плана – это пандусы, лифты, необходимое оборудование в классах, но и о разработке методической базы для обучения, о подготовке педагогических кадров, о проведении работы с родительской и ученической общественностью. Как раз все эти вопросы и обсуждались на второй международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт», организованной Министерством образования и науки и Национальной академией образования им. И. Алтынсарина.

– В связи с ратификацией Казахстаном Конвенции о правах инвалидов в Закон «Об образовании» был внесен ряд изменений, которые гарантируют право детей с особыми потребностями на качественное образование, право родителей на выбор учебных организаций, – подчеркнула руководитель управления специального и инклюзивного образования департамента дошкольного и среднего образования МОН Айгерим Кудеринова. – В соответствии с госпрограммой мы планомерно движемся к тому, чтобы все наши общеобразовательные школы, дошкольные организации, колледжи и вузы создавали условия для инклюзивного образо­вания. И для этого нам нужно четко определить, как развивать учебно-воспитательный процесс, предоставить учителям, воспитателям, преподавателям методологию того, как работать с особыми детьми. Самая основная задача заключается в том, чтобы все осуществляемое нами действительно соответствовало требованиям и нуждам детей.

Директор Центра развития инклюзивного образования НАО им. И. Алтынсарина Светлана Исмагулова особо отметила, что именно школа должна создавать условия для любого ребенка, а не ребенок обязан подстраиваться под нее. Причем в обучении нужно опираться на возможности такого школьника, его способности, ведь дети зачастую умеют больше того, что позволяет им их здоровье. Из всего этого следует, что каждый учитель сейчас должен быть готов встретить у себя на уроке особого ученика. Значит, вначале нужно научить самого педагога работе со школьниками. Что же для этого делается? Ведущей силой в разработке программ подготовки педагогических кадров для инклюзии, курсов и методик обучения является Казахский национальный педагогический университет им. Абая.

– Сделано многое в области развития инклюзивного образования, – считает директор Ресурс­ного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов РК и психологии личности, доктор педагогических наук, профессор КазНПУ им. Абая Зульфия Мовкебаева. – Три года действует спецкурс инклюзивного образо­вания на 2 кредита, ставший обязательным для всех будущих педагогов. Этот спецкурс знакомил с подходами, принципами, формировал инклюзивную культуру и толерантность. С нового учебного года по рекомендации МОН РК будем вводить, а наш вуз стал разработчиком типовых программ для всех педвузов, уже целый модуль, состоящий из 2–3 дисциплин, в котором рассматриваются вопросы, как адаптировать программы и учебники, какие методики использовать с особыми детьми. То есть мы потихоньку переходим от разговоров об обеспечении прав детей к методике обучения педагога работе с учащимися. Замечу, это наше достижение, ведь даже в России еще не введен обязательный курс инклюзивного образования, там над этим только работают. Второе направление – подготовка дефектологов. Сейчас их традиционно готовят для работы в спецшколах, а мы хотим, чтобы появились новые специальнос­ти, новые дисциплины, чтобы эти учителя были нацелены больше не на коррекционную работу, а на консультационную, организаторскую, на работу в команде. И в этом плане идет серьезная перестройка. Есть еще одна задача для вузов – разработка методического обеспечения для школ, проведение курсов повышения квалификации педагогов. Мы должны подсказать, как конкретно нужно учителю работать, как составить индивидуальный план обучения особого ученика, как его оценить, какое задание ему дать.

Работа, подкрепленная адаптированными методиками, несомненно, продвинет вперед инклюзивное образование. Тем более кадры, да еще какие – закаленные трудностями, у нас есть.

Ясли-сад «Батыр» в Петропавловске открылся в 2012 году. Наряду с массовыми группами там заработали 2 коррекционные, где занимались в основном малыши с нарушенным интеллектом. Как рассказывает заведующая яслями-садом Кульшара Касенова, важно было наладить сотрудничество с родителями, которые лучше знают своего ребенка. Создали семейную комнату, где логопед-дефектолог, инструктор по физкультуре, мед­работник могли оказать посильную консультативную помощь родителям, поскольку очень важно дома закреплять и дублировать те занятия, что малыш проходит в садике. Затем приступили к соз­данию предметно-развивающей среды для детей. Организовали на улице мини-зоопарк с кроликом, петушком, черепашкой – все это, конечно, с разрешения ветинспекции, разбили на свободной площади мини-огород, летом устроили музей под открытым небом. У детей, вращающихся в этой среде, снималось напряжение, развивались тактильные навыки, проявлялся интерес к открывающемуся перед их глазами миру.

– Сначала было полное недоверие к педагогам, потому что родители привыкли считать, что они один на один со своей бедой, – рассказывает Кульшара Касенова. – Потом пришло доверительное сот­рудничество, и мы начали вмес­те посещать ипподром, вставали на лыжи зимой, заливали каток. То есть максимально пытались понять, что же интересно детям. В итоге сделали большой шаг – пятеро детей пошли обучаться в коррекционные школы, а ведь стоит напомнить, что в группах были в основном дети с расстройством аутического спектра. На сегодня уже в массовые группы «Батыра» по направлению пришли порядка 20 детей. Воспитателям, конечно, нелегко, но на помощь приходят коллеги из семейного кабинета.

В 2015 году ясли-сад определили областной педагогической мастерской по инклюзивному образованию в сфере дошкольного воспитания. Так что опытом работники «Батыра» делятся. А в скором времени придут им в поддержку методические пособия, о которых говорят в НАО,
КазНПУ, новые кадры. Шаг за шагом – именно так и приходят к успеху.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

В процедуру банкротства физических лиц внесены поправки
Гонка за ресурсами
Требования к безопасности труда ужесточат
Повышая инвестиционную привлекательность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]