Театр его жизни

875
Салима Тасеменова

Настоящий режиссер

Познакомилась я с Юрием Ивановичем в Усть-Каменогорске осенью 1973 года. Мы, студенты музыкального училища, отправились на целый месяц в село Уварово на уборку овощей. Когда вернулись домой, уже сроднившиеся, перезнакомившиеся друг с другом, узнали, что в русском драматическом театре – премьера спектакля Александра Островского «Последняя жертва», в котором главную роль играет ведущая актриса театра, красавица-жена главного режиссера. Вечером мы с подругами поспешили на спектакль.

Городской театр – историческая постройка конца XIX – начала ХХ века. Потрясающей красоты здание стоит в парке, это бывшая церковь из красного кирпича, прошедшая реконструкцию. Сразу у входа – небольшой холл, направо – дверь и лестница на второй этаж, в центре – двери в зрительный зал, слева – небольшой гардероб. Когда мы шумной ватагой забежали в ­театр, нас встретил красивый мужчина в черном смокинге, белой рубашке с галстуком-бабочкой. Волосы белые, как снег, глаза бирюзово-голубые.

Кто-то из моих подруг шепнул, что это главный режиссер – Книжников Юрий Иванович. Он улыбнулся и приложил палец к губам, призывая к тишине. Мы на цыпочках прошли в зал. Нам с подругой удалось найти одно место в первом ряду. Несмотря на шиканье, уселись вдвоем и до антракта просидели на вип-месте. В антракте, как завсегдатаи театра, хотя кто-то из нас пришел сюда впервые, бурно обсуждали героиню: какая она красивая, как хорошо играет…

Вечер удался! Столько впечатлений! Потом я долго сравнивала других режиссеров именно с Юрием Ивановичем, как будто все главные режиссеры должны были выглядеть как он – красиво, элегантно, интеллигентно, и обязательно быть седовласыми и в возрасте чуть за 50.

В 1984 году, когда театр гастролировал в Алматы, я смотрела спектакли, поставленные Книжниковым. Еще через некоторое время тоже стала режиссером, и директор Чимкентского русского драматического театра пригласил меня на разовую постановку. Тогда состоялась моя вторая встреча с Юрием Ивановичем. О ней я расскажу позже.

Актеры всегда любили своего режиссера и через многие годы тепло о нем говорят.

«Я играл Кибера Карлье в его спектакле «Блэз» по пьесе Клода Манье. Юрий Иванович всегда спокойный, несуетливый, сдержанный, без лишних эмоций, – вспоминает актер Анатолий Землянов. – Он умел создать творческую атмосферу в работе над спектак­лями. Любил, когда актеры сами находили какие-то интересные качества персонажа. Азартно подсказывал яркие штрихи для завершения характера персонажа.

Как-то в театре молодой режиссер-дипломник ставил пьесу Юрия Бондарева «Рядовые». Юрий Иванович с удовольствием помогал ему, рассказывал о военном времени: что такое солдатская выправка, как носили оружие, обмундирование… Вот тогда мы узнали, что он ветеран войны.

О войне Юрий Иванович не любил говорить, качал головой, избегал этой темы».

От Сталинграда до Вены

Родители Юрия Книжникова – Иван Михайлович и Антонина Федоровна – поженились в 1920-м в Астрахани. Сын родился 25 декабря 1922 года в селе Болхуны Енатаеского района Астраханской области. В начале 40-х семья жила в Саратове.

В армию Юрий призван 1 июня 1942 года. Вскоре он пишет матери: «…Сейчас у нас идет боевая учеба. Писать совсем некогда. Я получил благодарность от командования. Скоро отправимся на фронт. С нетерпением жду этого дня».

Сегодня внуки Юрия Ивановича хранят награды деда, справки, копии приказов Верховного главно­командующего, благодарности и, конечно, фронтовые письма, которые с годами пожелтели, выцвели, обтрепались… Они трогают до глубины души, ведь письма были единственной ниточкой, связываю­щей солдат с родными во время войны, их писали с надеж­дой на скорую встречу и победу.

Вот письмо от 27 ноября 1943 года:

«Здравствуй, мамочка!

Шлю горячий привет с фронта Отечественной войны.

Я жив и здоров. Сыт, обут и одет тепло. Продолжаю громить фашистских захватчиков.

Как у вас там жизнь протекает, в Саратове? Как вы живете? Как подготовились к зиме? Как с дровами? Где папа? Все напишите мне. Очень давно я не знаю, как вы живете или нет вас в живых. Уж почти год прошел с тех пор, как я получил от вас последнее письмо.

Целую всех вас, крепко обнимаю. Привет папе, Рите и дяде Шуре.

Ваш сын Юра».

В 1944-м тон писем меняется, как и обстановка на фронтах, становится оптимистичнее: «Привет и наилучшие пожелания с фронта! Поздравляю вас всех с праздником 7 ноября. Я пока жив и здоров. Чувствую себя превосходно. Письма от вас получаю, от папы тоже. Получил и от Олега, он на 2-м Белорусском…»

Фронтовой путь Юрия Книжникова – от Сталинграда до Вены. С 1942-го по 1945-й он воевал в составе легендарной 57-й армии, рожденной в Сталинграде, которая освобождала Днепропетровск, Кировоград, Николаевск, Одесскую область, а также Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. Победу гвардии старшина Книжников встретил в Германии.

Юрий Иванович был командиром взвода 98-го стрелкового полка. В своих коротких письмах он, думая о родных, почти не пишет о тяготах окопной жизни, о том, что был ранен. Когда он работал в театре, мало кто знал, что он фронтовик, инвалид II группы, а среди его боевых наград – медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медаль «Георгий Жуков» и орден «От Сталинграда до Вены»…

После победного 9 Мая 1945 года Юрий Книжников служил еще полгода, демобилизовался в нояб­ре. Наверное, он принял решение оставить все, что связано с войной, в прошлом. Самое главное – он остался в живых, может заниматься творчеством, дарить людям радость.

Вернувшись в Саратов, поступает в двухгодичную театральную студию при Саратовском русском драматическом театре им. К. Маркса, которую с отличием оканчивает в 1947-м. В Саратовском театре молодой талантливый актер плотно занят в репертуаре, но этого ему мало – он хочет продолжить учебу.

В 1954 году Юрий Иванович едет в Ленинград, в Театральный институт им. А. Н. Островского, чтобы стать режиссером. Эту высоту он тоже берет победоносно. В 1959-м приглашен в Севастополь как режиссер-постановщик Драматического театра Черноморского флота.

Здесь он встретит свою любовь, единственную и неповторимую Ларису Шаповалову. Красавица с огненно-рыжими волосами и небесно-голубыми глазами, стройная, с изящными, как у пианистки, руками. Его избранница обладала яркой внешностью, столь необходимой для актрисы театра, и была талантлива.

Они поженились 8 сентября 1959 года в Севастополе. В 1962-м родился их первенец – Олег, названный в честь погибшего на войне брата. Второй сын, родившийся в ­1969-м, получил имя в честь отца – Иван.

Лариса Ивановна – ведущая акт­риса театра, Юрий Иванович – режиссер, ставящий по меньшей мере пять спектаклей в год. Это «Женитьба Бальзаминова» А. Островского, «Пять вечеров» А. Володина, «Пока бьется сердце» В. Михайлова, «Опасный возраст» С. Нариньяни, Б. Васильева, «Вива, Куба!» А. Шервашидзе, «Четвертый» К. Симонова и многие другие.

В 1964 году они переезжают в Новгород, потом будут театры Иваново и Гомеля. 1 ноября 1971 года для семьи Книжниковых начинается новый период – теперь их жизнь связана с Казахстаном.

Признание и признательность коллег

Они начинают работать в Усть-Каменогорске, в Русском драматическом театре им. Д. Джабаева, где Юрий Иванович получает долж­ность главного режиссера. Наконец-то решился вопрос и с жильем – семья получает хорошую квартиру.

В этом театре Юрий Книжников поставил замечательные спектак­ли: Ф. Достоевский «Идиот», Л. Толстой «Царь Федор Иоаннович», А. Островский «Последняя жертва», А. Гладков «Давным-давно», И. Дворецкий «Человек со стороны» и другие.

В 1978-м Юрия Книжникова пригласили в Чимкент возглавить Русский драматический театр.

«В 1980 году меня привела в ­театр заслуженная артистка Казахской ССР Анна Ивановна Пащенко. Главным режиссером Чимкентского русского драматического театра был Юрий Иванович. Его добрая воля определила мою дальнейшую творческую судьбу. За это я ему безмерно благодарна, – вспоминает актриса Ольга Светенкова-Моисеева. – Моими партнерами были героини театра – Лариса Шаповолова, Светлана Догмарова, Анна Пащенко, известные артисты Ломакин и Шарипов… Я играла в таких спектаклях Книжникова, как «Доходное место», «Гнездо глухаря», «Блэз», «Восемь любящих женщин». Его спектакли были интересные, понятные для зрителя.

Юрий Иванович очень доброжелательный, нешумный, интеллигентный, умел держать себя в руках. Если в процессе репетиций между артистами возникал эмоциональный спор, он выжидал, наклонял голову и, улыбаясь, говорил: «Ну? Все? Репетируем дальше?» Делал замечания коротко и ясно, не повышая голос, и говорил всегда правду в глаза.

Был немногословен, не забивал голову артистам терминологией. Но делал очень точные подсказки, которые помогали в создании роли. Иногда он показывал сам. Это случалось редко, но метко. Добрый, мудрый, порядочный, тихий человек. Совершенно нетусовочный режиссер – с рассказами театральных баек. Не говорил о войне, и никто не подозревал, что он был инвалидом II группы…»

Актер Рамиль Шарипов так охарактеризовал Юрия Книжникова: «Мягкий, интеллигентный, о таких говорят «старая гвардия». Внешне напоминал актера Павла Кадочникова. Прощаясь, произносил свою фирменную фразу: «Покедова-бонжур!»

Юрий Иванович принял на работу и нынешнего директора и художественного руководителя Шымкентского русского драматического театра, заслуженного деятеля РК Игоря Вербицкого.

«Юрий Книжников определил дальнейшую мою творческую судьбу, – говорит он. – Я играл почти во всех его спектаклях: «Гнездо глухаря», «Вечно живые», «Три сестры» и других. Он избегал и не создавал конфликтных ситуаций. Никогда не повышал голос на актеров и других работников театра. Юрий Иванович – крепкий ремесленник, наблюдательный, мудрый».

В 1992 году в Чимкентском русском драматическом театре я, амбициозный режиссер, прошедший стажировку в Москве у известного тогда Анатолия Васильева, ставила спектакль «Семейный портрет с посторонним» по пьесе С. Лабозерова. Когда увидела в театре Юрия Ивановича, очень обрадовалась встрече. Он почти не изменился. Такой же красивый, мягкий, спокойный, немногословный. Узнала, что он много читает, хорошо говорит по-французски…

Шли последние дни перед премьерой. Юрий Иванович пригласил в свой кабинет и сказал: «Посмотрел прогон, мне понравилось». Но я в зале его не видела… Ведь как обыч­но делают главные режиссеры? Приходят демонстративно, садятся в зале и дают команду начинать, нагоняя мандраж на актеров и постановщика. После прогона могут устроить и «публичную порку».

Ничего такого не было. Юрий Иванович предложил сдавать спектакль со зрителями. Я сильно волновалась, но он как-то по-отечески улыбнулся и сказал: «Все будет хорошо!» На следующий день – полный зал. Пришли представители других театров. В целом спектакль прошел на ура. Были, конечно, мелкие погрешности, но это не было заметно для публики.

После спектакля, когда за кулисами поздравляли актеров с премьерой, кто-то напомнил Юрию Ивановичу про обсуждение, но он ответил: «Видели, как зрители принимали? Значит и мы принимаем». Он подписал первую афишу спектакля: «Сəке! С наилучшими пожеланиями!» Потом мы вдвоем сидели в его кабинете... Юрий Иванович многому научил меня в профессии.

28 июня 1994 года состоялась громкая премьера его спектакля «Блэз» по пьесе К. Манье, все его поздравляли. Он проработал начало сезона 1995 года, а потом мы его хоронили...

Обещание выполнено

Мы подружились с Ларисой Ивановной, вдовой Юрия Книжникова. Она была прекрасная актриса, на нее ставили спектакли. У меня она играла в комедии В. Гуркина «Прибайкальская кадриль». Как человек была честной, бескомпромиссной, порядочной. Трудоголик и профессионал. Они с Юрием Ивановичем были красивой парой, в чем-то даже похожи.

Давно обещала Ларисе Ивановне написать о ее муже. Так случилось, что обещание выполняю только сейчас. Но ведь память и благодарность живут в сердцах людей долго.

В 2002 году я ставила спектакль в Усть-Каменогорске, в казахской труппе при русском театре. Когда узнали, что я из Шымкента, многие актеры и работники театра спрашивали: «А вы знали Ларису Ивановну, как она там? Как дети? Как она справляется одна?» Говорили о ее ролях и о Юрии Ивановиче как прекрасном руководителе, и о его спектаклях, которые до сих пор помнят. С такой любовью вспоминали об этой паре!

Думаю, в чем же секрет творчества и личного обаяния Юрия Книжникова? В его постановках не было революционности, эпатажа, они не заманивали зрителя дешевыми эффектами. Всеволод Мейерхольд говорил, что в театре следует не отображать жизнь, а преодолевать ее. Наверное, этому принципу следовал Юрий Книжников. Его настольными книгами были работы В. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова, К. Станиславского. Он вдумчиво и основательно работал над будущими постановками.

Раньше у режиссеров существовал «портфель», в котором находились 5–6 пьес, готовых для постановки в театрах. По словам внучки, Насти Книжниковой, в семье осталось много рукописного материала, Юрий Иванович вел дневники.

Мне кажется, что общения с такими людьми, как Юрий Книжников, не хватает сегодня молодым артистам и режиссерам. Как хорошо, если удается встретить в начале творческого пути честного, мудрого, надежного старшего друга, который, опираясь на свой опыт, поможет, подскажет, будет терпелив и доброжелателен.

Юрий Книжников – один из многих, кто подарил нам сегодняшнюю мирную жизнь. Он с честью исполнил воинский долг, защитив свою страну, свою семью. Он один из многих режиссеров, которые приехали в Казахстан и внесли большой вклад в развитие отечественного театрального искусства. Жаль, что о них очень мало сегодня говорят. Мы должны помнить о старшем поколении и рассказывать о нем молодежи. Чтобы знали и чтобы помнили. Это традиция казахского народа.

Популярное

Все
Казахстан занял первое место на молодежном чемпионате Азии по боксу
Десять тонн насвая сожгли в Астане
Дияс одержала первую за 2 года победу на турнире в Японии
Президент возложил цветы к монументу «Отан Ана»
Путинцева вошла в ТОП-4 по количеству побед на турнирах WTA-1000 в этом году
Две тысячи факелов изготовили в преддверии Олимпийских игр в Париже
Государственный флаг Казахстана подняли на Голанских высотах
В Японии впервые в мире протестировали связь 6G
Ученые расшифровали язык кашалотов
Столичной школе присвоили имя Рахимжана Кошкарбаева
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Злые языки страшнее пистолета
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Урок на приусадебном участке
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
День единства народа Казахстана: сколько этносов проживают в республике
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
В Актобе у цыган есть свой шаңырақ
Пожилым – забота, молодым – «плюшки»
Как перевозят гуманитарные грузы для пострадавших от паводков по платным автотрассам
Семей: что показать туристам?
Президент поздравил казахстанцев с Днем единства народа Казахстана
Сборная Казахстана пробилась в финал Кубка мира по пулевой стрельбе
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

Вопросы полицейским задает молодежь
Молодой лес вырос за день
Обустройство новых мест отдыха
Зелени в Улытау будет больше

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]