По традиции каждый год в этот профессиональный праздник Группа Казахмыс торжественно чествует передовиков производства, победителей в номинации «Лучший по профессии», награждает их денежной премией и памятными подарками в каждом регионе (филиале). В коллективах проводятся торжественные мероприятия, спортивные состязания, конкурсы. День транспорта и связи – это профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей транспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг.
…Горно-обогатительный комплекс страны сегодня трудно представить без серьезной транспортной составляющей. Так, к примеру, в корпорации Казахмыс считают, что ее бесперебойная работа в немалой степени обеспечивается за счет развитой транспортной сети. И это вполне справедливо: расстояния между металлургическими предприятиями и рудниками мощнейшего холдинга достигают порой 1 000 км, и транспорт здесь – важнейшая составляющая технологического процесса.
В 2006 году корпорацией был реализован пилотный проект по передаче на аутсорсинг железнодорожного транспорта, а в 2009 году внешним подрядчикам был передан автомобильный транспорт. Эти шаги были предприняты для оптимизации производственных расходов, в частности, снижения расходов на транспортное обслуживание. Во внимание принимался лучший зарубежный опыт. Сейчас транспортная структура корпорации включает в себя два крупнейших в Казахстане предприятия-подрядчика – железнодорожную компанию «Трансменеджмент» и автотранспортную компанию ТОО «КМ Logistic». Общее количество транспорта в их парке составляет около 3 200 единиц, собственный парк локомотивов насчитывает больше ста единиц, парк вагонов – свыше 1 000 единиц. На долю Казахмыс приходится большинство заказов.
Одним из главных условий при передаче транспортного участка корпорации в аутсорсинг подрядчикам было 100-процентное сохранение за производственным персоналом рабочих мест. Во внимание принимался тот факт, что в таких моногородах, как Жезказган и Сатпаев, люди работают на предприятиях корпорации Казахмыс десятилетиями, следовательно, профессиональный опыт передается от отца к сыну. И хотя люди начали работать в новых компаниях, они по-прежнему являются членами профсоюзных организаций корпорации и приобщены к социальным программам. Все обязательства по предоставлению социальных льгот корпорация выполняет, средства на оказание материальной помощи выделяются планомерно и в том же объеме.
Стоит отметить, что за последние 15 лет структура транспортной работы серьезно изменилась, прежде всего в части автомобильных перевозок. Сегодня в корпорации завершается работа в области технической политики, которая предусматривает замену парка не по сложившейся традиции «единица на единицу», а исходя из грузооборота и грузопотока. Это значит, что при эксплуатации большегрузных автомобилей, используемых для перевозки сборных грузов или грузов, не связанных с основным производством, будет пересматриваться мощность двигателей, расход топлива, эксплуатационные характеристики. Более того, продолжается работа над тем, чтобы этот парк максимально соответствовал потребностям производства.
На сегодня Казахмыс имеет собственные железнодорожные пути протяженностью свыше 1 000 км, обслуживающие промышленные площадки. Кроме этого, корпорация активно взаимодействует с АО «Казтемиртранс» и АО «Казахстан темир жолы» при перевозке руды и готовой продукции. Для переоснащения парка железнодорожных составов уделяется особое внимание казахстанским производителям грузовых вагонов.
Составной и неотъемлемой частью современного транспортного предприятия является логистика, без которой нельзя достичь снижения существенных транспортных расходов на любом производстве. Это многоплановый аспект, включающий в себя не только транспортную часть, но и работу сопутствующих подразделений – складское хозяйство, различные методы оптимизации грузовой работы, а также решения, связанные с автоматизированными системами.
За последние 7–8 лет объем транспортной работы не изменился по своей структуре, но количество техники, выполняющей ту же самую работу, заметно сократилось. Это связано с тем, что один из реализуемых проектов – «Региональное единое складское хозяйство» – обеспечивает подготовку и обработку грузов, тем самым позволяя транспортникам выполнять заказы в максимально короткие сроки. Это и есть один из приемов централизованной доставки грузов, который позволяет серьезно оптимизировать транспортные грузовые потоки.
Сегодня в корпорации решают задачу по созданию единого диспетчерского центра, который будет управлять транспортным комплексом в режиме реального времени с использованием всех видов транспорта. Кроме того, запланирован переход на объемно-весовые характеристики грузов. Это один из параметров логистики, позволяющий уйти от традиционного заказа транспортной работы, который ранее осуществлялся в машиночасах, так как использование машины только с учетом времени эксплуатации не всегда эффективно. С решением этих задач произойдут серьезные позитивные изменения в работе не только подрядных транспортных организаций, но и всей корпорации. В частности, это позитивным образом отразится на себестоимости продукции.
В рамках государственно-частного партнерства корпорация тесно взаимодействует с органами власти на местах. Регулярно на местном и региональном уровнях подписываются меморандумы, имеющие серьезную социальную составляющую, в том числе учитывающие содержание и капитальный ремонт дорог. Эта работа реализуется совместно с акиматами различных уровней, и в корпорации считают это взаимодействие очень важным. Казахмыс готов и впредь следовать принципам социальной ответственности бизнеса и быть надежным партнером государства.
Айгуль ТУРЫСБЕКОВА