Успех летчика куется на земле

12673
Дина Боранбаева, область Жетысу

Весть о том, что Талдыкорганской авиационной базе Сил воздушной обороны присвоят имя дважды Героя Советского Союза Сергея Даниловича Луганского, стала огромным событием для всех казахстанцев.

фото автора

Это не только увековечит память легендарного летчика, но и станет еще одним стимулом оставаться лучшими в своем деле, с гордостью говорят сами военнослужащие в⁄ч 21751, которая выполняет боевые задачи по охране и обороне воздушного пространства страны.

Славная история авиабазы берет начало в 1970 году, когда в составе 73-й воздушной армии Среднеазиатского военного округа ВС СССР был сформирован 129-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. В его послужном списке – участие в боевых действиях в Афганистане. В 1999-м 129-й авиаполк был переформирован в авиационную базу ВВС РК, которая является на сегодня одной из образцовых воинских частей.

Именно здесь лучшая материально-техническая и инструкторская база: в⁄ч 21751 одной из первых в стране была укомплектована новыми многофунк­циональными истребителями Су-30СМ; тут проходит переучивание летных экипажей и инженерно-технического состава из других авиачастей Казахстана. Талдыкорганская авиабаза – пос­тоянный участник международных и республиканских учений, неоднократно она признавалась лучшей частью Вооруженных сил страны.

Служить тут – большая честь и ответственность, говорят представители молодого поколения военнослужащих авиабазы. Уроженец Актобе Алимхан Султанов здесь с 2017 года. За это время налетал на истребителе Су-30
более 600 часов. Это немного, скромно уточняет летчик, который регулярно покоряет высоту в 16–17 тыс. метров на скорости в 1 400 м⁄с, преодолевая скорость звука и за полтора часа совершая полет от Талдыкоргана до Актау. Сын строителя и учительницы, он первым в семье связал свою жизнь не только с небом, но и с военным делом в целом.

– С детства мечтал быть военным, – рассказывает 31-летний Алимхан Серикович. – В старших классах понял, что хочу стать летчиком именно истребителя. В 2011 году поступил в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова. После окончания был направлен в данную часть, однако позднее откомандирован в учебный центр города Балхаша, где проходил тренировки на учебном самолете Л-39. В конце 2017-го прибыл обратно в Талдыкорган и тогда же начал летать на новой технике.

А у 26-летнего Баглана Бирлеса налет, как выражаются сами военные, составляет пока «всего» более 300 часов.

– Мы совершаем много взлетов-посадок, а у гражданских пилотов в основном долгие перелеты, – поясняет старший лейтенант. – На самом деле нельзя сравнивать типы этих самолетов. Мы говорим между собой: «Пилоты пилотируют, а летчики летают».

Сам Баглан родом из Алматы, с 2020 года постоянно проживает в Талдыкоргане, куда прибыл сразу после окончания учебы в том же Военном институте города Актобе. Он тоже стал первым военным в своей семье, а вдохновил его на выбор столь незаурядной профессии… школьный учитель.

– Мой преподаватель по начальной военной подготовке в физико-математическом лицее № 39 всегда говорил, что я рожден быть военным, – говорит Баглан Бирлесович. – Он мне и дал список всех высших военных учебных заведений страны. Родные переживали, поступлю ли я. Помню, папа спрашивал, готов ли я нести такую ответственность. Я тогда уже горел службой и уверенно ответил «да». В 2019-м окончил Актюбинский институт Сил воздушной обороны и сначала был направлен на авиационную базу города Актау, а потом сюда.

В Талдыкоргане лучшая летная база, уверенно заявляют бравые парни: здешних летчиков всегда отличает особое мастерство. От них же самих требуются идеальное здоровье, постоянная отменная физическая форма и, безусловно, стопроцентное знание своего дела.

– Если ты доученный летчик, сомнениям места не будет, – подробно отвечает на вопрос, не страшно ли один на один с небом, Алимхан Султанов. – Как летчик-инженер ты наизусть должен знать все технические данные, ограничения, принципы работы вплоть до пневматики и давления в шинах.

Первый полет всегда совершается с инструктором, далее следует определенная программа курса, и только потом выпускают в самостоятельные полеты.

– Каждый раз готовимся, прокручивая весь маршрут в голове, – продолжает Баглан Бирлес. – Обдумываем все действия – от взлета до посадки. Также учим особые случаи в полете, чтобы быть готовыми к внештатным ситуациям. В небе все решают секунды. Проводим тренаж «пеший – по-летному», когда с моделью самолета в руках «проходишь» весь маршрут и рассказываешь каждое свое действие. У нас каждый полет четко расписан: время, последовательность. Постоянно готовишься, повторяешь и привыкаешь.

Удивительно, но при таком уровне подготовки и высочайшем профессионализме этих специалистов отличает и особая суеверность. Мне, как и многим «буквоедам», режет слух ставшее уже повсеместным употребление слова «крайний» вместо «последний», пришедшее как раз из профессионального сленга летчиков. Но это далеко не единственная примета, которой строго следует каждый, кто так или иначе связан с авиацией. Например, в день полета ни один из тех, кто совершает вылет, ни под каким предлогом не даст интервью и не сфотографируется.

– Таких неписаных законов много, – делятся летчики. – Нельзя срывать цветы на аэродроме, нельзя летать с отпускным билетом в кармане или надевать в полет новые вещи. Не бриться перед полетом тоже было актуальной приметой, но сейчас из-за требований о стандартах внешнего вида она утратила силу.

Безопасность и успех летчика куются на земле, продолжают военнослужащие. Один – не воин ни в поле, ни в небе. Каждый полет – результат слаженной работы всего личного состава части, от самого старшего до младшего. И если летчик успешно выполнил боевую задачу – это общая заслуга.

– В подготовке к вылету одного самолета принимают участие порядка 70–80 человек, – подчеркивает Баглан Бирлесович. – В первую очередь это инженерно-технический состав, который готовит технику, проводит регламентные работы. Далее – аэродромно-техническое обеспечение, те, кто отвечает за подготовку полосы. К ним относятся также средства наземного обеспечения: азот, кислород, спецжидкости, топливо. Это связисты, которые отвечают за радиотехнические системы, это метеорологическое обеспечение. Это группа управления полетами. Диспетчеры, которые согласовывают воздушное пространство. Так что летчик не может просто взять и полететь. Мы работаем как единый механизм. Если что-то одно выпадет – будет срыв полета. В процессе тренировок наш большой и сплоченный коллектив доводит все действия до автоматизма.

Добавим, что это не просто коллектив, а летное братство, в котором авиаторы доверяют друг другу свои жизни. Старшие товарищи делятся опытом, всегда помогут и подскажут, а молодые военнослужащие стараются во всем оправдывать оказанное доверие.

– Медработники, повара и даже супруги военнослужащих – все это и есть надежный тыл, – отмечает Алимхан Султанов. – У всех военных на первом месте работа. Большую часть времени мы проводим на службе, на дежурствах. У нас нет такого понятия, как личное время, сначала – воинский долг. Супругам приходится вслед за мужьями менять дислокации, оставляя своих близких, самим заниматься всем бытом, чтобы мы спокойно работали. Им тоже нелегко, и мы это очень ценим.

Популярное

Все
Сменился министр просвещения Казахстана
В Алматы встретили футболистов команды «Реал Мадрид»
Almaty Marathon 2025 стал рекордным по числу участников-иностранцев
В Акорде разъяснили последние кадровые перестановки
Жаслан Мадиев возглавил новое министерство
Глава МСХ проверил ход реализации проекта по возрождению сорта «Апорт»
Жандос Умиралиев назначен первым заместителем Генпрокурора РК
Театр «Астана Балет» завоевал серебряную медаль на Всемирном фестивале танца
Экс-министру сельского хозяйства КНР вынесен смертный приговор
Новые учебники апробируют в казахстанских школах
Группу квартирных воров задержали в Туркестанской области
Касым-Жомарт Токаев и Серджо Маттарелла провели переговоры
«Невозможное становится возможным»: казахстанская художница – о встрече с Джеки Чаном в Алматы
Милад Карими стал победителем этапа Кубка вызова по спортивной гимнастике
Знаменитый Дубайский фонтан откроется после реконструкции
Президента Италии торжественно встретили в Акорде
Дальнейшее углубление партнерства обсудили президенты Казахстана и Италии
Крупный наркопосев ликвидировали полицейские Кызылорды
В Дубае создадут зону для беспилотного транспорта
Холода накроют юг Казахстана
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Должникам теперь не скрыться
Какие участки дорог перекроют в Астане
Супертайфун «Рагаса» идет на Вьетнам
Токаев провел ряд встреч и переговоров в Нью-Йорке
Сел за решетку на всю жизнь
Казахстан играет ключевую роль в качестве логистического хаба – Глава государства
Четыре страны признали палестинское государство
Касым-Жомарт Токаев выступил на Генеральной Ассамблее ООН
Президент высказался о восстановлении надежной архитектуры безопасности в мире
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Олимпиады в цифровом формате: платформу SMART Daryn разработали в Казахстане
Лучших операторов беспилотников определили в Жамбылской области
В алматинском акимате придумали способ повысить вдвое зарплату дворникам
Цифровизация и ИИ стали национальным приоритетом в Казахстане - Глава государства
Касым-Жомарт Токаев обозначил экономические приоритеты Казахстана
В Москве объявлен победитель «Интервидения»
Первая в Центральной Азии Академия ФИФА
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Кубок Senat Open разыграли в Астане
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова

Читайте также

В Астане прошёл турнир памяти героя-пограничника Раджана Ба…
Странная гибель скота в ВКО: результаты исследования озвучи…
В селе Карагандинской области открыли новый пункт пожаротуш…
В Минпромышленности поздравили с праздником машиностроителей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]