Успех летчика куется на земле

11878
Дина Боранбаева, область Жетысу

Весть о том, что Талдыкорганской авиационной базе Сил воздушной обороны присвоят имя дважды Героя Советского Союза Сергея Даниловича Луганского, стала огромным событием для всех казахстанцев.

фото автора

Это не только увековечит память легендарного летчика, но и станет еще одним стимулом оставаться лучшими в своем деле, с гордостью говорят сами военнослужащие в⁄ч 21751, которая выполняет боевые задачи по охране и обороне воздушного пространства страны.

Славная история авиабазы берет начало в 1970 году, когда в составе 73-й воздушной армии Среднеазиатского военного округа ВС СССР был сформирован 129-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. В его послужном списке – участие в боевых действиях в Афганистане. В 1999-м 129-й авиаполк был переформирован в авиационную базу ВВС РК, которая является на сегодня одной из образцовых воинских частей.

Именно здесь лучшая материально-техническая и инструкторская база: в⁄ч 21751 одной из первых в стране была укомплектована новыми многофунк­циональными истребителями Су-30СМ; тут проходит переучивание летных экипажей и инженерно-технического состава из других авиачастей Казахстана. Талдыкорганская авиабаза – пос­тоянный участник международных и республиканских учений, неоднократно она признавалась лучшей частью Вооруженных сил страны.

Служить тут – большая честь и ответственность, говорят представители молодого поколения военнослужащих авиабазы. Уроженец Актобе Алимхан Султанов здесь с 2017 года. За это время налетал на истребителе Су-30
более 600 часов. Это немного, скромно уточняет летчик, который регулярно покоряет высоту в 16–17 тыс. метров на скорости в 1 400 м⁄с, преодолевая скорость звука и за полтора часа совершая полет от Талдыкоргана до Актау. Сын строителя и учительницы, он первым в семье связал свою жизнь не только с небом, но и с военным делом в целом.

– С детства мечтал быть военным, – рассказывает 31-летний Алимхан Серикович. – В старших классах понял, что хочу стать летчиком именно истребителя. В 2011 году поступил в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова. После окончания был направлен в данную часть, однако позднее откомандирован в учебный центр города Балхаша, где проходил тренировки на учебном самолете Л-39. В конце 2017-го прибыл обратно в Талдыкорган и тогда же начал летать на новой технике.

А у 26-летнего Баглана Бирлеса налет, как выражаются сами военные, составляет пока «всего» более 300 часов.

– Мы совершаем много взлетов-посадок, а у гражданских пилотов в основном долгие перелеты, – поясняет старший лейтенант. – На самом деле нельзя сравнивать типы этих самолетов. Мы говорим между собой: «Пилоты пилотируют, а летчики летают».

Сам Баглан родом из Алматы, с 2020 года постоянно проживает в Талдыкоргане, куда прибыл сразу после окончания учебы в том же Военном институте города Актобе. Он тоже стал первым военным в своей семье, а вдохновил его на выбор столь незаурядной профессии… школьный учитель.

– Мой преподаватель по начальной военной подготовке в физико-математическом лицее № 39 всегда говорил, что я рожден быть военным, – говорит Баглан Бирлесович. – Он мне и дал список всех высших военных учебных заведений страны. Родные переживали, поступлю ли я. Помню, папа спрашивал, готов ли я нести такую ответственность. Я тогда уже горел службой и уверенно ответил «да». В 2019-м окончил Актюбинский институт Сил воздушной обороны и сначала был направлен на авиационную базу города Актау, а потом сюда.

В Талдыкоргане лучшая летная база, уверенно заявляют бравые парни: здешних летчиков всегда отличает особое мастерство. От них же самих требуются идеальное здоровье, постоянная отменная физическая форма и, безусловно, стопроцентное знание своего дела.

– Если ты доученный летчик, сомнениям места не будет, – подробно отвечает на вопрос, не страшно ли один на один с небом, Алимхан Султанов. – Как летчик-инженер ты наизусть должен знать все технические данные, ограничения, принципы работы вплоть до пневматики и давления в шинах.

Первый полет всегда совершается с инструктором, далее следует определенная программа курса, и только потом выпускают в самостоятельные полеты.

– Каждый раз готовимся, прокручивая весь маршрут в голове, – продолжает Баглан Бирлес. – Обдумываем все действия – от взлета до посадки. Также учим особые случаи в полете, чтобы быть готовыми к внештатным ситуациям. В небе все решают секунды. Проводим тренаж «пеший – по-летному», когда с моделью самолета в руках «проходишь» весь маршрут и рассказываешь каждое свое действие. У нас каждый полет четко расписан: время, последовательность. Постоянно готовишься, повторяешь и привыкаешь.

Удивительно, но при таком уровне подготовки и высочайшем профессионализме этих специалистов отличает и особая суеверность. Мне, как и многим «буквоедам», режет слух ставшее уже повсеместным употребление слова «крайний» вместо «последний», пришедшее как раз из профессионального сленга летчиков. Но это далеко не единственная примета, которой строго следует каждый, кто так или иначе связан с авиацией. Например, в день полета ни один из тех, кто совершает вылет, ни под каким предлогом не даст интервью и не сфотографируется.

– Таких неписаных законов много, – делятся летчики. – Нельзя срывать цветы на аэродроме, нельзя летать с отпускным билетом в кармане или надевать в полет новые вещи. Не бриться перед полетом тоже было актуальной приметой, но сейчас из-за требований о стандартах внешнего вида она утратила силу.

Безопасность и успех летчика куются на земле, продолжают военнослужащие. Один – не воин ни в поле, ни в небе. Каждый полет – результат слаженной работы всего личного состава части, от самого старшего до младшего. И если летчик успешно выполнил боевую задачу – это общая заслуга.

– В подготовке к вылету одного самолета принимают участие порядка 70–80 человек, – подчеркивает Баглан Бирлесович. – В первую очередь это инженерно-технический состав, который готовит технику, проводит регламентные работы. Далее – аэродромно-техническое обеспечение, те, кто отвечает за подготовку полосы. К ним относятся также средства наземного обеспечения: азот, кислород, спецжидкости, топливо. Это связисты, которые отвечают за радиотехнические системы, это метеорологическое обеспечение. Это группа управления полетами. Диспетчеры, которые согласовывают воздушное пространство. Так что летчик не может просто взять и полететь. Мы работаем как единый механизм. Если что-то одно выпадет – будет срыв полета. В процессе тренировок наш большой и сплоченный коллектив доводит все действия до автоматизма.

Добавим, что это не просто коллектив, а летное братство, в котором авиаторы доверяют друг другу свои жизни. Старшие товарищи делятся опытом, всегда помогут и подскажут, а молодые военнослужащие стараются во всем оправдывать оказанное доверие.

– Медработники, повара и даже супруги военнослужащих – все это и есть надежный тыл, – отмечает Алимхан Султанов. – У всех военных на первом месте работа. Большую часть времени мы проводим на службе, на дежурствах. У нас нет такого понятия, как личное время, сначала – воинский долг. Супругам приходится вслед за мужьями менять дислокации, оставляя своих близких, самим заниматься всем бытом, чтобы мы спокойно работали. Им тоже нелегко, и мы это очень ценим.

Популярное

Все
Конкурс «Қазағымның дәстүрлері-ай» состоялся в Астане
Подготовка к военному параду
Фестиваль «Играем Баха» прошел в Шымкенте
Кобей Хусаинов: личность, гражданин, ученый
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Картины пишем шерстью
Раз должок, два должок
А ты оплатил налог на транспорт?
История с тремя карагачами
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Пытливый ученый, незаурядная личность
Отключение будет поэтапным
Специализированный экономический суд постановил вернуть водоканал в госсобственность
Экобюро лоббирует «зеленые» проекты
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
День сближения сердец
Умер казахстанский миллиардер Александр Машкевич
Кипит казан в школьном дворе
«Цифровое общество» защитит персональные данные
В Турции ширятся протесты против задержания мэра Стамбула
Пожар произошел в пассажирском поезде на участке Астана – Караганда
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Капсула под строительство визит-центра и хаба креативных индустрий заложена в Зеренде
Макгрегор вновь заявил о планах стать президентом Ирландии
Умер экс-полковник КГБ Олег Гордиевский, бежавший на Запад
В этом году каждый землянин съест в среднем более 7 кг макаронных изделий
Кокшетау: шествие женщин в кимешеках вошло в Книгу рекордов Казахстана
Казахстанцев просят воздержаться от участия в митингах в Стамбуле
О ситуации на водохранилищах страны сообщили в отраслевом ведомстве
Солнечный Алматы: синтез традиций и современности
Час земли: почти 50 объектов отключили подсветку в Астане
Токаев поздравил нового президента МОК
Актау: Перспективы развития и превращение в крупный туристический центр Казахстана
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
В МСХ – новое назначение
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни
Цех с суррогатным алкоголем выявили в Костанайской области
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Казахстанцы всё чаще жалуются на китайский автопром
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Молодые ученые на особом счету
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Путь творчества – путь новаторства
Трамп анонсировал введение пошлин на автомобили и товары из ЕС
В Астане наградили самых законопослушных водителей
Астанчане получили национальное оповещение на телефон: что случилось
Главу Центра судебных экспертиз арестовали по подозрению в хищении 2 млрд тенге
Госсекретарь США потребовал извинений от Зеленского
Переговоры США и Украины провалились

Читайте также

Специализированный экономический суд постановил вернуть вод…
Qarmet подключится, и газ подешевеет
А ты оплатил налог на транспорт?
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]