Успех летчика куется на земле

11584
Дина Боранбаева, область Жетысу

Весть о том, что Талдыкорганской авиационной базе Сил воздушной обороны присвоят имя дважды Героя Советского Союза Сергея Даниловича Луганского, стала огромным событием для всех казахстанцев.

фото автора

Это не только увековечит память легендарного летчика, но и станет еще одним стимулом оставаться лучшими в своем деле, с гордостью говорят сами военнослужащие в⁄ч 21751, которая выполняет боевые задачи по охране и обороне воздушного пространства страны.

Славная история авиабазы берет начало в 1970 году, когда в составе 73-й воздушной армии Среднеазиатского военного округа ВС СССР был сформирован 129-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. В его послужном списке – участие в боевых действиях в Афганистане. В 1999-м 129-й авиаполк был переформирован в авиационную базу ВВС РК, которая является на сегодня одной из образцовых воинских частей.

Именно здесь лучшая материально-техническая и инструкторская база: в⁄ч 21751 одной из первых в стране была укомплектована новыми многофунк­циональными истребителями Су-30СМ; тут проходит переучивание летных экипажей и инженерно-технического состава из других авиачастей Казахстана. Талдыкорганская авиабаза – пос­тоянный участник международных и республиканских учений, неоднократно она признавалась лучшей частью Вооруженных сил страны.

Служить тут – большая честь и ответственность, говорят представители молодого поколения военнослужащих авиабазы. Уроженец Актобе Алимхан Султанов здесь с 2017 года. За это время налетал на истребителе Су-30
более 600 часов. Это немного, скромно уточняет летчик, который регулярно покоряет высоту в 16–17 тыс. метров на скорости в 1 400 м⁄с, преодолевая скорость звука и за полтора часа совершая полет от Талдыкоргана до Актау. Сын строителя и учительницы, он первым в семье связал свою жизнь не только с небом, но и с военным делом в целом.

– С детства мечтал быть военным, – рассказывает 31-летний Алимхан Серикович. – В старших классах понял, что хочу стать летчиком именно истребителя. В 2011 году поступил в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова. После окончания был направлен в данную часть, однако позднее откомандирован в учебный центр города Балхаша, где проходил тренировки на учебном самолете Л-39. В конце 2017-го прибыл обратно в Талдыкорган и тогда же начал летать на новой технике.

А у 26-летнего Баглана Бирлеса налет, как выражаются сами военные, составляет пока «всего» более 300 часов.

– Мы совершаем много взлетов-посадок, а у гражданских пилотов в основном долгие перелеты, – поясняет старший лейтенант. – На самом деле нельзя сравнивать типы этих самолетов. Мы говорим между собой: «Пилоты пилотируют, а летчики летают».

Сам Баглан родом из Алматы, с 2020 года постоянно проживает в Талдыкоргане, куда прибыл сразу после окончания учебы в том же Военном институте города Актобе. Он тоже стал первым военным в своей семье, а вдохновил его на выбор столь незаурядной профессии… школьный учитель.

– Мой преподаватель по начальной военной подготовке в физико-математическом лицее № 39 всегда говорил, что я рожден быть военным, – говорит Баглан Бирлесович. – Он мне и дал список всех высших военных учебных заведений страны. Родные переживали, поступлю ли я. Помню, папа спрашивал, готов ли я нести такую ответственность. Я тогда уже горел службой и уверенно ответил «да». В 2019-м окончил Актюбинский институт Сил воздушной обороны и сначала был направлен на авиационную базу города Актау, а потом сюда.

В Талдыкоргане лучшая летная база, уверенно заявляют бравые парни: здешних летчиков всегда отличает особое мастерство. От них же самих требуются идеальное здоровье, постоянная отменная физическая форма и, безусловно, стопроцентное знание своего дела.

– Если ты доученный летчик, сомнениям места не будет, – подробно отвечает на вопрос, не страшно ли один на один с небом, Алимхан Султанов. – Как летчик-инженер ты наизусть должен знать все технические данные, ограничения, принципы работы вплоть до пневматики и давления в шинах.

Первый полет всегда совершается с инструктором, далее следует определенная программа курса, и только потом выпускают в самостоятельные полеты.

– Каждый раз готовимся, прокручивая весь маршрут в голове, – продолжает Баглан Бирлес. – Обдумываем все действия – от взлета до посадки. Также учим особые случаи в полете, чтобы быть готовыми к внештатным ситуациям. В небе все решают секунды. Проводим тренаж «пеший – по-летному», когда с моделью самолета в руках «проходишь» весь маршрут и рассказываешь каждое свое действие. У нас каждый полет четко расписан: время, последовательность. Постоянно готовишься, повторяешь и привыкаешь.

Удивительно, но при таком уровне подготовки и высочайшем профессионализме этих специалистов отличает и особая суеверность. Мне, как и многим «буквоедам», режет слух ставшее уже повсеместным употребление слова «крайний» вместо «последний», пришедшее как раз из профессионального сленга летчиков. Но это далеко не единственная примета, которой строго следует каждый, кто так или иначе связан с авиацией. Например, в день полета ни один из тех, кто совершает вылет, ни под каким предлогом не даст интервью и не сфотографируется.

– Таких неписаных законов много, – делятся летчики. – Нельзя срывать цветы на аэродроме, нельзя летать с отпускным билетом в кармане или надевать в полет новые вещи. Не бриться перед полетом тоже было актуальной приметой, но сейчас из-за требований о стандартах внешнего вида она утратила силу.

Безопасность и успех летчика куются на земле, продолжают военнослужащие. Один – не воин ни в поле, ни в небе. Каждый полет – результат слаженной работы всего личного состава части, от самого старшего до младшего. И если летчик успешно выполнил боевую задачу – это общая заслуга.

– В подготовке к вылету одного самолета принимают участие порядка 70–80 человек, – подчеркивает Баглан Бирлесович. – В первую очередь это инженерно-технический состав, который готовит технику, проводит регламентные работы. Далее – аэродромно-техническое обеспечение, те, кто отвечает за подготовку полосы. К ним относятся также средства наземного обеспечения: азот, кислород, спецжидкости, топливо. Это связисты, которые отвечают за радиотехнические системы, это метеорологическое обеспечение. Это группа управления полетами. Диспетчеры, которые согласовывают воздушное пространство. Так что летчик не может просто взять и полететь. Мы работаем как единый механизм. Если что-то одно выпадет – будет срыв полета. В процессе тренировок наш большой и сплоченный коллектив доводит все действия до автоматизма.

Добавим, что это не просто коллектив, а летное братство, в котором авиаторы доверяют друг другу свои жизни. Старшие товарищи делятся опытом, всегда помогут и подскажут, а молодые военнослужащие стараются во всем оправдывать оказанное доверие.

– Медработники, повара и даже супруги военнослужащих – все это и есть надежный тыл, – отмечает Алимхан Султанов. – У всех военных на первом месте работа. Большую часть времени мы проводим на службе, на дежурствах. У нас нет такого понятия, как личное время, сначала – воинский долг. Супругам приходится вслед за мужьями менять дислокации, оставляя своих близких, самим заниматься всем бытом, чтобы мы спокойно работали. Им тоже нелегко, и мы это очень ценим.

Популярное

Все
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Жить в селе становится комфортнее
Цены на лекарства снизятся
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Армия должна быть безопасной
Нужно жить сегодня!
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Таинственная музыка природы
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Чтобы помнили
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Надо ли экономить на спортклубах?
Нужно жить сегодня!
МЧС рекомендует воздержаться от похода в горы
Ребенок весом почти 6 кг родился в Костанайской области

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]