В Усть-Каменогорске школьники собрали модель робота-доставщика в помощь медикам ковидных больниц.
Алимжан Рахметуллин и Дмитрий Луговской – ученики областной специализированной IT-школы-лицея, где дети с программированием и робототехникой на «ты» чуть ли не с начальных классов.
Идею проекта, по словам Алимжана, подсказала сама жизнь. Во всем мире пандемию сравнили с войной, где на передовой оказались медики. Чем больше больных в ковидных палатах, тем выше вирусная нагрузка на медперсонал.
– В стране уже больше одного миллиона случаев ковида, – пояснил девятиклассник. – Практически у каждого в окружении есть родные и знакомые, кто столкнулся с инфекцией. Врачи в период пандемии стали самыми важными людьми. Они круглые сутки рядом с больными, рискуют своим здоровьем. Мы хотели хоть немного облегчить им работу в «красной» зоне – переложить часть забот на робота. Наша модель может доставлять в палаты лекарства, еду, измерять у пациентов температуру.
Первого робота ребята собрали из школьного комплекта Arduino. Он хорошо двигался, держал маршрут, но… и только. Стоило дополнить конструкцию web-камерой или датчиком температуры, и все зависало. Любая дополнительная нагрузка «вырубала» простенький микроконтроллер. Пришлось заказать микрокомпьютер, способный обрабатывать картинку с камеры и взаимодействовать с сервером. Как пояснил Алимжан, новой конструкцией можно управлять дистанционно: загрузил в тележку, например, лекарства, еду. И нажатием кнопки отправляешь ее из точки «А» в точку «В». Главное – чтобы здание лечебного учреждения располагало подключением к Wi-Fi. Медик прямо у себя в кабинете на экране компьютера может видеть все происходящее. Если возникает необходимость, он сразу вмешается.
– Это уже шестой по счету прототип, – рассказал школьник. – Но не финальный. Мы еще хотим усовершенствовать модель. В новом варианте будут дополнительные полки, чтобы доставщик мог обслужить сразу несколько пациентов. И будет звуковое сопровождение. Робот подъезжает к пациенту в палате и отдает команду: «Заберите еду. Возьмите лекарства». Следующая команда: «Подставьте запястье к датчику, измерьте температуру».
Итоговую модель ребята планируют обеспечить программой-маршрутом, в соответствии с которой робот должен действовать полностью автоматически. Сотруднику больницы останется только его активировать.
По словам научного руководителя проекта – учителя математики и робототехники Ержана Ауезова, сейчас Алимжан и Дмитрий пишут программы, чтобы сделать проект более функциональным.
– Дети начинают заниматься робототехникой с 5-го класса, – пояснил учитель. – Сначала они используют простые комплекты LEGO, решают элементарные задачи, например, чтобы модель двигалась по черной линии. К 8–9-му классам ученики берутся за такие проекты, как «умный дом». Они создают программы для датчиков влажности, температуры, утечки угарного газа. Могут настроить сигнализацию или SMS-уведомление на случай нештатной ситуации.
Класс робототехники
в IT-лицее не бывает пустым. По словам Ержана, это как раз тот случай, когда никого не надо уговаривать и заставлять. Дети сами сюда рвутся и зачастую задерживаются допоздна. Родители, к слову, только «за».