Становление современной казахстанской дипломатии принято связывать с событиями 1944 года, когда союзные республики получили определенные полномочия в сфере внешних связей. Так, 13 апреля 1944 года в Казахстане был создан Народный комиссариат иностранных дел (с 1946 года – МИД КазССР). Но ее история уходит в глубь веков.
«Казахская степь и казахские города были перекрестком диалога великих культур Юга и Востока, Севера и Запада. И так было всегда – от Бабуров до Бейбарса, от Ельтутмиша до Валиханова», – пишет Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории».
Елбасы отмечает такие особенности казахского сознания, как стремление понять внутренний мир собеседника, вслушаться в ритм его мыслей и чувств.
«Эта безусловная легкость, скорость и глубина восприятия чужих ценностей, понятий, иного миропонимания является ценной чертой казахского сознания. Особенно если учитывать, что современный мир с его ускоряющейся динамикой требует как раз такого хорошо и быстро адаптирующегося сознания», – подчеркивает Первый Президент Казахстана.
Глоток кумыса
История казахской дипломатии уходит своими корнями в далекое прошлое. У казахов была своя дипломатия и в эпоху ханов, основавших Казахскую Орду. Переселение ханов Керея и Аз-Жанибека из Восточного Дешт-и-Кипчака в 1456 году в западное Семиречье стало важным историческим событием, положившим начало образованию Казахского ханства. Это результат того, что удалось достичь взаимовыгодного компромисса с правителями стран, граничащих в новом регионе.
Начало же активной внешней политике казахов было положено при хане Касыме.
– По данным «Тарих-и Рашиди», «Шайбанинама» и других источников, основные районы этнической территории казахов были объединены в Казахское ханство при Касым-хане. Граница ханства занимала земли на западе до Урала, на юго-западе – до правого берега Сырдарьи, от Арала до Мангистау. На юго-востоке к нему относилась большая часть Семиречья (Чуйский, Таласский, Каратальский, Илийский края). Конечно, подчинение одной политической системе территорий с разной экономикой (кочевое и полукочевое скотоводство, земледелие) требовало большой настойчивости и решительности. Главными целями внешней политики того времени были борьба с иноземными захватчиками, защита своих земель, расширение территории. Для реализации этих целей пришлось использовать меры различной направленности. Первое – это разрешение международных споров мирным путем или путем войны, второе – заключение брака по соглашению сторон, а третье – создание политико-военного союза. Процесс унификации Казахского ханства длился 5 веков, – рассказывает Амангельды Алипбаев, кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби.
С именем Касыма связано принятие свода законов «Қасым ханның қасқа жолы», в котором имелся специальный раздел о посольском обычае. В нем уже тогда были оговорены нормы и этикет международных отношений, которые были созданы на основе традиций и народной мудрости.
Церемонии приема посла в Казахском ханстве уделялось самое пристальное внимание. Здесь следует отметить ряд интереснейших деталей. Если, к примеру, дипломат представлял дружеское государство, то хан угощал гостя кумысом, предварительно сделав глоток. Этот жест следовало воспринимать как знак особого расположения, который в дальнейшем мог послужить залогом сближения двух государств. Когда же передавали подарки, они должны были переходить из рук в руки – это также являлось свидетельством дружеского отношения. Послу, входящему в ханскую юрту, нужно было оставить коня на специально оговоренном расстоянии и разоружиться.
Казахские ханы вели активную переписку с правителями других держав. В частности, с сефевидскими правителями. Археографическая экспедиция в Иран обнаружила в библиотеке Меджлиса в Тегеране дворцовый сборник дипломатических документов «Маджму‘а ва джунг», в котором есть интересные факты. Выяснилось, например, что казахских послов иранские шахи, как правило, не задерживали. Тогда как Антоний Дженкинсон (трижды посол Англии) мог дожидаться аудиенции по 7 месяцев. Эти и другие примеры иллюстрируют не только отношения государств, но и геополитический расклад того времени.
Регулярная переписка с администрациями соседних стран, с другими восточными правителями способствовала поддержанию связей. Стороны знакомились с обстановкой и внутренним состоянием и намерениями друг друга.
– Переписка с претензиями была настолько обычной, что зачастую курьеры с письмами посылались под их предлогом обеими сторонами для разведки. Ханы и султаны часто предпочитали поручать подобные дела своим сыновьям, что было для них своеобразной школой дипломатии. Кроме того, они на практике изучали законы своей страны по наказаниям и возмещению ущерба. Царевичи знакомились с особенностями менталитета, культуры соседних народов, их политико-административным устройством и хозяйственными структурами. Суровой школой для молодых султанов, их старшин и батыров было пребывание в соседней стране аманатами. Помимо всего прочего, они изучали языки и письменность других народов. Наследники набирались опыта в международных отношениях, некоторые из них, как уже отмечалось выше, специализировались по странам, – отмечает доктор исторических наук Клара Хафизова.
Как отмечает историк, у хана одно лицо могло быть и писарем, и толмачом, и учителем детей. У хана Кенесары писарь, как правило, он же мулла, учитель ханских детей, был еще и его управляющим, подсчитывавшим наличие сарбазов, скота, вооружения и другого имущества.
– Ханы в основном полагались на своих посланцев, могущих устно передать их распоряжения и секретные предложения. Писари чаще всего были эмиссарами среднеазиатских ханов, русской и цинской администраций. Корреспонденция хана помещалась в один сундук, который он возил с собой при перекочевках. Писари при первой возможности тайно снимали копии писем других стран. Благодаря этому некоторые документы или пересказы их содержаний становились известны в соседних странах и дошли до нас, – рассказывает Клара Хафизова.
Укрепление единства
Но вернемся к вопросам внешней политики в структуре государственных органов Казахского ханства. Самые важные внешнеполитические вопросы хан решал с участием совета аксакалов и представителей знати казахского народа. Работа по реализации внешних связей была поручена послам либо торговым представителям. Первоначально политико-административным и торгово-экономическим центром Казахского ханства был город Сыганак, расположившийся вдоль Сырдарьи.
– Известно, что во второй половине XVI века в объединение ослабленного ханства свою лепту внес и сын Касым-хана Хакназар (1538–1580 годы). Он после вступления на престол приложил огромные усилия по укреплению власти правительства ханства. Ликвидировав раздробленность, которая имела место при Тахир-хане и Буйдаш-хане, он восстановил процесс объединения Казахского ханства. Очевидно, что это результат умения эффективно решать внутренние и внешнеполитические проблемы, – продолжает исторический экскурс доцент факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби Амангельды Алипбаев. – Во время его правления во внешней политике произошли крупнейшие исторические события. Согласно историческим летописям, первым возглавил русское посольство в Казахское ханство в 1573 году Третько Чебуков. По данным, хранящимся в российских архивах, в поручении русского правительства послу говорится: «Подробно изучить политико-экономическую ситуацию в Казахском ханстве, узнать, в какой связи оно находится с ханствами Средней Азии, а также обратить внимание на военное положение в казахской степи».
В период правления Тауекела (1586–1598), сменившего Шыгай-хана, усилились дипломатические отношения между Российской империей и Казахским ханством. Цель России заключалась в том, чтобы в союзе с Казахским ханством бороться с Сибирским Кучум-ханом, использовать этого союзника и вести переговоры с ханами Средней Азии. Тауекел-хан активно боролся за выход в торговые центры Средней Азии. Впервые в 1594 году он направил в Москву казахское посольство во главе с Кулмухаммедом с целью установления дружественных отношений с Россией, создания с ней военного союза и решения вопросов торговли. Это привело к укреплению двусторонних политических отношений.
По словам Амангельды Алипбаева, во времена правления сына Жангира Тауке-хана (1680–1718) единство Казахского ханства значительно укрепилось. В вопросах упорядочения управления казахскими жузами в то время огромную роль играли Толе-би, Айтеке-би и Казыбек-би. Казыбек-би участвовал в решении межгосударственных вопросов между Россией, Бухарой и Хивой, выступал за мир и дружбу, сближал страны. Поэтому, как полагает историк, его по праву можно назвать одним из первых казахских дипломатов, безупречно выполнявших посольскую службу.
Для сохранения целостности народа
К началу XVІІІ века система международных отношений в Центральной Азии претерпела значительные изменения.
В 1731 году в местечке Майтобе, где тогда располагалась ханская ставка, произошла важная с исторической точки зрения встреча Абулхаира с послом России
К.-М. Тевкелевым, на которой велись переговоры о вхождении Казахского ханства в состав Российской империи.
В этом же году Абулхаир-хан приносит присягу на верность Российской империи. Эта клятва была повторена в 1738-м, 1740-м, 1742-м.
Приняв присягу, отмечает Амангельды Алипбаев, Абулхаир-хан намеревался мирно жить с Россией, прекратить нашествие башкир и волжских калмыков на казахскую землю, с помощью России вернуть земли и города, захваченные джунгарами.
На этот же период казахской истории обращает внимание и доктор исторических наук Клара Хафизова.
– С 30-х годов XVIII века внешнюю политику Казахского ханства направляли ханы Абулхаир, Абулмамбет и Толе-би. К 40-м годам контроль семейных кланов ханов охватывал почти всю территорию расселения казахов. Правители поддерживали между собой постоянную связь по важным внешнеполитическим делам, по мере сил старались сгладить противоречия, возникающие между их собственными интересами. Но они не всегда могли их преодолеть – в силу различных этносоциальных, экономических и политических приоритетов. Кочевья племен в центральной и восточной частях Казахстана, подвластных ханам и султанам Младшего и Среднего жузов, располагались в непосредственной близости от России. Некоторые правители родов Старшего жуза, как неоднократно утверждал Абулмамбет, находились в зависимости от Джунгарского ханства или под угрозой потери зависимости. Политика ханов была подчинена поискам сильных союзников и покровителей на внешней арене. Внешнеполитические вопросы решались на ханских советах, на которые старались собраться все значимые правители – от ханов до старшин и известных батыров родов, – отмечает Клара Хафизова.
Абылай-хан, являясь дальновидным политическим деятелем, эффективно использует дипломатические пути для возрождения своей страны, изнуренной тяжелыми войнами с калмыками. В августе 1740 года он вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом и еще 120 старшинами прибыл в Оренбург и выразил согласие войти под «опеку» русской власти. В то же время в целях сохранения целостности казахского народа он не охладил свои отношения с империей Цинь, старался эффективно использовать противоречия российской и китайской империй в интересах Казахского ханства. Абылай-хан приложил максимум усилий, чтобы после смерти Галдана-Цэрена в 1745 году использовать джунгарско-китайскую войну для возвращения казахских земель, оставшихся под временным правлением ойратов в регионе, прилегающем к Восточному Туркестану, для полного восстановления самостоятельности страны.
По словам Амангельды Алипбаева, окончательное переселение казахских аулов на освобожденные от джунгар восточные земли также наглядно демонстрирует глубину и гениальность политики Абылай-хана. Каждое его действие было направлено на сохранение целостности казахского народа, страны и земли.
– Кенесары-хан как политик и дипломат сумел объединить под своим флагом значительную часть казахских родов. Кенесары уделял большое внимание государственному устройству, вводил новые структуры и правила в управлении страной. Ядро казахской дипломатии начинается с Керея и Жанибека, которые создали первое Казахское ханство, выполнили задачу сохранения независимости и территориальной целостности. Их имена стоят в одном ряду с ханами Абулхаиром и Абылаем, – заключает Амангельды Алипбаев.
Ключевые ориентиры сегодня
Что касается становления современной казахстанской дипломатии, то его, как мы уже упоминали, принято связывать с событиями 1944 года.
Но отмечаемый сегодня День дипломатической службы приурочен к событиям новейшей истории – к утверждению в 1992 году основополагающих дипломатических документов Казахстана: положений «О Министерстве иностранных дел», «О посольстве» и «Об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла». За годы независимости дипломатические сотрудники Казахстана проделали большую работу по утверждению политической субъектности страны и налаживанию отношений с другими государствами.
Ключевые дипломатические ориентиры современного Казахстана содержатся в Посланиях Первого Президента страны
Нурсултана Назарбаева, а также в Концепции внешней политики Республики Казахстан на
2014–2020 годы. Важное место в них отводится евразийской интеграции. Так, в концепции внешней политики она рассматривается в качестве «одного из действенных способов продвижения страны на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей». К основным принципам евразийской интеграции отнесены и «незыблемость политического суверенитета, экономическая обоснованность принимаемых решений, поэтапность, прагматизм и взаимная выгода, равное представительство сторон во всех органах интеграции и консенсус на всех уровнях интеграционного взаимодействия».
Неоценимую роль в развитии казахстанской дипломатии сыграл Глава государства Касым-Жомарт Токаев. В разные годы он занимал самые высокие должности как в советских, так и казахстанских и международных дипломатических структурах, начиная с МИД СССР, работы в ООН в качестве заместителя Генерального секретаря Организации и на посту министра иностранных дел Казахстана.
Став Главой государства, Касым-Жомарт Токаев подтвердил преемственность политики Елбасы Нурсултана Назарбаева, внешний трек которой выстроен на принципе многовекторности. Казахстан развивает прагматичное взаимодействие с различными государствами, региональными и международными объединениями, что позволяет нашей стране играть значимую роль в мировом сообществе, эффективно реализовывать свои национальные интересы и укреплять суверенитет.