Заводы следовали к месту назначения

340
Жанат Сисекенова
собственный корреспондент по Актюбинской области

Архивные документы не знают эмоций, тем громче они «говорят»

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

«Из истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» – так назван сборник, основанный на документах и материалах, хранящихся в госархиве Актюбинской области. Книга достойна внимания широкой публики по своему уникальному содержанию. Первые главы посвящены началу войны, отсюда черпаешь информацию о промышленных предприятиях, эвакуированных в Актюбинскую область. Перелис­тывая страницы, возвращаясь от одного документа к другому, понимаешь суть и последовательность далеких событий.

Эвакуация промышленных предприятий – в трех словах заложен большой смысл: трудно представить, как тяжело было на самом деле организовать весь процесс под бомбежками, как налаженный ритм производства ломался, как станки разбирали, перевозили, а затем устанавливали на новом месте. Казалось, что были из железа и люди, на чьи плечи легли все эти тяготы. Справка председателя правления завода «Большевик» Займовского, написанная 27 марта 1942 года, краткая, но достаточная, чтобы прочувствовать события фронтового времени. «Чугунно-литейный механический завод промартели «Большевик», организованный в Днепропетровске в 1924 году, на день эвакуации – август 1941 года – имел 550 рабочих. Артель получила направление в Чкалов (ныне Оренбург), произвела демонтаж оборудования, которое погрузила на ст. Днепропетровск. После начали погрузку материалов, но вследствие внезапного налета вражеской авиации и бомбежки товарной станции таковая немедленно была освобождена от эвакуирующихся, а вагоны с погруженным оборудованием отправлены согласно приказу начальника дороги к мес­ту назначения. Все отгрузки на другой день были переведены на ст. Нижне-Днепровск, на другой стороне Днепра, где и была произведена нами погрузка людей и некоторое количество оставшихся вспомогательных материалов и мелкого оборудования.

На ст. Малое Синельниково (60 км от Днепропетровска) эшелон, в котором находились вагоны артели, вторично подвергся бомбежке, после чего, снова погрузившись, мы направились и прибыли в Чкалов.

Установить в пути, а также по прибытии в Чкалов и Актюбинск местонахождение оборудования удалось только в части одной платформы, проследовавшей через ст. Кинель в Магнитогорск. В Магнитогорске были разысканы станки, и 22 февраля 1942 года их удалось получить и отгрузить в наш адрес».

Первые вагоны с людьми в Актюбинск прибыли 6 ноября 1941 года. Также они доставили сверлильный станок, нефтедвигатель 12 НР, два электромотора, вентилятор системы Косточкина, металлические модели для задвижек Лудло, пароводяной арматуры, печного литья. 26 декабря артель получила склады «Автотракторсбыта» с прилегающей территорией. С февраля началось производство арматуры для авиационной промышленности. В мирное время на этом месте появился завод «Актюбсельмаш».

Если соблюдать хронологию, то 12 ноября 1941 года исполком Актюбинского облсовета депутатов трудящихся и бюро обкома партии приняли совместное пос­тановление о размещении эвакуи­рованного Московского рентгеновского завода – завода № 692. Вместе с оборудованием прибыли 150 квалифицированных рабочих, инженеров-техников. Для предприятия выделили двухэтажное здание пединститута, предназначенное для курсов повышения квалификации парт­работников и педагогов. Здесь же находилось имущество НКВД. На освобож­дение отвели месяц. Однако 26 декабря состоялось «суженное заседание» облисполкома. Предметом обсуждения стало то, что руководство эвакоархива НКВД из-за узковедомственных интересов в ущерб государственным поручение не выполнило. В итоге пуск завода в установленный правительством срок оказался под угрозой. В связи с чем весь коллектив завода и работоспособных членов их семей переключили на работы первоочередной важности. В феврале следующего года рентгензавод выпустил первую для госпиталей Красной армии продукцию: походные, переносные и диагностические медицинские аппараты стационарного типа. В мае было налажено серийное производство подрывных машин для инженерных войск саперных частей и партизанских отрядов.

В числе эвакуированных предприятий оказался и Витебский спиртоводочный завод. Его руководству также пришлось отчитываться перед облисполкомом. В решении от 26 ноября отмечено, что директор завода не принял соответствующих мер для обеспечения своевременного пуска и бесперебойной работы завода. В связи с чем артель «Металлист» обязали безоговорочно закончить монтаж водяных баков парового котла и отопления. «Казснабпром» должен был из полученных «бездокументных грузов» выделить 250 метров электропровода типа Куло, паровой насос «Вартингтон» и щитовую арматуру. Также постановили вторично просить Совнарком Казахской ССР разрешить вопрос о передаче ликероводочного завода в город Актюбинск, выведя из подчинения Куйбышевского, и регулярном выделении нарядов на спирт не менее 10 цистерн ежемесячно.

Автобронетанковая ремонтная база № 2 НКО (Наркомата обороны) была эвакуирована из Москвы в конце октября 1941 года тремя эшелонами. К месту назначения на станцию Яйсан они прибыли, соответственно, 15, 16 и 23 нояб­ря. На каждого из прибывших 817 человек (военнослужащих, ИТР, основных производственных работников и подсобных, а также членов их семей) на новом месте в среднем приходилось два квадратных метра жилья. Станки, имущество и запчасти разместили в машинно-тракторной мас­терской и школе механизации, часть осталась под брезентом под открытым небом. Потребность в производственной площади для развертывания работ была удовлетворена лишь на 30%, половину станочного оборудования временно законсервировали. Гальванический цех из-за отсутствия электроэнергии и помещения вовсе не задействовали.

Из-за отсутствия электроэнергии работу производили вручную, что отражалось на качест­ве выпускаемой продукции и темпах работы. Сказывались также отсутствие дров, угля, а еще разбросанная по Союзу материальная база: кислород шел из Челябинска, карбид – из Еревана, запчасти – из Москвы.

Люди страдали от холода, дефицита освещения, плохого снабжения питанием. Начались болезни, кому-то не подошел суровый климат, в связи с чем облпромсоюз обязали выделить для ремонтной базы 30 комплектов ватной спец­одежды и 10 пар валенок. Также было решено открыть в Яйсане врачебный пункт и командировать туда врача и зубного техника. Кроме того, облотделу НКВД предстояло провести в месячный срок проверку благонадежности окружающего населения в радиу­се 40 км от Яйсана и принять необходимые меры к переселению нежелательных элементов.

Но 28 января 1942 года руководство страны возвратило основное производство автобронетанковой рембазы на прежнее место, оставив в Яйсане филиал по ремонту боевых машин.

19 декабря 1941 под грифом «секретно» решен вопрос о размещении в Актюбинске эвакуи­рованной из Москвы шерстепрядильной фабрики № 14. Для нее подобрано здание железнодорожного техникума, которое в свою очередь перемещено в школу № 10.

Кроме промышленных объек­тов, в Актюбинскую область в начале войны эвакуировали 120 тыс. голов скота, разместив его в десяти районах. Максимальные 25 500 голов отправили в Темирский район, 24 900 – в Байганинский и 24 500 – в Уилский.

Переломный момент, наступивший на фронтах, ощутили и в тылу. В феврале 1943 года приступили к мобилизации специалистов для работы в освобожденных от немецких оккупантов районах Украинской ССР, отгрузке сельскохозяйственных машин и инвентаря из МТС в Сталинградскую область и Краснодарский край. 18 июня началось возвращение эвакуированного скота в освобожденные районы Сталинградской и Ростовской областей, а также в Калмыкию.

С октября 1943 года Актюбинская область присоединилась к восстановлению хозяйства подшефной Орловской области. К Актюбинску прикрепили город Дядьково, к районам – Погорский, Брасовский и Укчевский районы.

Популярное

Все
Оптимизировать работу по ключевым направлениям
В Алматы вырос поток иностранных туристов
От элиты до трущоб
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане
Способность противостоять коррупции должна стать нормой
Многосторонний подход к безопасности
Минторговли разъяснило введение минимального уровня цен на муку, яйца, масло
«Дәрігер Talks»: партия «Amanat» собрала медицинских работников со всей страны
Эти стены хранят вековую историю
Поворотная точка в строительной отрасли Казахстана
Переписывая карту глобального грузового транзита
Новые технологии повышают ценность человеческого капитала
Виртуальный помощник
В Петропавловске чествовали журналистов, популяризирующих государственный язык
Олжас Бектенов поручил создать региональные штабы по управлению водными рисками
Успех окрыляет
В колыбели степных ветров и первых всадников
Великолепная четверка
Малайзийский электромобиль едет в Казахстан
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Молочный флагман республики
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Вблизи Атырау с вертолета тушат пожар
В Казахстане растут объемы производства легкой промышленности
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Функции тарифного регулятора переданы Минводы
Алматинка впала в кому после укола антибиотика
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Уральске реконструируют набережную

Читайте также

Оставайся в строю, ветеран!
Воспоминания из 1941-го
Это нужно не павшим, это важно живым
Ветеран войны – создатель музея

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]