За нерушимость государства

1661

Казахстанцы и мировое сообщество стали свидетелями небывалых событий, которые нарушили покой миллионов граждан одного из самых мирных государств планеты. Акты терроризма, вандализма, мародерства повлекли невосполнимые людские потери и нанесли серьезный материальный урон. Об уроках этой трагедии мы попросили высказаться известного эксперта по исследованию протестных настроений, экстремизма и терроризма, доктора исторических наук, профессора, академика Саттара Мажитова.

– Мирное празднование 30-летия Независимости Казахстана сменилось испытанием эпохального масштаба. Протестные митинги по поводу цен на сжиженный газ и восстановления социальной справедливости по ряду социально-экономических вопросов были мирными, и все ждали их справедливого разрешения.

Но эта картина была нарушена в одночасье, когда на северо-западе Алматы и в других регионах стали собираться толпы. Никто не мог предположить, что за всем этим стояли экстремистские сценарии, которые привели в действие террористы и бандиты, вставшие во главе протестов, как это прозвучало в обращении Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева к народу страны.

Попытки государственного переворота и сопровождающие их последствия породили синдром известной сцены из фильма «Свадьба в Малиновке», когда герой невольно проявлял признаки социальной мимикрии. Такое состояние вполне закономерно и исторически оправдано. Но в противовес этому есть испытанные временем и жизнью исторические ценности предыдущих и ныне живущих поколений. Ориентир на них подобен путеводной звезде, который всегда выводил людей на путь истины.

В эти дни и минуты в головах не только алматинцев, но и всех казахстанцев, тех, кто сочувствует нам и является патриотом Казахстана, происходит переосмысление произошедшего, и ценностей в том числе. Особенно молодежь в эти дни проявляет уверенность, что день завтрашний будет совершенно другим. Это уже не состояние постпандемического мира, когда пошатнулась вера в планетарную будущность, а уверенность в прокладывании основ новой мостовой человечества. Прошло время прожигать дарованную нам жизнь в иллюзиях и удовлетворении сиюминутных потребностей.

Оказалось, во имя мира можно жить без Интернета и отравляющих природу человека негативом социальных сетей. Более того, нужно иметь в себе силы попросить по-человечески поднявшего руки на чью-либо собственность не делать этого. В период беспорядков на одном бутике заметил надпись: «Я сама открыла этот бизнес. Мне 24 года. Амина. БІЗ БІРГЕМІЗ». После таких слов, если кто-то бросится обирать бутик Амины, то он станет ни кем другим, как террористом и бандитом, о чем говорил Президент.

Облик современного мира уже немыслим вне процессов глобализации и интернационализации не только мирохозяйственных, а прежде всего коммуникации межличностных связей. Другое дело, что порождаемые ими политические, социально-экономичес­кие, культурные и иные последствия дают знать о себе по-разному во всех частях света. И порой далеко не сразу. Говорю об этом не случайно, поскольку
на протяжении многих лет занимаюсь теорией и историей протестных настроений, проблем экстремизма, терроризма и их последствий.

Листая документы в личном архиве, обнаружил, что еще в 2013 году мною был предложен проект прикладного исследования на тему «Факторы социальной напряженности и протестности в Казахстане: опыт истории и современность». В качестве основной цели исследования было определено: обеспечение руководства страны достоверной информацией и рекомендациями по основным факторам социальной напряженности и протестности в казахстанском обществе с акцентом на прогнозирование особенностей их проявления в регионах в условиях современности. Документ был отправлен в важный государственный орган и там задержался. Пишу об этом потому, что голоса экспертов должны быть услышаны своевременно.

В то же время то, что в эти дни происходит в Казахстане, показывает, насколько остро стоит проблема негативов глобализации в виде различных форм протеста в странах, где стоит вопрос о национальной тождественности, и в обществах, которые находятся в поисках созидательной национальной идеи. Порождаемые глобализацией кризисные ситуации требуют своего теоретичес­кого осмысления в целях избегания крайних форм протеста. Хотя набирающие темпы процессы глобализации дают знать о себе через многообразные явления и механизмы, что и показали январские события в Алматы.

Униформизация мира стала реальной опасностью. Лишь обращение к истокам народов и наций, анализ и постоянное присутствие их цивилизационной сущности могут стать выходом из создавшейся ситуации. Говоря же о цивилизации, мы должны иметь в виду прежде всего проблемы общих корней народов, их историческое прошлое, традиции политической борьбы и государственности.

Актуализация темы социальной напряженности и протестности тесно связана с приоритетами развития современного казахстанского общества, население которого имеет аграрное прошлое. В истории народного протеста резче всего проявляются особенности феномена восприятия и мышления. Это позволяет сделать объективные заключения по поводу менталитета как всей нации, так и ее будущего. Как отмечал известный философ XX века Уильям Джеймс: «...всякая вещь становится хорошей или дурной только благодаря вашей собственной мысли о ней», и поэтому «основной вашей задачей оказывается власть над своими мыслями».

Своевременный анализ всей исторической ретроспективы эволюции сознания, особенно в периоды социально-политических и экономичес­ких потрясений и кризисов, призван выработать правильные механизмы путей установления социального мира и согласия в обществе. С другой стороны, глобальные вызовы человечества, происходящие в современном мире, во многом могут быть предотвращены через установление диалога с внутренним миром человека.

Общеизвестно, что отцы, деды, прадеды и прапрадеды нынешнего поколения совершали мучительно трудные шаги в свое будущее – наше настоящее. Их социальная биография может многое объяснить по вопросам современных достижений и понимания проблем хрупкого мира.

Главный урок казахстанской трагедии состоит в том, что наступил конец истории строительства храмов на песке. Суть состоит в том, что человечество должно строить единый дом, в котором нет места бесчеловечности, победе над здравым смыслом, вторжению в личное пространство отдельно взятого человека, диким последствиям рынка и рыночных отношений, страху перед человеком. В нем будет каждый обеспечивать безопасность каждого и ответственность всех.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Разрабатывается проект генплана Туркестана
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Когда отходы превращаются в доходы
Как укрощается сталь
Основа стабильного будущего
Моя профессия – мое будущее
От сердца к сердцу
А за весною спешит лето...
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Наградили профессионалов своего дела
В ожидании «голубого огонька»
Аэропорт возобновит свою работу
Разрабатывается проект генплана Туркестана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]