Дарбаза – Мактаарал: проект особого значения

2590
Любовь Доброта
собственный корреспондент по Туркестанской области и г. Шымкент

Развитие железнодорожной инфраструктуры – не просто вопрос логис­тики. Будучи крупнейшим транзитным узлом Евразии, Казахстан делает ставку на проекты, способные не только связывать регионы, но и открывать новые выходы к зарубежным рынкам.

фото пресс-службы областного акимата

Один из таких – железнодорожный, протяженностью 152 км – осуществляется сегодня в Туркестанской области. Речь идет о строительстве железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал. Этот маршрут послужит не только новым связующим звеном между южными районами страны, но и станет частью перспективного Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).

Проект имеет особое значение для южных районов – Жетысайского, Мактааральского, Сарыагашского, Келесского и Шардаринского. Это густонаселенные аграрные территории, традиционно отличающиеся высоким производственным потенциалом, но до сих пор ограниченные с точки зрения транспортной доступности.

– Для нас это не просто строительство новой линии, – отмечает житель Мактааральского района Бахыт Сейсембеков. – Это историческое событие. Здесь раньше никогда не было железной дороги. Не было возможности для прямого экспорта сырья, что очень важно для хлопкоробов, большая часть продукции которых отправляется за рубеж. Теперь все изменится.

Новая ветка позволит местным аграриям и перерабатывающим предприятиям напрямую отправлять выращенный урожай и продукты его переработки на внешние рынки: в Узбекистан, страны Центральной Азии, а также через Каспий на Кавказ и далее в Европу.

Строительство железной дороги осуществляется в два этапа. В рамках первого подготовлено более 90 км земляного полотна, строятся станции, мосты, путепроводы и инженерные сооружения. Уже сейчас завершено около 70% основных работ, включая сложные участки.

– Мы используем исключительно отечественные материалы – цемент, бетон, арматуру, – рассказывает исполнительный директор компании-подрядчика Самархан Жадаев. – Контроль качества осуществляется на всех этапах. Один из важных объектов – мост длиной 94 метра и 10-метровой высоты – будет завершен к октяб­рю нынешнего года.

И все же ключевым элементом маршрута станет мост через реку Сырдарью длиной 500 м. Его строи­тельство тоже уже началось. Это не просто инженерный объект, а важнейшее звено всей логистической системы – без него сообщение между двумя берегами было бы невозможным. Общая стоимость проекта – 286 млрд тенге. Работы ведутся в интенсивном режиме. На стройке задействовано около 800 человек и более 350 единиц строительной техники.

На строительной базе в Арысе уже готово 110 км рельсошпальной решетки. В ноябре планируют начать укладку. Все процессы – от производства до логистики – синхронизированы. На втором этапе, который стартует в 2026 году, планируется укладка еще 18 км путей, строительство станции, обустройство разъезда и пункта пограничного контроля, открытие таможенного поста. Это обеспечит полноценное функцио­нирование международного коридора, включающего не только грузовые, но и потенциально пассажирские перевозки.

Новая железнодорожная ветка обеспечит прямую логистическую связь с Узбекистаном – одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана в регионе.

Но значимость проекта выходит далеко за рамки двустороннего сотрудничества. Он встраи­вается в Транскаспийский международный транспорт­ный маршрут, являющийся альтернативой северным путям транзита грузов между Азией и Европой. С его введением в эксплуатацию грузы из Китая и стран Юго-Восточной Азии, поступаю­щие через порты Каспия, смогут беспрепятст­венно проходить через южные районы Казахстана и далее – в Узбекистан, Туркмени­стан, Иран, что станет серьезным конкурентным преимуществом республики. Дополнительно проект обеспечит создание 550 пос­тоянных рабочих мест после ввода линии в эксплуатацию, а это особенно важно для сельских районов, где спрос на стабильную занятость высок.

Полное завершение проекта запланировано на декабрь 2026 года. Все работы ведутся под конт­ролем Министерства транспорта, а также с участием национального железнодорожного перевозчика. Периодически проводятся выездные инспекции, привлекаются независимые эксперты по безо­пасности и качеству.

Строительство железнодорожной линии Дарбаза – Макта­арал – это инвестиции не только в инфраструктуру, но и в людей, регионы, экономику будущего Казахстана. Этот путь соединит не только города и страны – он свяжет интересы миллионов людей, открыв новые горизонты для торговли, развития и интеграции, став надежным маршрутом международного сотрудничества и регионального процветания.

Популярное

Все
Дроны вывели к табуну
Премию Namys вручили в столице
В Усть-Каменогорске открылась резиденция Аяз Ата
Будущее спорта рождается в селе
Технологии будущего создавать молодым
Это не просто стены!
Наступил сезон гололеда
Голова варит, и руки заняты делом
За соблюдение чистоты – трактор в подарок
Более 4 млн сельчан получат доступ к высокотехнологичной медпомощи
Новоселье под Новый год
Шампиньоны – в чемпионы
Слова благодарности – ветерану
Вырастить, сохранить, переработать
Верность заветам Бауыржана Момышулы и солдат Великой Победы
Почти 800 домов возводят для очередников в Талдыкоргане
Тревожные мысли – первый признак опасности
Почему подростки уходят из дома?
Наследие Смагула
Вторая жизнь пластика
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Сверхвысотная башня Джидды уже достигла отметки в 80 этажей
Получи и путешествуй
Центр академического превосходства
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Год за решеткой: нетрезвого водителя без прав осудили в Жезказгане
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
«Я казах от земли...»
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Важный выбор студентов
Институциональным инвесторам дадут приоритет в недропользовании
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Новый центр мировой металлургии
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова

Читайте также

Укрепляя статус индустриального центра
Город, который благоухает лавандой
В Жанаозене развивается социальная инфраструктура
На Алаколе построят защитную дамбу

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]