Почти полторы сотни картинок, сорок видеороликов, несколько ссылок на YouTube – таков мой итог 8 Марта, зафиксированный на WhatsApp. Без повторов! Вместе с привычными цветочками, кошечками, реанимированными открытками советских времен, умильными младенцами и красотками (иногда шевелящимися и мерцающими) попадались варианты пооригинальнее, учитывающие, скажем, нюансы и историю праздника.
Например, женщина средних лет в красном (праздничном) платье и бутылью самогона наперевес или очень угрюмая девочка, опять же в красном платьице, держащая цветок, как метательное копье, и сообщающая миру: «Женщина создана делать мужчину счастливым! Где бы этот несчастный ни прятался!». Или рабочая-колхозница у Доски почета: «Встретим 8 Марта высокими показателями в работе!». Ее, явно завидуя, прислали из дальнего зарубежья, где выходного дня не было.
В моей «Галерее» рекордсменами стали фотография Клары Цеткин и Розы Люксембург 1910 года и скетч «Уральских пельменей» про этих героинь и заодно Карла Маркса. В нем объяснялось, откуда праздник взялся и почему Карл у Клары украл кораллы, а та у него – кларнет. «Позитивно, прикольно, познавательно!» – сопроводила послание приятельница, учительница истории. И как с ней не согласиться?
Такая рассылка, конечно, не первая и не последняя. Все укладывается в стандарты современных средств и способов коммуникации. Но все-таки отдельные вопросы не могут не возникать. Вот следуя какой логике поздравительную активность проявляют дамы? Эмансипируем? Гендерное равновесие в отдельно взятый день сохраняем? Или к своим проблемам свое же внимание привлекаем? Как сделала это Клара Цеткин в 1910-м на международной женской конференции в Копенгагене (оттуда, вероятно, и растиражированный нынче снимок)? Не сильно же мы тогда за сто лет изменились…
Заметьте, что какой-нибудь котик в цветочках приходит в твой телефон одновременно с разных континентов. Тут уже не теория 6 рукопожатий, а что-то покруче. Но получаемый контент не поражает разнообразием. Так ли много на самом деле тех, кто анонимно и безвозмездно вбрасывает в Сеть плоды своего творчества? Или корыстный план все-таки есть, а нас, потребителей, используют?
И самое главное: почему мы читаем, смотрим и рассылаем полученный «креатив»? Поистине крепких и принципиальных людей, которые сказали окружающим «Не слать», а себе «Не читать», мало. Слаб человек. И тратит не минуты, а часы, просматривая и отправляя поздравления, сильно стараясь не перепутать, что и кому. А как быть, если вдруг объявляются «контакты», с которыми ты не связывался месяцами (минимум с Нового года), но связан по крови, по работе и просто по жизни? И еще. Закончив отвечать на письма, ты, скорее всего, проверишь по своему списку в телефоне, не остался ли кто неохваченный быстрой, но вполне искренней заботой?..
Английские (и не только) ученые предупреждают, что люди все чаще не справляются с нарастающей информационной, коммуникативной и эмоциональной многозадачностью. Даже в выходные мы постоянно в контакте с WhatsApp, Facebook и К (прикиньте примерное количество ежедневных мимолетных сетевых связей), проверяем электронную почту, заглядываем на новостные сайты и, «пробегая» по телеканалам, пытаемся сосредоточиться на любимом сериале.
Говорят, наш мозг становится менее плотным в областях, ответственных за эмпатию (способность понимать и сопереживать чувствам другого), когнитивный и эмоциональный контроль и реакции. Что это значит? Например, запевшая на экране мультяшная зайчиха вызывает немотивированное умиление или раздражение. И никто, включая ученых, не скажет, какая реакция правильная.
…Десяток картинок и часть роликов сохранила. Праздников в календаре хватает, и к чувствам ближних и дальних надо относиться с пониманием.
Все колонки автора