
Интернет сообщил, что День неторопливости придумали темпераментные итальянцы 10 лет назад. Самый известный его проект – «Медлительный марафон» в Риме, где дистанция в 300 м преодолевается не быстрее, чем за 87 минут непрерывного (!) движения. Сопровождающий описание праздника фоторяд радовал снимками большеглазых коал, сонных ленивцев, панд, отрешенно жующих бамбук, и котят, спящих на спинке.
Затея полтора часа бродить по улице со скоростью улитки была изначально отвергнута. Решили начать с кофе. Но, увы, «праздник» не удался. Не заладилось сразу. Завтракая, мы, естественно, созвонились, чтобы узнать, так ли всем хорошо и неторопливо, поделиться планами. А потом проснулись домочадцы, пикал вацап, напоминая, что Масленица уходит, и надо не медля заняться блинами; по телевизору шел не тот фильм, что хотелось, не мелодично урчала стиральная машина, дети не садились сами делать уроки, и вот уже настала пора готовить ужин.
Но колонка не о «женской доле». Скорее о том, как попытаться жить без спешки. Ведь везде требуется быть мобильными, быстрореагирующими, моментально делающими – глобально не тормозить. А что же мы делаем медленно, неспешно, «с чувством, с толком, с расстановкой»?
Энтузиасты слоулайфа – движения за неторопливую жизнь – составили полтора десятка заповедей. Следует меньше планировать, чувствовать вкус того, что ешь, смотреть на звезды и закаты, чаще разговаривать и гулять с детьми, иметь хобби, медленно читать великие книги... Слоулайферы цитируют, например, Омара Хайяма: «Кто понял жизнь, тот больше не спешит, ⁄ Смакует каждый миг и наблюдает, ⁄ Как спит ребенок, молится старик, ⁄ Как дождь идет и как снежинки тают».
С ними, как и с Хайямом, солидарны последователи хюгге – набирающей популярность датской философии счастливой жизни. И дауншифтеры, ратующие за «жизнь ради себя», «отказ от чужих целей». Очевидны параллели с другими учениями и течениями – от буддизма до нью-эйджа. Отмахнуться от теорий легко, но все равно думается: до чего же нечасто мы, обозначая свою деятельность, можем воспользоваться словами «созерцать», «наблюдать», «прогуливаться», «уединяться», «размышлять»... Наверное, потому и придумываются «неспешные» праздники – День без Интернета, День без мобильного телефона, День без покупок... Глядишь, так и сформируются полезные не для быта, а для бытия привычки.
Дело это непростое. Больше года у меня на прикроватной тумбочке пролежал «Обрыв» Гончарова, который вдруг захотелось перечитать. «Застряла» где-то на 50-й странице. Для медленного, вдумчивого чтения, что требует классика, времени не нашлось. Быстро – не получилось. Знаю людей, которые «мечтают» о «Саге о Форсайтах», «Войне и мире», «Жизни Клима Самгина» и осознают утопичность своих грез.
Зато у многих появились увлечения. Кто-то кукол тряпочных шьет, кто-то парусники клеит, другой картинки раскрашивает, корзины из старых газет мастерит или какой-нибудь кракелюр в декупаже творит – потому как хочется сосредочиться, отрешиться, не торопиться, порадовать себя медленным счастьем.
...Пусть не мы зачастую выбираем темп жизни. И не всем дана мудрость вовремя остановиться. Но мы, хочется надеяться, еще можем хотя бы притормозить.
Все колонки автора
Затея полтора часа бродить по улице со скоростью улитки была изначально отвергнута. Решили начать с кофе. Но, увы, «праздник» не удался. Не заладилось сразу. Завтракая, мы, естественно, созвонились, чтобы узнать, так ли всем хорошо и неторопливо, поделиться планами. А потом проснулись домочадцы, пикал вацап, напоминая, что Масленица уходит, и надо не медля заняться блинами; по телевизору шел не тот фильм, что хотелось, не мелодично урчала стиральная машина, дети не садились сами делать уроки, и вот уже настала пора готовить ужин.
Но колонка не о «женской доле». Скорее о том, как попытаться жить без спешки. Ведь везде требуется быть мобильными, быстрореагирующими, моментально делающими – глобально не тормозить. А что же мы делаем медленно, неспешно, «с чувством, с толком, с расстановкой»?
Энтузиасты слоулайфа – движения за неторопливую жизнь – составили полтора десятка заповедей. Следует меньше планировать, чувствовать вкус того, что ешь, смотреть на звезды и закаты, чаще разговаривать и гулять с детьми, иметь хобби, медленно читать великие книги... Слоулайферы цитируют, например, Омара Хайяма: «Кто понял жизнь, тот больше не спешит, ⁄ Смакует каждый миг и наблюдает, ⁄ Как спит ребенок, молится старик, ⁄ Как дождь идет и как снежинки тают».
С ними, как и с Хайямом, солидарны последователи хюгге – набирающей популярность датской философии счастливой жизни. И дауншифтеры, ратующие за «жизнь ради себя», «отказ от чужих целей». Очевидны параллели с другими учениями и течениями – от буддизма до нью-эйджа. Отмахнуться от теорий легко, но все равно думается: до чего же нечасто мы, обозначая свою деятельность, можем воспользоваться словами «созерцать», «наблюдать», «прогуливаться», «уединяться», «размышлять»... Наверное, потому и придумываются «неспешные» праздники – День без Интернета, День без мобильного телефона, День без покупок... Глядишь, так и сформируются полезные не для быта, а для бытия привычки.
Дело это непростое. Больше года у меня на прикроватной тумбочке пролежал «Обрыв» Гончарова, который вдруг захотелось перечитать. «Застряла» где-то на 50-й странице. Для медленного, вдумчивого чтения, что требует классика, времени не нашлось. Быстро – не получилось. Знаю людей, которые «мечтают» о «Саге о Форсайтах», «Войне и мире», «Жизни Клима Самгина» и осознают утопичность своих грез.
Зато у многих появились увлечения. Кто-то кукол тряпочных шьет, кто-то парусники клеит, другой картинки раскрашивает, корзины из старых газет мастерит или какой-нибудь кракелюр в декупаже творит – потому как хочется сосредочиться, отрешиться, не торопиться, порадовать себя медленным счастьем.
...Пусть не мы зачастую выбираем темп жизни. И не всем дана мудрость вовремя остановиться. Но мы, хочется надеяться, еще можем хотя бы притормозить.
Все колонки автора