"Кармен" в стиле модерн

927
Елена БРУСИЛОВСКАЯ
Фото © Юрий Беккер
Это первый эксперимент подобного рода в театре, где обычен традиционный подход к музыкальной классике. В этом плане представленную алматинскому зрителю "Кармен" можно было бы сравнить с развязным стилягой, вторгшимся в хорошо воспитанное общество, который шокировал всех своими непредсказуемыми и чересчур вольными манерами.

Что же касается самой оперы, то "Кармен" – самая знаменитая из написанных французским композитором Жоржем Бизе. В ее основу легла не менее известная новелла Проспера Мериме. Премьера состоялась в марте 1878 года в парижском театре "Опера-комик" и закончилась… полным провалом. Достопочтенные буржуа посчитали оперу вульгарной и безобразной. Но критические рецензии сыграли на руку постановке – скандал вокруг оперы лишь подогрел к ней любопытство, в результате только в премьерный сезон прошло не менее 50 спектаклей. Но потом "Кармен" надолго исчезла с парижских подмостков, доставив тем самым немало переживаний ее создателю, укоротив его жизнь – Бизе умер через три месяца после скандальной премьеры, ему было всего 37 лет (роковая цифра для многих великих). И лишь через 10 лет опера вернулась в театр, но уже в редакции композитора Эрнеста Гиро.

Впервые услышав ее, Петр Ильич Чайковский назвал оперу шедевром, предсказав ей блестящее будущее. Великий композитор оказался прав, сейчас "Кармен" – самая исполняемая опера в мире. Зрителей притягивает прекрасная музыка, легкая, изящная, призывная, которая сразу ложится на слух, ну и конечно, кипение страстей, буквально захлестывающих зал.

Видимо, эта полная экспрессии музыка не оставила равнодушной и режиссера-постановщика, заслуженного деятеля РК Ляйлим Имангазину, которая не так давно вернулась в Алматы после годичной стажировки в Италии. "Кармен" – ее первый по возвращении проект, который она решила реализовать столь не традиционно, перекинув действие в наши дни и превратив цыганку Кармен из простой работницы в знойную топ-модель, влюбленного в нее молодого солдата Дона Хозе – в полицейского, а тореодора Эскамильо – в любимца публики уличного байкера.

Правда, как сказал сопостановщик, заслуженный деятель РК, главный дирижер Национального театра Astana Opera, приглашенный к участию в этом проекте, Алан Бурибаев, музыка Бизе осталась в первозданном виде, как и место действия.

– Тем самым мы приблизили оперу к зрителю, ведь ее персонажи – и Кармен, и Дон Хозе – это архетипы человеческих личностей, они могут существовать в любое время, и в наше, и в XIX веке, и во времена мушкетеров. По сути, "Кармен" – это история человеческих отношений.
Надо сказать, что я видел разные постановки "Кармен", и зачастую героиня там до неприличия вульгарна, но для нас важно было показать, что на самом деле Кармен не такая. И все мужчины в нее влюбля­ются не из-за чрезмерной ее сексуальности, напротив – она очень женственная, таинственная, тем и притягательна, – пояснил Алан Бурибаев.

Молодая солистка театра Оксана Давыденко, прекрасно вписавшись в образ, именно такой и показала Кармен – красивой, свободолюбивой, независимой, ищущей идеал в мужской любви, той любви, у которой, как поется в знаменитой хабанере, "как у пташки крылья".

Заместитель генерального директора театра заслуженный артист РК Габит Несипбаев подчерк­нул, что этот проект – сценический, то есть, помимо собственно музыкального наполнения, в нем много и действия, которое развивается по своим театральным законам. При этом он отметил, что партитура оперы – сложнейшая.

Но вот что поразительно – написанная французом, ни разу не побывавшим в Испании, "Кармен" стала классикой испанской музыки. Скажем, сюита № 2 считается лучшим образцом классического фламенко, не случайно ее ритм до сих пор служит основой многих произведений фламенко. А "Марш торео­дора" давно признан лучшим пасодоблем. Так что и в самом деле "Кармен" – самая испанская французская опера.
Кратко характеризуя ее особенности, Габит Несипбаев произнес весьма сакраментальную фразу: "Сразу скажу, увиденное на сцене вас удивит".

И оно действительно удивило – по сцене движутся автомобили и гоночные мотоциклы, огромный экран на заднике то распускается невиданной красоты розами (красная роза, как известно, цветок Кармен, символизирующий страсть), то мерцает фантастическими глубинами космоса, то наполняется автомобильными гонками, бегающими, стреляющими, дерущимися гангстерами…

Как сказала сама Ляйлим Имангазина, "нам очень помогает видеоряд, придуманный Викторией Злотниковой. Если раньше, образно выражаясь, на одну страницу партитуры была одна мизансцена, то теперь десять мизансцен на одну страницу".

Это мелькание мизансцен уж точно не дает заскучать, принимая во внимание, что опера идет более трех часов. Правда, при этом создается впечатление чрезмерного нагромождения одного зрительного ряда на другой, что приближает постановку к привычному для нас театральному шоу. Возможно, здесь сказалась боязнь режиссера хоть в чем-то повториться.

– Когда я приступила к этой работе, то пересмотрела, наверное, все интерпретации этой оперы, и в классическом варианте, и в стиле модерн, и даже хип-хопа, мюзикла, ледового шоу, не говоря о художественных фильмах. Но то, что мы сделали, это авторское оригинальное решение, и главным для нас было не повториться, – сказала Ляйлим Имангазина. – Дело в том, что сейчас оперная режиссура развивается семимильными шагами, впитывая в себя все жанры, все виды новых зрелищных технологий, в том числе компьютерных. И на сцене вы увидите практичес­ки всю атрибутику, привычную для нашего современного мира.

Интересно, что первоначально Ляйлим Имангазина намеревалась перенести действие оперы в стены тюрьмы, от чего впоследствии отказалась, посчитав, что "это было бы чересчур", и оказалась права, потому что тогда спектакль вряд ли бы получился столь зрелищным.

Но зрелище зрелищем, а любая опера невозможна без голосов, и, как мне кажется, успех постановки даже не в ее модернистской предвзятости, а в таланте наших исполнителей. Создатели спектакля сделали прекрасный подбор солистов – ведущие партии поют Оксана Давыденко, заслуженная артистка РК Майра Мухамедкызы, заслуженный деятель РК Дина Хамзина, заслуженный деятель РК, лау­реат международных конкурсов Андрей Трегубенко, народная артистка РК, лауреат Государственной премии РК Нуржамал Усенбае­ва, солист оперы Дулат Токанов.

Главную мужскую роль на премье­ре исполнил приглашенный мексиканский тенор Хоэль Монтеро, который был представлен журналистам как певец, находящийся на пике своей известности, работающий во многих театрах мира.

Художник спектакля народный художник России, лауреат Государственной премии РК Вячеслав Окунев осуществил уже порядка 10 постановок на алматинской сцене. Окунев – своеобразный мастер, которого отличает нетрадиционное прочтение материала, поэтому он очень органично вписался в проект.

– Несмотря на все новаторство, нельзя забывать, что мы работаем в сфере искусства, поэтому должны сделать для зрителя зрелище, захватывающее его. Искусство модерна, как впрочем, и любое другое, не может быть хорошим или плохим уже потому, что это – искусство, в отличие от спектаклей, которые могут быть и плохими. Но мы старались сделать хороший спектакль, чтобы зрителям было интересно, – сказал Вячеслав Окунев.

Как говорится, продвинутым зрителям наверняка будет интересно, а вот что касается адептов классики, то если их слишком уж шокирует финал, когда Дон Хозе душит Кармен ее же розовым шарфиком в аэропорту на фоне гигантского авиалайнера, можно закрыть глаза и просто слушать прекрасную музыку и не менее прекрасное пение талантливых молодых исполнителей.

Как мудро изрек Габит Несипбаев (а он одаренный органист, исполняющий хоралы – музыку Бога, поэтому знает, что говорит): "Любая музыка, того же Баха или Генделя, поначалу тоже была модерном. Все, что начинается как модерн, со временем становится каноническим".

Популярное

Все
В Кызылорде дан старт строительству футбольного стадиона
Посвящение легендарным землякам
Пришли за покупками – попали на концерт
Казахстанские военнослужащие отстаивают интересы страны на спортивных аренах
Депутаты, спортсмены и волонтеры благоустраивают столицу
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
По 8,5 миллиона тенге подъемных получат медики в селах Карагандинской области
В военно-патриотическом клубе растят настоящих защитников Отечества
Успех летчика куется на земле
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки
Юбилейный саммит ЕАЭС пройдет в Москве
До достижения критического уровня Урала осталось меньше полуметра
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Токаев: Наша доблестная армия служит гарантом суверенитета страны, незыблемой опорой нашей государственности
Премьер поздравил казахстанцев с Днем защитника Отечества
Сильная армия – гарант мира и процветания
На жильё для пострадавших от паводков актюбинцев бизнес направит 28 млрд тенге
Достойное служение праву
Вопросы полицейским задает молодежь
Дэдпул из Казахстана
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Злые языки страшнее пистолета
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Казахский обретает статус языка межнационального общения
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
День единства народа Казахстана: сколько этносов проживают в республике
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

Казахстанский вуз признан самым лучшим в Центральной Азии
Сноровку формирует тренировка
Достойное служение праву
В Косшы открыли первый государственный спортобъект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]