Казахская дочь русского народа

5528
Галия Шимырбаева

Родом из Чемолгана

Все бьются над загадкой интернационализма, а у нее, правнучки купца Лушникова, внучки пасечника Герасима, односельчанки Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева получилось просто и естественно стать акыном, примерной казахской невесткой, матерью и бабушкой. В нынешнем году Надежда Лушникова будет отмечать свое 80-летие, если не помешает коронавирус, участием в очередном айтысе.

– Ну вот, я начинаю свой рассказ, – говорит Надежда Андреевна. – Родилась в поселке Чемолган. Росла, как и все деревенские дети: бегала разутая-раздетая, баранов пасла в горах и радовалась жизни. Счастьем было, если удавалось купить в Каргалы булку белого хлеба. Если он бывал совсем сырым, мама разминала мякиш с мукой и делала затируху. Но мы не воспринимали это как трудности.

В общем, все как у всех. Не­обычно только то, что бог пос­лал мне поэтическое слово, с которым я выступала на айтысах. Одно из моих вступлений-знакомств с соперником было переведено алматинским поэтом Михаилом Купреевым на русский язык:

С поющим сердцем

я иду к вам, люди,

С собой домбру

на праздник приношу,

Ведь без меня здесь

праздника не будет,

Сама я праздник,

и со мной домбра.

Напев мой бьется,

как волна о берег,

Свои слова любви родному краю,

Как драгоценный камень,

выбираю.

Пусть мне люди верят,

Я верблюжонок, молодая лань,

В поэзии я холмик, не вершина,

Но, Родина, я дочь твоя,

Ты стань в стихах моих

роднее сына.

Мой голос, словно свежий

ветерок,

Напев казахский нежен и спокоен.

Я полюбила, русская, Восток,

Он стал моею встреченной

судьбой.

А вдохновение диким скакуном,

В моих напевах мчится

день за днем.

Хоть Казахстан акынами

воспет,

Ему в стихах я свой несу привет…

Я росла на поэзии Жамбыла и Суюнбая. Домбра в моей жизни появилась после того, как я поверила в себя как акын, а акын без домбры – как человек без друзей. Она его сопровождает по жизни, она помогает собрать мысль и быстро схватывать информацию о тех краях, откуда соперник. Задача акына рассказывать в игривой, ироничной форме о негативных сторонах жизни.

Куаныш Баймагамбетов, старейший наш акын, когда я первый раз участвовала в айтысе в Чимкенте, сказал: за хорошее агитировать не надо – его никто не сможет отнять, а вот бороться с тем, что мешает людям шагать вперед, может только акын. И правда, порой мы говорим, «щипая» за самое сердце. Поэтому и говорят, что айтыс – это голос простого народа, который помогает ему быть услышанным властями.

Айтысы как вид народного творчества запали мне в душу с детства. Поэтому я и пошла в учителя казахского языка и литературы. 27 лет я отдала учительскому делу, пока не занялась поисковой и исследовательской работой, посвященной творчест­ву поэта-импровизатора Умбеталы Карибаева, ученика и друга Жамбыла.

Когда я снохой пришла в аул, который сейчас носит его имя (тогда он назывался колхозом имени Кирова), этот человек по казахскому обычаю открывал мне лицо, знакомил с местами, где мне предстояло жить. До войны здесь сеяли табак, а руководил колхозом мой свекор – Нурбек Денгельбаев. Люди долго еще помнили полевой стан, где он в прямом смысле спасал людей от голодной смерти. Недалеко от него есть безвестные могильные холмики тех, у кого не хватило сил дойти до стана…

Благословение Жамбыла

– А в какой семье Вы сами родились?

– Я здешняя. Мои предки, купцы третьей гильдии, переселились сюда в XIX веке. Возле фаб­рики «Рахат» стояла некогда чайная фабрика моего прадеда. Когда Алматинская область отмечала свое 60-летие, то среди достижений было упомянуто, что в 1913 году продукция купца Лушникова была представлена на выставке, посвященной 300-летию дома Романовых.

Ну а дальше все опять как у всех. Отец погиб под Курской дугой, мама поднимала меня одна. Таких, как она, называли гектарницами. Эти женщины брали по гектару земли и всю весну, лето и осень, выращивая овощи, работали за полмешка сахара.

Но я хочу сказать, что жизнь ни перед кем не остается в долгу. Любое доброе дело, даже если оно с игольное ушко, всегда вернется. В селе, где я родилась, жили два одиноких старца – Кара-­Омар и Сары-Омар. Сыновья у обоих погибли на фронте, их матери умерли от горя, а снохи, забрав детей, ушли устраивать свою судьбу. Не знаю, сколько дворов было тогда в нашем Чемолгане, но сельчане договорились, что каждый дом будет готовить им еду по очереди. Это был неписаный закон.

Когда однажды пришла наша очередь, мама послала меня, 6-летнюю, к Сары-ата с каст­рюлькой борща. «Раскрой ладошки», – помню, сказал дед, решив дать свое благословение. Я подумала, что он что-то хочет дать, но ручонки ведь маленькие, туда мало что вместится, поэтому приподняла подол платья. А он, засмеявшись, сказал: «Етегіңе ел толсын» – «Пусть тебя всегда оберегают люди».

В 1949 году пошла в первый класс. В Чемолган из своей Первомайки, так называлось отделение большого колхоза, ходили в школу большой гурьбой. А потом я сломала руку, и меня перевели в ту, которая была рядом с домом, – начальную казахскую.

Язык трудно давался, до школы я не знала казахский совсем, первые два класса были сплошные тройки. После 4-го класса у нас дома собрались все родственники – и бабки, и дедки, и тетки, и дядьки, и даже крестный – на семейный совет.

Поговорили, посоветовались, потом пригласили меня. «Наденька, – сказали они, – пусть на класс ниже съедешь, но пойдешь теперь в русскую школу в Чемолгане». Я заплакала. Я с таким трудом шла к своим пятеркам, а тут предлагают сесть на класс ниже! Нет, я была не согласна! И настояла, чтобы меня отдали в казахскую школу-интернат в Каскелене.

После 7-го класса решила вмес­те с другими одноклассниками поехать учиться в город. На кого – и сама не знала. Ходили по разным училищам Алма-Аты. В одном из них сидели представители Саратовского летного училища. Посмотрели на нас, а мы, деревенские, все такие крепкие, румянец на всю щеку, и уговорили поступать к ним.

Дядя Иван, брат матери, как узнал, что я собираюсь в Саратов, сразу приехал к нам и велел, пока не поздно, забрать документы. «Летное дело не для девочек», – сказал он. И я снова пошла в школу. Все места в интернате уже были заняты, но наш директор Абдрахманов-агай принял меня 201-й ученицей.

После 8-го класса с подругой Алимкаш поехала в Кзыл-­Орду поступать в педучилище. Я ­поступила, а она нет. Пришлось на оставшиеся деньги отправлять ее домой, а самой кое-как перебиваться на одних помидорах до стипендии. В те годы это педучилище было сильнейшим в республике. Все 30 девочек, выпускниц 1961 года, выбились в люди. Кто-то пошел работать в комсомол, другие, окончив потом институт, стали директорами школ, Мария Жуйриктаева – депутатом Парламента, Шамша Беркимбаева – минист­ром образования. Некоторых уже нет в живых, с остальными стараемся быть вместе и в радости, и в беде.

Там же, в педучилище, состоя­лась моя первая встреча с поэзией. Мы выпускали к праздникам газету «Отан қызы», где и было опубликовано мое первое стихотворение. Оно так и называлось «Первое слово». Этот номер мы готовили к встрече с народным поэтом, одним из секретарей Жамбыла Аскаром Токмагамбетовым. После встречи он сказал, что каждую среду в местной областной газете «Лениншіл жолы», где он был редактором, работает литературный кружок, куда и я тоже могу прийти.

За неделю я написала целую тетрадь стихов. Пришла, послушала его, послушала других, но свои стихи читать не стала – они были совсем другие. Аскар-ага с тех пор начал потихоньку учить меня силлабо-тоническому стихосложению. Сам он имел привычку говорить экспромтом в стихах. Побыв его ученицей, скоро я научилась отвечать учителю тем же самым. «Адам топырағына тартпай қоймайды екен» («Человека тянет к корням»), – сказал однажды Аскар-ага. Не сразу поняла, что он имел в виду. Смысл дошел позже.

Я ведь родилась среди большого поэтического наследия Жетысу, благословение получала от самого Жамбыла. Совсем малышкой с подружкой Альмекей увязалась в соседнее село за ее матерью, Шаметай-тате, внучкой, между прочим, батыра Едиге и участницы многих ­айтысов. Когда дошли наконец, то усталая Альмекей осталась во дворе, а я зашла с тетушкой в юрту, где сидел старец в белых одеждах. Они поздоровались, хозяин юрты спросил: «Дочь твоя? Глаза у нее твои». У тетушки Шаметей глаза дейст­вительно были зелеными, и у меня тоже. Меня он угостил огромным красным яблоком, его аромат я помню до сих пор. Чтобы не делиться с Альмекей, я съела его, сидя у порога юрты.

Потом я несколько раз видела того старца в нашем Чемолгане в доме Абиша, отца Нурсултана Назарбаева. О том, что это был сам Жамбыл, я узнала много лет спустя, когда приехала к тетушке Шаметай выразить соболезнование – умерла Альмекей.

Тем яблоком Жамбыл как бы благословил меня. А то откуда бы мне, русской девочке, внучке пасечника Герасима, оказаться в казахской поэзии? То, что я много, в иные дни по три раза, состязалась с внуком Жамбыла Алимкулом, – тоже, наверное, отголоски того далекого дня.

Приедут, бывало, в музей Жамбыла люди из Москвы, Кие­ва или еще откуда-нибудь – и меня снимают с уроков, Алимкула отзывают с работы (он работал заведующим автоклубом), и мы состязаемся перед гостями в айтысе! Если нет Алимкула, то вступала в поединок со своим кайнага Асимханом, деверем-фронтовиком, сильнейшим поэтом. Жамбыл провожал его на фронт. Кайнага считал, что благословение великого старца и спасло его от смерти.

С народным поэтом, прославленным Манапом Кокеновым, я целых 28 раз состязалась на айтысах! В наше время вообще мало было молодых акынов, поэтому моими соперниками часто бывали акыны-аксакалы. Это были не просто старики – большие сказители, они много сделали для своего народа, донеся до него его историю из глубокой старины. Память у них была получше любого компьютера. Умбеталы Карибаев мог целый месяц под домбру исполнять свои дастаны. Хотя делать это в те годы было непросто – идеология была другая.

Ведь почему я говорю сегодня спасибо Нурсултану ­Назарбаеву? Потому что, дав жизнь программе «Рухани жаңғыру» и проекту «Асыл-мура», Первый Президент снял путы с наших рук и ног.

В первой моей книге «Елiм менiң», которая вышла в 1963 году, есть большая баллада о Карасай-батыре. Аскар Токмагамбетов (ему я первому принесла на суд свою книгу) тогда сказал: «Надя, надо изменить имя героя. Его нельзя пока называть открыто». И мы переименовали Карасай-батыра в Аладая.

…Акыном я еще стала потому, что жить на той земле, где я родилась, – у подножья Ушконыра – это счастье. Природа здесь – ковер господний. Эта красота с тех пор, как стала осознавать, сопровождает меня, дает мне вдохновение и поддержку. Здесь я состоялась и как сноха, и как мать – родила мужу трех дочерей и сына Жанибека.

Семейное счастье

– А свою семью как Вы создавали?

– Мы росли с Турлыбеком Нурбековичем Нурбековым вместе. Только он учился в интернате в Алматы, а я в Каскелене. На молодежных посиделках и приглянулись друг другу. Мы иногда собирались в каком-то доме попеть и потанцевать. Бостангы называлось это. С утра мы, девушки, его украшали коврами и курак-корпе.

До армии Турлыбек работал трактористом, потом 4 года служил в военно-морском флоте. Когда мы поженились, я работала после филфака КазПИ имени Абая в издательстве «Жазушы» редактором отдела казахской прозы, а он стал студентом агрохимического факультета сельхозинститута. Последние 10 лет был акимом села, а так много лет работал в сельзохуправлении в Узынагаше.

Мне с ним, простым и открытым человеком, трудягой и мас­тером на все руки, очень повезло. Еще нет и 6 утра, а он уже обошел все участки. Я в это время уже управилась по хозяйст­ву: корову подоила, в стадо отогнала, самовар поставила, айран заквасила.

Об айране особое слово. Узбекали Жанибекович Жанибеков, министр культуры, пока в 1989 году строили музей Умбеталы Карибаева, несколько раз приезжал в наше село со своей свитой – художниками и архитекторами. Пока мужчины занимаются делами, у нас дома уже и стол готов: мясо, курт, масло и, конечно, деревенский айран. Узбекали Жанибекович, шутя, говорил, что ради него готов приезжать к нам по два раза в неделю.

– Какой веры придерживались в вашей интернациональной семье?

– Мой муж-коммунист ни одной молитвы не знал. Когда с дочерью Карлыгаш случилось горе – ее парализовало от полиомиелита, я его умоляла: «Отец, сходи в мечеть. Отцовская молитва сильная». Сходил пару раз, а потом повинился: «Ты уж извини меня. Люди стоят – и я стою, падают на колени – и я тоже, а зачем – и сам не знаю». А я ему в сердцах: «Не будет тебе жаназа – последней молитвы».

Сказала и забыла, а он помнил. Когда 11 лет назад он уходил от нас навсегда, среди ночи пригласили муллу. Услышав молитву у своего изголовья, муж приподнял голову: «Фазыл, хорошо, что ты пришел».

Чтобы не мешать им общаться, врачи и медсестры вышли в коридор, где по обе его стороны выходят двери из комнат. Над моей дверью всегда висит домб­ра. И вот не поверите – она, висящая лицом к стене, заиграла тихонько сама по себе. Я тогда и поняла, что муж уходит довольный мной. Случилось это в первый день айта – значит, ему открылись райские врата. Вот так я вместе с домброй и оплакала отца и деда своих детей и внуков.

Это сейчас пошли какие-то браки гражданские, когда жен и мужей меняют, как платья, а в наше время ценности семейные были очень высоки. Если бы муж поставил при жизни меня перед выбором – общественная работа или семья, я бы выбрала его и детей. Но он абсолютно был лишен эгоизма. Ему хотелось, чтобы и я тоже дышала полной грудью.

И в айтысах участвовала, и депутатом областного совета была, и делегатом съездов, и стоя­ла у истоков Ассамблеи народа Казахстана, и со всех трибун, где нужно было мое поэтическое слово, выступала. Но если бы не муж, я бы не справилась с такой нагрузкой. У нас с ним все было общим. Никогда мы не искали легких путей, жили по правилу – где родился, там и пригодился, и детей также вырастили.

Младшая дочь Лейла в Нур-Султане работает, средняя Карлыгаш – русская поэтесса Алена­ Нурбекова, старшая дочка Куралай – сама уже дважды бабушка. Сын Жанибек окончил институт физкультуры. Сейчас младшего внука Арнура тренирует, хочет сделать его большим спортсменом по қазақ күресі, старший, Нургельды, пошел по моим стопам, учится в музыкальной школе. За год выучил пять кюев. Недавно у сына родилась дочка, Дамирой мы ее назвали.

– Вы в семье сына живете?

– Ну а с кем же еще? Конечно, с единственным сыном и его семьей. Невестка Назира – пос­лушная и ласковая девочка. Көшектің қызын алып отырмыз – она из рода кошек, вошла в наш дом 15 лет назад. Довольна я ею. «Алдымнан қия өтпейді», – говорят про таких казахи.

А что касается веры, то я выполнила свой долг перед Гос­подом. 7 лет назад совершила большой хадж в Мекку. Побывала в мечети Айша-биби, заказала молитву за наших с Турлыбеком отцов. Обойдя черный камень Каабы дважды по семь раз, попросила мира для нашей родины. А перед этим позвонила домой.

Трубку взял младший внук. Пятилетний малыш кинулся отчитывать: «Апа, ты где? Почему тебя так долго нет?» «Не ругайся, – говорю. – Я возле бога хожу». «Деда моего видела? Ты же говорила, что он тоже возле бога?» – спросил малыш, которому был всего годик, когда дед скончался.

Такая вот моя жизнь. Это и есть, наверное, счастье…

Популярное

Все
В Кызылорде дан старт строительству футбольного стадиона
Посвящение легендарным землякам
Пришли за покупками – попали на концерт
Казахстанские военнослужащие отстаивают интересы страны на спортивных аренах
Депутаты, спортсмены и волонтеры благоустраивают столицу
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
По 8,5 миллиона тенге подъемных получат медики в селах Карагандинской области
В военно-патриотическом клубе растят настоящих защитников Отечества
Успех летчика куется на земле
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки
Юбилейный саммит ЕАЭС пройдет в Москве
До достижения критического уровня Урала осталось меньше полуметра
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Токаев: Наша доблестная армия служит гарантом суверенитета страны, незыблемой опорой нашей государственности
Премьер поздравил казахстанцев с Днем защитника Отечества
Сильная армия – гарант мира и процветания
На жильё для пострадавших от паводков актюбинцев бизнес направит 28 млрд тенге
Достойное служение праву
Вопросы полицейским задает молодежь
Дэдпул из Казахстана
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Злые языки страшнее пистолета
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Казахский обретает статус языка межнационального общения
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
День единства народа Казахстана: сколько этносов проживают в республике
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

Казахстанский вуз признан самым лучшим в Центральной Азии
Сноровку формирует тренировка
Достойное служение праву
В Косшы открыли первый государственный спортобъект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]