Каждый суицид – неуслышанная мольба о помощи

3096
Рауан Кенжеханұлы, руководитель общественного фонда "WikiBilim"
Совсем недавно мы наблюдали за тем, как в СМИ и особенно в социальных сетях бурно обсуждалась тема суицида среди детей и подростков. Но информацию, которая стала достоянием общественности можно назвать всего лишь верхушкой айсберга проблемы самоубийств в нашей стране.

В 2014-16 годы я работал заместителем акима Кызылординской области. В числе обязанностей, возлагаемых на замакима по социальным вопросам есть и координация работы областной комиссии по делам несовершеннолетних.
Одним из самых важных вопросов, которая рассматривается комиссией является детский и подростковый суицид.
Как председатель этой комиссии, каждую неделю я получал сводку о всех фатальных или незавершенных попытках суицида в области. Как правило, это очень короткая информация, несколько сухих строчек с именем мальчика или девочки и описанием случившегося.
И каждый раз читая такую сводку сжималось сердце. Каждое заседание комиссии начинается с подробного разбора всех случаев. Но полного ответа на вопрос «почему это происходит?» мы не могли получить. Внятного ответа на вопрос «что делать?» тоже не было. И становилось не по себе от беспомощности, от того, что мы ничего с этим сделать не можем. Уверен, что все мои коллеги испытывали такое же чувство.
С того времени мы прошли большой путь. Многое становилось более понятным. Стало ясно, что суицид слишком сложная и деликатная тема, чтобы иметь простые и односложные ответы.

Самоубийства происходят во всех странах, и их совершают люди всех возрастов. Каждые 40 секунд где-то в мире умирает
человек, совершая самоубийство, и в десятки раз больше происходит незавершенных попыток свести счеты с жизнью.
Каждый суицид – это трагедия, которая имеет разрушительные последствия для родных, друзей и знакомых даже спустя долгое время после того, как человек покончил собой.
За последние пол века суицид значительно помолодел. Сегодня 60 процентов самоубийств в мире приходится на долю населения до 44 лет. В том числе растет статистика суицида среди детей и подростков.
На глобальной карте мира по частоте суицидов Казахстан находится среди стран с самым высоким уровнем самоубийств.
По данным ВОЗ, Казахстан входит в десятку стран с худшими показателями суицида среди детей и подростков от 5 до 14 лет. А в списке стран по суициду среди молодежи от 15 до 29 лет Казахстан находится в четверке наиболее неблагополучных. В этих списках мы соседствуем далеко не со странами, с которыми привыкли себя сравнивать по уровню достатка.

Суицид является второй основной причиной смертности среди казахстанцев в возрасте от 15 до 49 лет (первая причина – ДДП и травматизм).
В целом предотвращение суицидов большая и непростая задача. Но наиболее сложной является предотвращение детского и подросткового суицида.

Ежегодно в Казахстане регистрируется порядка 200 случаев суицида среди несовершеннолетних, при этом на каждую завершенную попытку суицида приходится до 200 незавершенных попыток. Совершенная в прошлом попытка суицида является наиболее серьезным фактором риска самоубийства в будущем.
Приведенная статистика означает, что если представить всех наших детей и подростков, учащимися одного класса из 25 детей, то окажется, что как минимум пятеро детей в классе серьезно думали о суициде, и один учащийся совершал попытку самоубийства в течении своей жизни.
Конечно же, эти данные известны специалистам давно и меры по предотвращению самоубийств принимаются. Если посмотреть на динамику последних 10 лет, то можно увидеть даже незначительное снижение. Но в целом в Казахстане, как и в
мире пока не удается переломить ситуацию с суицидами среди несовершеннолетних и молодежи.
Каковы же причины самоубийств?
Почему каждый год так много людей сводят счеты с жизнью?
Происходит ли это из-за бедности или безработицы?
Разрыва личных отношений?
Или в результате депрессии и серьезных психических расстройств?
Являются ли самоубийство результатом импульсивного поступка, или совершаются из-за действия алкоголя или наркотиков?
Сложных вопросов много, но нет простых ответов. Ни один фактор не может в полной мере объяснить, почему человек совершил самоубийство. Суицидальное поведение является сложным феноменом, определяемым целым комплексом взаимодействующих факторов – личных, социальных, психологических и биологических.

На одном из заседаний нашей комиссии мы рассматривали случай суицида 15 летнего подростка, который повесился в сарае после того, как мама потребовала от него перестать возится с сотовым телефоном и поручила выполнить какую то работу по дому.
На комиссии школьный психолог и директор школы заверили, что у подростка благополучная семья (имея в виде достаток) и неплохая успеваемость в школе. Представитель прокуратуры сказал о деструктивном влиянии интернета и смартфонов, от которых они не отходят. В итоге сославшись на слабую психику современных подростков, мы пришли к заключению, что психологам в школе необходимо более предметно заняться укреплением психического здоровья учащихся. А еще о необходимости блокирования и ограничения доступа к вредоносным сайтам. Вместе с тем, поскольку этот случай по желанию семьи не был зарегистрирован как суицид, комиссия решила изучить тонкости процедуры регистрации и поручила ответственным людям вникнуть в ситуацию.
В итоге выяснилось, что этот подросток воспитывался в доме своего дедушки и бабушки, называл их мама и папа. От кровных родителей был отлучен в 4-летнем возрасте. Их он называл по имени и имел с ними, особенно с родной матерью, очень натянутые отношения. При этом близких, доверительных
отношений с приемными родителями тоже не было. Об этом он поведал своему другу, которому незадолго до смерти подарил все свои ценные вещи, сказав, что они ему больше не нужны. Неоднократно, при ссорах говорил родным, что устал от всего. Часто говорил об одиночестве. Классный руководитель и школьный психолог ничего об этом не знали, изменений в поведении ребенка не замечали.
Сарай, в котором подросток покончил собой был аккуратно убран и подготовлен, так чтобы ему не могли помешать.
Это пример не импульсивного, а осознанного и долго созревавшего решения уйти из жизни, связанного с психической травмой, полученной ребенком в раннем детстве из-за отлучения от родителей.
Вместе с тем, говоря об одиночестве, усталости, раздаривая все свои ценные вещи, молодой человек давал сигналы о своих страданиях, по-своему молил о помощи. Но его никто не услышал. Более того, после ухода его обвинили в психической неустойчивости и отказались признать его самоубийство, оформив его смерть, как несчастный случай.
Разве мало у нас таких детей, если учесть, что передача ребенка на воспитание бабушке и дедушке или другим родственникам, все еще считается нормой в нашей традиции.
Это лишь один пример того, как поверхностно мы оцениваем ситуацию.
Для полного понимания проблемы и применения эффективных мер по предотвращению суицидов нам необходимо комплексная, межсекторальная программа.
С подачи ВОЗ в 30 странах мира такие программы реализуются в статусе национальной стратегии превенции суицидов. Их задача – снизить частоту самоубийств на 10 процентов до 2020 года.
Проведенные исследования и международный опыт показывают, что детский и подростковый суицид можно предотвращать.
Как это делать?
Ответ на этот вопрос состоит из двух частей: это применение срочных мер, в краткосрочном периоде, а также применение постоянных мер, направленных на устойчивое снижение частоты самоубийств в долгосрочной перспективе.
В краткосрочной перспективе важно создать систему выявления детей, подверженных тому или иному фактору риска, приводящих к суицидальному поведению и запустить механизм, позволяющий проводить индивидуальную коррекционную работу с детьми, попавшими в группу риска.
Для этого нам необходимо обучить 4 группы специалистов, которые будут вовлечены в работу.
К первой группе специалистов относятся учителя школ и колледжей, которые должны иметь навыки распознавания признаков суицидального поведения. Это не сложно. Любые изменения в поведении, а также такие вербальные сигналы как: «я устал от всего», «я перестану вас скоро беспокоить» или рассуждения об одиночестве, потеря интереса к тому, что раньше интересовало ребенка, раздача личных вещей – это самые простые сигналы, на которые учитель и любой, кто работает с детьми должен обратить внимание и сообщить психологу. Таких людей в международной практике называют «suicide gatekeepers», на русский язык переводится как «вахтеры суицида».
Ко второй и самой важной группе специалистов относятся школьные психологи. Базовый курс обучения педагогов-психологов не предполагает подготовку их к работе по превенции суицидов. Поэтому их необходимо обучить и помочь им войти в доверие подростков. Их необходимо обеспечить методикой проведения диагностики выявления групп риска и дельнейшей организации коррекционной работы. Диагностика основывается главным образом на опроснике, который включает в себя, на первый взгляд провокационные вопросы. К примеру, у подростка спрашивают:
* Вы когда-нибудь пытались прекратить свою жизнь?
* ЕСЛИ ДА: Каким способом Вы пытались прекратить
свою жизнь?
* Казалось ли Вам, в течение последнего года, что жизнь не стоит того, чтобы жить?

Эти вопросы вынудили нас отложить реализацию пилотного проекта на 6 месяцев. Но было доказано, что подростки, подверженные факторам риска или имеющие суицидальное мысли, как правило, ждут помощи и откликаются на прямые вопросы и откровенные беседы.
Поэтому не надо бояться задавать такие вопросы. Но предложив подростку открыться, мы должны быть готовы ему
по-настоящему помочь. Все мы знаем как сложно смириться подростку с неоправданным доверием или обманом. Поэтому выявив группу риска, нам необходимо быть готовыми к слаженной и очень корректной работе по оказанию профессиональной психологической, а при необходимости психиатрической помощи.
Здесь мы должны опираться на квалифицированную работу врачей общей практики и психиатров, которые представляют собой третью и четвертую группу специалистов, вовлекаемых в работу. Они также должны повысить профессиональную квалификацию и быть готовы взаимодействовать с указанными группами специалистов.
В диагностике участвуют подростки 14, 15 и 16 лет. Каждый год в проект входит новая группа ребят, которым исполнилось 14 лет. Есть текучесть кадров, обновляются люди, вовлеченные в работу, обновляются знания, нарабатывается опыт. Как следствие, каждый новый цикл требует нового обучения и корректировки системы взаимодействия участников работы с учетом практики пройденных лет. Поэтому речь идет не о разовом проекте, где можно добиться каких-то результатов и расслабиться. Речь идет о запуске постоянно работающей системы формирования психического здоровья и предотвращения самоубийств.
Уже на этапе пилота самым сложным оказалось координация взаимодействия различных структур, главным образом управлений образования и здравоохранения. Между тем, эффективность работы будет зависеть от того, насколько слаженно смогут работать не только учителя и врачи, но и социальные работники и участковые полицейские, а также журналисты и ответственные работники акиматов.
Параллельно должна идти программа осведомленности общества в вопросах суицида. Информирование и помощь родителям, обучение журналистов ответственному освещению тем, связанных с самоубийствами, помощь людям, чьи близкие покончили собой. Каждая из этих направлений требует отдельного серьезного разговора. Вместе с тем все они как система сообщающихся сосудов имеют влияние на общую ситуацию с суицидами в стране.
В этой связи думаю, что было бы правильным иметь единый национальный координационный центр, который обеспечивал бы качественную методическую, обучающую и организационную работу для всех регионов, сводил
информацию и готовил предложения для центральных исполнительных органов. Уверен, что наиболее правильной, с точки зрения эффективности и устойчивости будет форма специализированной неправительственной организации. Это предложение поддержано двумя ключевыми министерствами – образования и здравоохранения, сейчас идет обсуждение механизмов реализации проекта на уровне регионов.
Вместе с тем, работа по предупреждению самоубийств требует сотрудничества и эффективной работы не только государственных органов, но и бизнеса и гражданского сектора.
Мы благодарны за помощь и поддержку оказываемой нам представительством детского фонда ООН – ЮНИСЕВ, а также республиканского научно-практического центра психиатрии, психротерапии и наркологии. Благодаря их помощи был реализован пилотный проект в Кызылординской области.
Позвольте вкратце изложить некоторые важных результаты пилота и предшествовавшего ему исследования:

Первое. Статистика подросткового суицида в нашей стране сильно занижена. По меньшей мере треть случаев суицида не регистрируются. Такое игнорирование проблемы является самообманом. Мириться с этим нельзя. Необходимо внимательно посмотреть на процедуру регистрации самоубийств;
Второе. Нефатальные попытки распространены среди молодых людей, нежели взрослых. Незавершенная попытка – наиболее верный предсказатель будущего самоубийства. При этом, как правило, риск повторной попытки высокий в первые 3-6 месяцев и до 2 лет. Именно поэтому в диагностических опросниках у детей спрашивают о суицидальных мыслях за соответствующий период. В результате диагностики в рамках пилота в Кызылорде, группа риска выросла с 95 до 1300 детей, при этом порядка 300 детей впервые признались о совершенной попытке. Поэтому бояться этих вопросов не надо.
Третье. Наиболее распространенные формы расстройств, приводящих к суициду связаны с злоупотреблением психоактивными веществами и алкоголем. Поэтому важно ограничить доступ детей и подростков к указанным веществам и алкоголю;
И самое важное, доказано, что своевременное выявление, соответствующая профилактика, лечение депрессий, злоупотреблений психоактивными веществами, а также
наблюдение и помощь лицам, склонным к суицидальному поведению, снижает уровень смертности от суицида.

Итак, самоубийства можно и нужно предотвращать. Нам необходима всесторонняя, межсекторальная стратегия предупреждения самоубийств.
Теперь конкретнее о том, что мы можем сделать.
В результате приведенных исследований, В 2015-2016 гг. МОН и МЗСР при методической поддержке ЮНИСЕФ реализовали пилотный проект по превенции суицидов среди детей и подростков Кызылординской области. Методический комплекс, используемый в рамках проекта основан на передовом международном опыте и состоит из компонентов обучения «вахтеров суицида», подготовки психологов, выявления групп риска посредствам упомянутого опросника и индивидуальной коррекционной работы с детьми, попавшими в группу риска.
Пилотный проект дал положительные результаты системного характера. В частности, казахстанские специалисты приобрели эффективную методику и практические навыки работы, сформировалось видение и алгоритм реализации проекта в масштабах страны.
Вместе с тем, проект выявил необходимость еще более комплексного подхода к решению проблемы суицидов. Исследования показали, что 26% учащихся подросткового возраста подвержены тем или иным факторам риска, приводящим к суицидальному поведению.
Стало понятно, что суицид сам по себе является лишь верхушкой айсберга. Суицидальное поведение детей и подростков является следствием отсутствия целенаправленной работы по формированию и укреплению физического и ментального здоровья, а также жизненных навыков несовершеннолетних.
Формирование здоровья и жизненных навыков детей и подростков – это вторая часть ответа на вопрос «что делать»?
Мы активно работаем над формированием умственного интеллекта, основанного на знаниях, но очень пассивно и весьма поверхностно занимаемся формированием эмоционального интеллекта нового поколения. Детям все сложнее и сложнее самостоятельно отвечать на эмоциональные вызовы окружающего их мира. Мира, где они слишком рано принимают удар лавины не фильтруемой информации,
слишком рано сталкиваются с ложью, лицемерием и обманом, вынуждены иметь дело с жестокостью и противостоять насилью. Изменить окружающий нас мир не в наших силах. Но подготовить детей мы обязаны.

В этой связи, для обеспечения комплексного подхода к превенции суицидов среди несовершеннолетних в масштабах страны, разработана программа Формирования здоровья и жизненных навыков, а также превенции суицида среди несовершеннолетних.
Опорой этой программы являются школьные психологи. Их у нас сегодня около 8 тысяч человек. Они имеют квалификацию психологов, но не имеют навыков и инструментов превенции суицидов. Поэтому нуждаются в обучении, а также в методической и ресурсной поддержке.
Наша задача – добиться того, чтобы каждый школьный психолог стал лучшим другом учащихся, чтобы они могли ему довериться. А психолог в свою очередь, опираясь на поддержку коллег и руководства мог смело действовать и оправдывать доверие своих воспитанников.
В школах, где удается наладить работу психолога, мы не раз видели удивительные случаи спасения жизней. Вот одна из них: Девочка, родившаяся с 6 пальцами на руке приучилась так маскировать свой дефект, что лишь самые близкие подруги знали об этом. Родные из-за предрассудков не показывали девочку врачам. К 14 годам этот дефект стал причиной глубокой депрессии и мыслей о самоубийстве. Доверяя психологу школы, подруги сообщили ей о страданиях девочки. Далее психолог поговорив с девочкой, убедила ее в необходимости показаться врачам. В результате была проведена операция по устранению дефекта и у девочки началась новая жизнь.
Подготовка «вахтеров суицида», обучение психологов, выявление группы риска и индивидуальная коррекционная работа с детьми попавшими в группу риска – это компоненты программы превенции суицидов. Но, как уже было отмечено, этого недостаточно. Занимаясь лишь превенцией, мы будем бороться с последствиями более глубинных причин.
Описывая свое эмоциональное состояние все больше подростков указывают на «одиночество», вызванное неготовностью учительства (и родителей) понимать и
адекватно реагировать на вызовы с которыми сталкивается новое поколение.

Опыт успешных стран показывает, что укрепление здоровья в целом, формирование и укрепление духовно-нравственного и психического здоровья, а также профориентация и привитие необходимых сегодня жизненных навыков, как составные социального здоровья населения, должны быть частью государственной политики в области социального развития.

Поэтому превенцию суицидов предлагается расширить до программы Формирования здоровья и жизненных навыков. Указанная программа состоит из модулей по формированию навыков ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления психического здоровья, профориентации учащихся, навыков самосохранения в экстремальных условиях, а также блока по привитию духовно-нравственных ценностей. Программа внедряется как часть воспитательной работы, проводимой в школе через подготовку и методическое обеспечение педагогов-психологов, а также в качестве основы мер по усилению школьной медицины.

Успех описанной выше работы нуждается в концентрации сил всех неравнодушных, но вместе с тем деликатность вопроса требует предельной корректности и продуманности каждого шага.

Психологи говорят, что каждый суицид – это мольба о помощи, которую никто не услышал.
Я верю, что научившись пользоваться методами и инструментами, о которых я рассказал сегодня, мы сможем вырастить здоровую нацию.

Популярное

Все
День столицы
Национальный день домбры
Токаев: "Астана стала зримым воплощением динамичного прогресса Казахстана и созидательных устремлений нашей нации в будущее"
Кубок мира: боксеры каких стран вышли в финал?
Гвардейцы устроили необычный концерт на реке Есиль
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
День безопасной дороги провели в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Антикор присоединили к КНБ
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
В Казахстане 74% врожденных пороков сердца у плода выявляются до рождения ребенка
Казахстанский спецназ участвует в международных учениях «Анадолу - 2025»
Объемы производства флоат-стекла увеличились в Казахстане
Глава Минцифры встретился с представителями ведущей глобальной компании в сфере цифрового майнинга
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Айгерим Алтынбек выступила на сцене с Андреа Бочелли
В Мангистау построили 4 современные школы за счет возврата государству активов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки

Читайте также

Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
С Днем рождения, Астана!
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
«Город мечты» глазами детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]