Культура честной жизни

1314
Ольга СЕМЕНОВА
Карикатура с сайта caricatura.ru
Вполне объяснимо, что внимание общественности привлекают громкие уголовные дела с фигурирующими в них высокопоставленными чиновниками и многомиллиардными суммами хищений. Они свидетельствуют о той принципиальной позиции, которую занял Казахстан в противодействии коррупции. Но не менее важная составляющая в этой работе – превенция, направленная на искоренение причин и условий, способствующих возникновению такого негативного явления, формирование антикоррупционной культуры. И как показывает практика, превентивные меры в борьбе с коррупцией зачастую оказываются более эффективными, чем ужесточение наказания за преступления такого рода.

Стратегический подход

Напомним, что вся антикоррупционная политика страны строится на основании Антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 годы, которая утверждена Указом Главы государства. Цели и задачи этого программного документа – прежде всего противодействие коррупции в сфере государственной службы, квазигосударственном секторе, внедрение института общественного конт­роля, предупреждение коррупции в правоохранительных и судебных органах. И конечно же, формирование антикоррупционной культуры.

С учетом того, что каждое начинание требует какого-то постконтроля за тем, как оно осуществляется на практике, предусмотрен мониторинг реализации стратегии. Правительством утвержден соответствующий план мероприятий, рассчитанный на каждые последующие три года. Роль Министерства по делам госусслужбы, а точнее его департамента антикоррупционной политики, в данной работе – координация деятельности центральных и местных госорганов, субъектов квазигосударственного сектора, а также всего гражданского сообщества.

Важно отметить, что для реализации 13-го шага Плана нации «100 конкретных шагов», а также плана мероприятий по Антикоррупционной стратегии Главой государства в прошлом году был подписан новый Закон «О противодействии коррупции», который введен в действие с 1 января 2016 года. Названным законом предусмотрены основные положения о превенции коррупции, среди которых – формирование антикоррупционной культуры, анализ коррупционных рисков (делится на внутренний и внешний), антикоррупционный мониторинг, формирование антикоррупционных стандартов, вопросы конфликтов интересов и многие другие моменты.

Исключить риски...

Жизнь показала: условия, позво­ляющие нечистоплотным чиновникам злоупотреблять своими полномочия­ми, нередко заложены в самих нормативно-правовых актах, ведомственных инструкциях, регулирующих дея­тельность того или иного госоргана. Чтобы убрать почву, на которой дают всходы семена взяточничества и прочих злоупотреблений, сегодня проводится анализ коррупционных рис­ков – внешний и внутренний.

Начнем с внешнего анализа, который осуществляется при участии соответствующего управления Министерства по делам госслужбы как уполномоченного органа. Он проводится по поручению Главы государства, Администрации Президента, Премьер-Министра, по обращениям юридических и физических лиц, а также по инициативе самих госорганов.

В соответствии с законодательством руководители двух сторон – одна МДГС, вторая – госорган или какой-то другой субъект, подвергаемый такому анализу, – подписывают совместный приказ, которым в том числе определяется рабочая группа. Пул сотрудников, представляю­щих обе стороны, проводит анализ в течение месяца. Прежде всего анализируются законы и другие нормативно-правовые акты, приказы Правительства и внутренние документы, которыми регулируется деятельность данного субъекта. Внимательно изучается управленческая деятельность госоргана, в том числе вопросы управления персоналом, все, что связано с прохождением госслужбы, начиная с принятия людей на работу. Совместно анализируется и весь блок оказания госуслуг. Задача – выя­вить какие-то возможные пробелы, противоречия с законодательством, которые могут послужить основой для злоупотреблений.

Как известно, наибольшие коррупционные риски возникают там, где чиновники взаимодействуют с населением, хозяйствующими субъектами. Поэтому проверяется, насколько обоснована длительность оказания той или иной госуслуги. Образно говоря, сколько «шагов» необходимо сделать человеку, чтобы ее получить. Рассматривается вопрос оптимизации, упрощения процедуры.

У госоргана есть определенные контрольные функции в своей сфере, то, как они осуществляются, также анализируется. Все ли проверки проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом и системой управления рисками или алгоритм действий нарушен? Как правило, у каждой госструктуры есть свой функционал по Кодексу об административных правонарушениях, и эта работа, в свою очередь, подвергается анализу.

Проведение внешнего анализа департамент антикоррупционной политики начал еще в прошлом году, тогда она проводилась по инициативе самих госорганов. Специалисты МДГС садились за стол переговоров, предлагали свои экспертные услуги по выявлению подобных узких мест в работе. После чего давалась аналитическая справка с рекомендациями, основываясь на которой госорган вырабатывал план мероприятий по устранению всех выявленных недостатков. Тем самым удалось существенно оздоровить ситуацию в нескольких министерствах и ведомствах.

В законе дана альтернатива: если та или иная госструктура не считает, что она нуждается в поддержке уполномоченного органа, то она может провести внутренний анализ свои­ми силами.

...или предостеречь

Государственные закупки уже давно стали излюбленной кормушкой для коррупционеров. Огромные суммы перекочевывали из государственной казны в карманы чиновников в виде взяток, откатов, «благодарностей». Целый ряд резонансных уголовных дел, связанных со злоупотреблениями в этой сфере, был рассмотрен судами, десятки крупных и сотни мелких руководителей сменили удобные кресла на жесткие нары, а желающих погреть руки на незаконных тендерах и конкурсах меньше не становилось. Но, похоже, в антикоррупционном ведомстве нашли способ прервать пагубную тенденцию. Вторым важным инструментом превенции стал антикоррупционный мониторинг, позволяющий буквально предугадывать мысли чиновников, желающих обойти закон.

Сегодня сотрудники управления антикоррупционного мониторинга ежедневно анализируют портал госзакупок Минфина, где отражены все государственные закупки, проводимые в стране. Портал содержит более полумиллиона объявлений, смотрят, конечно, выборочно, сравнивая с результатами уже прошедших конкурсов. Вот, например, где-то в Мангистауской области намерены купить дизтопливо по 500 тенге за литр, а в другой области оно, той же марки, приобреталось по 200 тенге. Уже настораживает. Дальше анализируются ценовые предложения на рынке. После чего следует письмо в названный госорган: уважаемый, вы хотите приобрести дизтопливо по такой-то цене, но другой госорган уже приобрел на 30% дешевле. А в целом на рынке присутствуют компании, которые продают его по цене от 180 до 250 тенге. Может быть, вам следует пересмотреть свои цены? Ведь налицо факт нерационального использования госсредств. После того как МДГС вносит такую рекомендацию, в госоргане ее рассматривают, убеждаются в правоте тех, кто проводил мониторинг, отменяют этот конкурс и объявляют новый, с более реалистичной ценой. Если же организаторы госзакупок продолжают настаивать на своем, следует уже письмо в Минфин с указанием вышеназванных фактов.

Естественно, что тех, кто не реагирует на замечания, есть все основания подозревать в каких-то коррупционных замыслах. Но, как заверяют в Министерстве по делам госслужбы, руководителей, которые игнорируют подобные рекомендации, как правило, нет. Все понимают – если оставить такое письмо без внимания, следом могут прийти уже сотрудники Национального бюро по противодействию коррупции.

Безусловно, проверить каждое из полумиллиона объявлений невозможно, и все же подобная работа имеет огромный профилактический эффект. Руководители госорганов начинают понимать, что кто-то сверху за ними смотрит. И при нынешнем развитии информационных технологий отдаленность от центра не спасет.
Получается как в сказке про Машу и Медведя, все попытки которого тайком съесть сладкий пирожок прерывались окриком девочки до тех пор, пока Мишка не понял – корзинку нужно честно донести до места.

Добавим, что при антикоррупционном мониторинге госзакупок внимание обращается не только на цены, но и на другие моменты. Например, всегда вызывает настороженность, когда конкурс, в котором участвовали несколько фирм, признается несостоявшимся, заказчик не определяет победителя, а затем отдает этот объем на закуп из одного источника, какому-то малоизвестному ТОО.

Приведем такие цифры. Только в I квартале выявлено завышение стои­мости по закупаемым товарам и услугам на 3,5 млрд тенге, по результатам мониторинга в государственные органы направлено 101 письмо.

Но работа по антикоррупционному мониторингу не ограничивается только госзакупками, в целом она направлена на анализ правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции. То есть проводится мониторинг какого-либо госоргана или отрасли в целом, например строительной. Для начала запрашивается информация органов правовой статистики – сколько в такой-то сфере за такой-то период было совершено преступлений, административных правонарушений. После чего на основании этой информации на сайте Верховного суда (в разделе «Рассмотренные дела») исследуется: с чем были связаны эти преступления, с какими конкретно нарушениями закона. Затем проверяется, какие жалобы, заявления на нарушения поступали от граждан? Что на данную тему сообщали СМИ? Когда информация из всех общедоступных источников аккумулируется, специалисты могут прийти к какому-то выводу. И если все факты говорят о том, что в отрасли есть серьезная коррупционная составляющая, – пора бить тревогу. Руководству рекомендуют срочно что-то менять в своей работе, не дожидаясь коррупционного скандала. Либо предлагают второй вариант – провес­ти внешний или внутренний анализ коррупционных рисков, который поможет понять, в чем суть проблем.

Интересно и то, что по закону осуществлять такой мониторинг могут не только сотрудники МДГС, но и любое юридическое или даже физическое лицо. Чем не поле деятельности для различных НПО и просто принципиальных граждан, желающих внес­ти свой вклад в борьбу с коррупцией?

С младых ногтей

О необходимости формирования в обществе антикоррупционной культуры говорили всегда, но лишь недавно это понятие получило законодательное закрепление. Более того, Казахстан стал первой страной, где было создано отдельное управление в составе департамента антикоррупционной политики МДГС, на которое возложена данная работа. Говорят, что когда разрабатывалась новая антикоррупционная стратегия и изучался зарубежный опыт, в первую очередь пятерки стран, где подобные преступления практически сведены к нулю (в основном, это скандинавские государства), выяснилось, что у них зачастую даже нет отдельного закона о борьбе с коррупцией. Наказания за коррупцию назначаются в рамках обычного уголовного законодательства. Зато работе по воспитанию у населения неприятия любых проявлений коррупции уделяется огромное внимание, и ведется она, что называется, с младых ногтей.

Этот опыт был взят на вооружение. Сегодня работу по формированию антикоррупционной культуры сотрудники МДГС проводят совместно с Министерством образования и науки и ведущими международными организациями. Разработаны и в ближайшее время будут внедрены специальные учебные программы, рассчитанные от детсада до вуза. Так как преподавание отдельного обучающего курса сопряжено с рядом сложностей, было принято решение проводить его в рамках уже существующих.

Если дошколятам о том, как важно быть честным, рассказывают на примере сказок, то с учениками 1–4-х классов говорят уже о патриотизме, бескорыстном труде и служении обществу. Эти беседы проходят в рамках уроков самопознания. В старших классах речь о коррупции, уже и с юридической точки зрения, идет на занятиях по основам права. Такой же образовательный процесс продолжается в колледжах и вузах.

В воспитании антикоррупционной культуры акцент делается не на страхе, а на совести, на морально-нравственных ценностях, религиозных нормах. Ведь заповедь «Не укради!» в том или ином виде присутствует во всех мировых религиях, а коррупционер – это тот же вор, но обокравший не одного, а всех.

Кроме образовательной, управлением ведется большая информационно-просветительская деятельность, в том числе через взаимодействие с масс-медиа, а также организационная работа (различные обучающие семинары, тренинги, конференции).

Многие проблемы помогают решить советы по этике (они созданы как в центре, так и во всех регионах), на их рассмотрение выносятся те проступки чиновников, которые нарушением закона вроде и не назовешь, а негативный шлейф вокруг госслужбы они создают. По законодательству советы, в состав которых входят наиболее авторитетные граждане, рассматривают результаты анализов внешних и внутренних коррупционных рисков, мониторинга. Это не просто большая трибуна, которая придает гласности какие-то нарушения, совет также может дать конкретные рекомендации руководителю, а затем заставить его отчитаться по принятым мерам.

Отдельно стоит сказать об Открытом соглашении о сотрудничестве по вопросам формирования антикоррупционной культуры в обществе, его уже подписали более 2 тыс. организаций и 12 тыс. граждан. Присоединяясь к этому документу (его можно найти на сайте Министерства по делам госслужбы), люди в первую очередь выражают собственную готовность жить по чести и совести.

…Человеческая психология устрое­на так, что, совершив неправильный поступок, мы, стараясь оправдать себя, говорим: все делают так! Помню, в Интернете увидела забавную карикатуру: мужчина в деловом костюме с нимбом на голове шел по морю, аки по суху, подпись гласила: «Чиновник, не бравший взяток, ушел на пенсию по воде». Смысл, который пытались внушить, прозрачен – все нормальные госслужащие нечисты на руку. И хотя это далеко не так, но коррупционеры, как царапина на полированном столе, – бросаются в глаза, едва зайдешь в комнату. И именно они пытаются навязать нам мысль, что все остальные – не лучше. Но, возможно, пришло время порядочных людей дать им достойный ответ и вернуть такую простую и важную культуру честной жизни?

Популярное

Все
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
«Откровенный бред и безумная ложь»: Раимбек Баталов выступил с заявлением по делу Бишимбаева
В день смерти Нукеновой Бишимбаев переписывался с другими женщинами
У Казахстана – еще одна лицензия на Олимпиаду
Спартанский шлем сняли спасатели с головы незадачливого кызылординца
Германские инвесторы помогают пострадавшим от паводков в Казахстане
Уровень воды в приграничном с Казахстаном Ишиме превысил исторический максимум
«Ты пахнешь розами»: свидетель прокомментировала свое сообщение Бишимбаеву
Пострадавшие от паводка регионы обеспечены всем необходимым для учебного процесса
Убираем на бегу: в Караганде во время плоггинга собрали 150 мешков мусора
Будут эксперименты – придут и достижения
Вторая волна паводка на реке Жайык находится на особом контроле
В Западно-Казахстанской области усилены противопаводковые работы
Какая помощь нужна аграриям от ученых
Национальная волонтерская сеть запустила акцию по оказанию бесплатных юруслуг
Темирхан Дайырбек завоевал лицензию на Паралимпийские игры в Париже
В столице впервые прошла ярмарка казахско-турецкой кухни
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Сенаторы приняли участие в экологической акции «Таза Қазақс…
Ассоциация кинокритиков назвала лучшие картины
Николай Рерих стоял на защите культурных ценностей
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]