Фото ©Адильбека Тауекелова/Kazpravda.kz
В медико-социальных учреждениях Казахстана выявлены нарушения прав подопечных, передает
Kazpravda.kz cо ссылкой на пресс-службу Министерства труда и социальной защиты населения РК.
"Министерством труда и социальной защиты населения РК совместно с соответствующими государственными органами проведена проверка деятельности 20 учреждений, оказывающих специальные социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения прав услугополучателей и недостатки организации деятельности центров", – говорится в сообщении.
По данным ведомства, в ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
1. Нарушение стандартов по проживанию, питанию и социально-медицинским услугам.
Жилые помещения некоторых центров не соответствуют Стандартам оказания специальных социальных услуг в условиях стационара. В 7 из 20 МСУ выявлены нарушения нормы по обеспечению на одного подопечного не менее 4 кв м жилой площади. При этом в ходе проверки КГУ "Детский центр оказания специальных социальных услуг № 6" г. Шымкент выявлено использование жилой комнаты площадью 48 кв м не по назначению – там хранили списанные кровати.
В ряде МСУ, где предоставляемые жилые помещения по размерам и показателям соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, не произведен текущий ремонт, не обновлена материально-техническая база: в КГУ "Тасарыкский центр оказания специальных социальных услуг № 4" Туркестанской области, КГУ "Центр социальных услуг "Сенім" г. Алматы, КГУ "Детский центр оказания специальных социальных услуг № 6" г. Шымкент, КГУ "Костанайский детский центр оказания специальных социальных услуг".
Нарушения норм и требований к питанию подопечных были выявлены в КГУ "Центр социальных услуг "Сенім" г. Алматы, КГУ "Талгарский центр оказания специальных социальных услуг "Аяла" Алматинской области. В этих МСУ установлены факты отсутствия должного горячего, диетического питания из доброкачественных продуктов, отвечающих требованиям сбалансированности и калорийности. К примеру, в отдельные дни отсутствует сузбеше, творог, сыр, фруктовый сок и свежая рыба, что является ущемлением прав детей на получение сбалансированного и витаминизированного питания.
В КГУ "Центр оказания специальных социальных услуг № 4" Жамбылской области и КГУ "Тасарыкский центр оказания специальных социальных услуг № 4" Туркестанской области подопечным не оказывали содействие в обеспечении техническими вспомогательными (компенсаторными), обязательными гигиеническими средствами, в получении протезно-ортопедической помощи. В отдельных случаях для детей-инвалидов не были разработаны индивидуальные программы реабилитации или же не проводилась их своевременная корректировка.
2. Ненадлежащее обеспечение одеждой.
В КГУ "Костанайский детский центр оказания специальных социальных услуг" выявлены нарушения по объемам предоставляемой одежды, обуви, постельного белья и предметов личной гигиены. Так, к примеру, блузки и платья выдавались по 1/2 штуки в год, при положенной норме не менее 3/4 раза. Джинсы предоставлялись по 1 штуке в год, при положенной норме 3/4. Также нарушены нормативы по обеспечению нижним бельем и носками.
В КГУ "Детский центр оказания специальных социальных услуг № 6" г. Шымкент нет в наличии осенней одежды и обуви, головных уборов. Также не хватает полотенец вафельных, банных. Согласно стандарту должно быть 4 полотенца вафельных, 2 банных, однако на момент проверки было лишь одно старое банное полотенце и одно полотенце для рук. В складских помещениях для хранения мягкого инвентаря отсутствуют пижамы, предметы туалета, полотенца банные, вафельные, спортивные костюмы, теплые вещи, брюки, гамаши для девочек, комнатные тапочки, сланцы. В наличии имеется только нижнее белье. Вместе с тем у получателей услуг отсутствуют гигиенические средства первой необходимочти (зубная паста, щетка, мыло).
В КГУ "Детский центр оказания специальных социальных услуг" Кызылординской области услугополучатели также не в полном объеме обеспечивались комнатными тапочками, носками, постельным бельем.
3. Несоблюдение прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки изучены личные дела воспитанников центров на предмет соблюдения их прав. Так, в КГУ "Костанайский детский центр оказания специальных социальных услуг" у 30 детей не определены в полном объеме правовые статусы, в том числе по объявлению родителей безвестно отсутствующим, их розыску или лишению родительских прав. Таким образом, дети лишены права на получение алиментов, а также права жить и воспитываться в семье.
4. Ущемление прав детей на обеспечение жильем.
В соответствии с законом "О жилищных отношениях" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют первоочередное право на получение жилья, однако в личных делах отсутствуют сведения о постановке их в очередь. Наряду с этим в личных делах отсутствуют сведения о наложении обременения на имущество родителей.
Так, в КГУ "Центр оказания специальных социальных услуг город Кокшетау" Акмолинской области выявлены факты несвоевременной постановки в очередь на получение жилья от года до четырех лет у 4 детей.
Администрация КГУ "Центр социальных услуг "Сенім" г. Алматы не поставила детей в очередь на получение жилья в течение шести месяцев с момента поступления к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многих анкетах детей имеется факт постановки в очередь на получение жилья с нарушением срока.
Аналогичные нарушения имеются в КГУ "Детский центр оказания специальных социальных услуг № 6" г. Шымкент. Так, к примеру, в анкетах детей в разделе "Сведения об имуществе" отсутствуют какие-либо данные о постановке в очередь на получение жилья или сведения о наличии у ребенка имущества. Также в анкетах имеются факты постановки в очередь на получение жилья с нарушением срока.
Отмечается, что выявленные в ходе комплексной проверки нарушения свидетельствуют о недостаточном контроле над деятельностью детских центров со стороны местных исполнительных органов.
В свою очередь МТСЗН в первом квартале текущего года планирует утвердить проект Национального плана действий по дальнейшей модернизации системы социального обслуживания в Казахстане до 2025 года, разрабатываемого с привлечением международных экспертов ПРООН, ЮНИСЕФ и других.
"Дополнительно с участием общественности запланирован мониторинг более 300 детских МСУ стационарного и полустационарного типов во всех регионах страны. Также предусматриваются меры по повышению статуса социальных работников. В соответствии с поручением Главы государства идет работа по разработке концепции Кодекса о социальном обеспечении, в котором будут отражены меры Национального плана, требующие законодательного закрепления", – подчеркнул вице-министр Ерлан Аукенов.