Мама напрокат Планета 9 июля 2018 г. 11:23 27563 Елена Левкович Успешный опытПо данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), почти каждая пятая супружеская пара в мире не может естественным путем завести ребенка. Поэтому в последние годы в медицине получили широкое распространение так называемые вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), такие как экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство, вокруг которого не утихают споры. Диковинное словосочетание «суррогатное материнство» стало знакомо широкой публике не столь давно. Впервые об успешном опыте оного было заявлено лишь в 1980 году: тогда первой суррогатной матерью стала 37-летняя американка Элизабет Кейн из штата Иллинойс. Гражданка, которая не могла иметь детей, заключила с ней договор, по которому Кейн проводилось искусственное оплодотворение биологическим материалом супруга бесплодной женщины, а после родов выплачивалось денежное вознаграждение. Прошло уже почти 40 лет, во многих странах подобный путь появления детей на свет стал практически обыденным, но еще далеко не все знают, что же такое суррогатное материнство. Вкратце – это вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребенка участвуют три человека: генетический отец (лицо, предоставившее свой материал для оплодотворения и согласное после рождения ребенка взять на себя обязанности отца), генетическая мать (лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребенка взять на себя обязанности матери) и суррогатная мать – женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить малыша от генетических родителей и не претендующая на роль его матери. После рождения ребенка генетические родители оформляются в качестве юридических. Суррогатное материнство возможно только при использовании экстракорпорального (искусственного) оплодотворения в гинекологических клиниках соответствующего профиля: яйцеклетку, оплодотворенную «в пробирке», подсаживают в организм суррогатной матери в течение первых 3–5 дней развития эмбриона.Из глубины вековКстати, несмотря на то, что суррогатное материнство стало распространяться лишь в конце ХХ века, еще Плутарх описывал ситуацию, его напоминающую: «Стратоника, понимая, что ее мужу необходимо иметь законных детей для передачи по наследству его царской власти и не рожая сама, убедила его произвести детей с другой женщиной и позволить ей, Стратонике, принять их как своих родных. Дейотар, восхищенный ее самоотвержением, предоставил ей свободу действий, и она, выбрав из числа пленных прекрасную девушку по имени Электра, свела ее с Дейотаром, а родившихся от этого союза детей воспитала как своих законных, с любовью и великолепной щедростью».Что-то похожее практиковалось и в Древнем Риме, где мужчины отдавали своих «вторых половинок» внаем супружеским парам, где жена была бесплодна, и ребенок, рожденный с помощью «наемной» матери, в последующем являлся законным наследником бесплодной пары. У древних евреев бездетные жены прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от мужа такой женщины. Но первой на руки его брала законная супруга, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца.А по закону?По отношению к суррогатному материнству можно выделить несколько групп государств. Это, во-первых, страны, где данный метод запрещен законом. Сюда относятся, например, Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, отдельные штаты США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси), Франция. В некоторых странах разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство – это Австралия, Великобритания (допускается оплата текущих расходов суррогатной матери), Дания (с серьезными ограничениями), Израиль, Испания, Канада, Нидерланды (запрещена реклама суррогатного материнства), отдельные штаты США (Нью-Гемпшир, Вирджиния). Кстати сказать, конкретное число суррогатных беременностей в той же Великобритании неизвестно, поскольку многие соглашения между «наемной» матерью и биологическими родителями проходят без какой-либо легальной документации.Ну и, соответственно, есть страны, где законодательно разрешено суррогатное и репродуктивное материнство, в том числе и коммерческое, это опять-таки США (в большинстве штатов, хотя законодательство сильно отличается от штата к штату), Южно-Африканская Республика, Украина, Грузия, Россия и Казахстан.Вообще, задумываться о том, как должна регламентироваться эта сфера, стали еще в конце прошлого века. На европейском уровне Комитет министров Совета Европы принял Конвенцию по правам человека и биологической медицине 19 ноября 1996 года. По сути, она стала первым юридическим обязательным документом в области здравоохранения, направленным на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методов и процедур. Но еще до этого был принят ряд рекомендаций относительно конкретно суррогатного материнства – в постановлении Специального экспертного комитета Совета Европы по биологической этике и искусственным методам деторождения (Принцип 15, 1989) указано: «Ни один медработник или медицинское учреждение не должны использовать искусственные методы деторождения для зачатия ребенка с целью вынашивания суррогатной матерью, ни один контракт или соглашение между суррогатной матерью и тем лицом или парой, для которых она вынашивает ребенка, не должны иметь законной силы, и всякая посредническая деятельность в пользу лиц, заинтересованных в суррогатном материнстве, а также всякая связанная с этим рекламная деятельность должны быть запрещены». Но при этом есть и оговорка: «Однако государства могут в исключительных случаях, оговоренных в национальном законодательстве, с учетом п. 2 данного Принципа, разрешить медицинскому работнику или учреждению произвести искусственное оплодотворение суррогатной матери при условии, что она не получает материальной выгоды от данной операции, и суррогатная мать имеет право после родов оставить ребенка себе». Как видно, сложностей с суррогатным материнством на просторах Европы немало, поэтому неудивительно, что, например, Россия является одной из наиболее привлекательных стран для участия в подобных программах, поскольку данная деятельность в этой стране не запрещена и регламентируется Семейным кодексом, федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. При этом выбор профильных медицинских учреждений, имеющих лицензии на лечение методами вспомогательных репродуктивных технологий и обладающих необходимой базой и опытом, крайне широк, а запись генетических родителей в случае отказа суррогатной матери осуществляется в упрощенном порядке. Кроме того, в России совсем несложно найти кандидаток в суррогатные матери.За и противТем не менее даже в легализовавших суррогатное материнство странах и поныне остается двоякое отношение к этой процедуре, связанное в большей степени с проблемами этического, религиозного и медицинского характера, нежели с правовыми аспектами. Конечно, можно, уподобляясь диванным критикам, просто высказать свою поддержку или выразить неодобрение сурматеринству. Но правильнее взглянуть на вопрос шире и глубже, ведь у каждого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. Что можно сказать «за»? Ну, во-первых и, бесспорно, в главных, суррогатное материнство – это порой единственный шанс для некоторых пар иметь своего ребенка. Ведь первоочередная задача этой процедуры – дать возможность испытать радость материнства тем женщинам, кому беременность противопоказана по медицинским показателям, или в случае, если зачатие невозможно. Да, с одной стороны, можно сказать, что люди обманули природу, но в то же время помогли произойти чуду, сделать невозможное возможным. К тому же процедура в чем-то схожа с процессом усыновления ребенка, но в данном случае оба родителя получают генетически своего малыша.Правда, именно с этим пунктом и резко не согласны противники современной методики деторождения: они считают, что правильнее и рациональнее взять ребенка из детдома. Но далеко не все согласны пойти на это: родителям хочется иметь своего, родного по крови, дитя, и это нормально, считают психологи. А суррогатное материнство – по сути, немного модифицированное, но продолжение своего рода. Против суррогатного материнства зачастую выдвигают и другие морально-этические доводы: мол, ребенок в данном случае превращается в товар. Еще даже не родившийся человек становится предметом купли-продажи согласно расценкам: можно выбрать эконом-пакет услуг на суррогатное материнство, а можно – VIP-программу. Такие упреки возникли отнюдь не на пустом месте: известны случаи, когда пары обращались сразу к нескольким суррогатным матерям, в итоге выбирая одного «наиболее подходящего» ребенка. «Не пригодившаяся» сурмама в такой ситуации может претендовать лишь на заранее оговоренное вознаграждение и алименты от биологического отца.К слову, и на это часто обращают внимание поборники суррогатного материнства, стать «мамой напрокат» соглашаются не только женщины, находящиеся в затруднительном финансовом положении. Бывает, что дамы, у которых беременность проходит достаточно легко, понимают, что могут помочь стать мамой и другим, кому счастье материнства недоступно. Такой своего рода акт благотворительности.По утверждению же противников суррогатного материнства, некоторых «наемных» матерей может психологически травмировать необходимость отдать ребенка, ставшего «своим» в течение беременности и родов. И в то же время порой обнаруживается неготовность и самих биологических родителей к принятию малыша, рожденного чужой женщиной. Но такое, по утверждению экспертов, происходит крайне редко. Ведь для людей, которые пришли к суррогатному материнству, ребенок – великое счастье. Кроме того, его связь с мамой формируется отнюдь не сразу после родов, а в течение всего периода младенчества. Ребенок – это новый человек, появляясь на свет, он знакомится с родителями, и зачастую этот процесс даже в обычных семьях занимает годы. В любом случае, как бы народонаселение разных стран не относилось к данной процедуре, сам факт применения ее, и довольно частого, отменить нельзя. Услуга, как бы грубо это ни звучало, доступна всем, кто имеет определенную сумму и готов попытать счастье. Попытать – потому что не всегда все получается с первого раза. Для тех, кто настроен ждать и платить (бесплатно найти сурмаму все-таки крайне сложно) – широкий выбор соискательниц в Интернете. Конечно, всегда можно обратиться к уже сформированным базам проверенных «поставщиков», которые есть во всех профильных клиниках, но за подбор кандидатуры придется платить дополнительно. А вот во Всемирной сети можно найти удобный и по условиям, и по кошельку вариант. Например, в Казахстане на одном из форумов бойко идет торговля подобными услугами. Контакты, условия, запросы – все в открытом доступе. Например: «Стану сурмамой только в обмен на 1-комнатную квартиру в Астане, в хорошем районе». Или вот еще: «Готова стать сурмамой, была в программе донорства, поэтому знаю, на что иду, морально готова. Мне 30 лет, вес 52 кг, двое своих детей, рожала сама. Прошу 4 млн гонорара и 100 тыс. тенге ежемесячно. По всем вопросам звоните…» И таких предложений очень много, разнятся они лишь ценой: кто-то готов «осчастливить» чужих людей за 2–5 млн тенге, а кто-то и за 10. Можно встретить на страничках форума и самих будущих родителей, готовых обговорить условия и суммы вознаграждения. С точки зрения религииРелигиозные конфессии в этом вопросе чаще всего единодушны и категоричны: суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо, так как предполагает разрушение эмоциональной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Мнения приверженцев ислама, правда, расходятся на этот счет. Некоторые ученые-теологи говорят о допустимости процедуры ЭКО, но при строгом соблюдении определенных условий – например, не разрешается ЭКО для женщины, которая не состоит в браке. Между тем в нашей стране Совет улемов наложил запрет на суррогатное материнство еще в январе прошлого года в связи с многочисленными обращениями правоверных. Вердикт таков: «Запретить супругам прибегать к методу искусственного оплодотворения и прибегать к услугам суррогатных матерей. Матка женщины не может предоставляться посторонним в аренду и передаваться на безвозмездной основе».Православная церковь тоже крайне негативно относится к суррогатному материнству. Более того, она признает этот процесс греховным, приводя аргументы, что таким образом ставится под сомнение святость самого материнства, в то же время ущемляются права ребенка на традиционную или полноценную семью, когда к услугам суррогатного материнства прибегает человек с нетрадиционной ориентацией или одинокая женщина.Пожалуй, самые непротиворечивые взгляды по отношению к суррогатному материнству в буддизме. Здесь приветствуется рождение ребенка как естественным, так и искусственным путем, то есть важен в первую очередь результат. Также, согласно канонам буддизма, человеческий род необходимо продолжать любыми путями – для рождения человека необходимы лишь биологические материалы родителей и карма. Поэтому обращение женщины к суррогатному материнству даже приветствуется, когда естественный способ зачатия невозможен.
02:53 Указ Президента Республики Казахстан О присвоении высших воинских и специальных званий, классных чинов
29 апреля 2025 г. 14:25 Победившая в международном конкурсе солистка ансамбля «Гүлдер» поедет на обучение в США
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана