Первые два этапа модернизации стали периодами важнейших преобразовательных процессов, в результате которых Казахстан вошел в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Но третий этап – это выход на уровень глобальной технологической конкурентоспособности на основе создания новых драйверов роста национальной экономики, модернизации базовых отраслей индустрии, стимулирования инновационной и деловой активности бизнеса, науки и общества.
К горизонтам возможностейВ ХХ веке экстенсивная экономика социализма, исключавшая частную собственность на средства производства или рыночные принципы эволюционного развития, пришла к краху, не будучи в состоянии обеспечивать далее оптимальное соотношение реального производства и потребления на основе перманентного роста эффективности труда и качества товаров и услуг. Подмена закономерных факторов экономического роста – частного рынка и свободной конкуренции гипотетическими принципами и условиями планово-коллективной экономики – в конечном итоге обернулась для стран этого анклава не только многими деструктивными последствиями, но и дезинтеграцией, а также распадом самой политической системы.
Казахстан, бывший некогда частью этого мира, с обретением независимости не только возродился на руинах старой системы в качестве нового государства с рыночной экономикой, но и получил широкое международное признание как страна, целеустремленная в большое экономическое и социальное будущее.
Прочность казахстанской экономики и государственности в целом неоднократно проверялась временем. Благодаря целенаправленной политике Президента и его стратегическому видению в период Первой модернизации Казахстану удалось решить кардинально важные экономические и социальные задачи дня, а главное – удержать страну от всевозможных потрясений, хаоса и разрухи. В целом в рамках этого стартового этапа развития стратегия Президента Нурсултана Назарбаева по становлению и развитию Казахстана как суверенного государства, принятая в 1992 году, была полностью выполнена.
В течение первых двух этапов модернизации Казахстану пришлось трижды столкнуться с глобальными экономическими потрясениями, из которых страна всякий раз выходила с минимальными потерями и максимальными приобретениями антикризисного опыта. В рамках Второй форсированной модернизации, начатой в 1996-м и завершенной в 2012 году, в стране был обеспечен стабильный рост во всех сферах государственной системы, экономики и социума.
За это время объем национальной экономики вырос с 1,7 трлн тенге в 1997 году до 28 трлн тенге в 2011 году. Объем ВВП страны возрос более чем в 16 раз. С 1999 года ежегодный прирост ВВП Казахстана составил 7,6% и обогнал в этом плане многие передовые и развивающиеся страны мира. При этом ВВП на душу населения вырос более чем в 7 раз – с 1 500 долларов в 1998 году до 12 тыс. долларов в 2012 году.
Все эти годы Казахстан, следуя стратегическим курсом, определенным Лидером нации, развивался в системе геополитических координат путем соизмерения собственных перспектив и возможностей с трендами глобального и регионального развития. Интеграция с мировыми рынками инвестиций обеспечила стране благоприятные возможности для проведения рыночных реформ и вхождения в глобальную экономическую систему в качестве самостоятельного участника международного разделения труда. Именно в этот период в различных секторах национальной экономики начали успешно действовать сотни совместных предприятий и филиалов крупнейших мировых компаний, что свидетельствует о высокой интегрированности Казахстана в глобальную систему деловых взаимоотношений.
«Ускорение всемирно-исторического процесса всегда открывает перед государствами новые безграничные возможности, и я горд тем, что мы воспользовались ими сполна», – отмечал Глава государства в своих предыдущих выступлениях, говоря о динамизме казахстанской модели модернизации.
В 2012 году в рамках «Стратегии-2050» Казахстан обозначил перед собой амбициозную цель – войти в число 30 развитых стран мира, каковыми являются государства, входящие в систему Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В связи с этим в Стратегии «Казахстан-2050» определены ключевые приоритеты экономического, социального и политического развития республики на среднесрочную перспективу. Благодаря активному сотрудничеству со странами ОЭСР Казахстан сделал существенный прогресс в создании необходимых институтов в сферах экономического и социального развития, человеческого капитала, государственного управления и охраны окружающей среды. Тем не менее для дальнейшей модернизации в условиях текущих реалий рес-публике необходимо ускорить темпы реализации институциональных реформ, осуществляемых в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов».
Как подчеркнул Глава государства в нынешнем Послании, «мы сумели своевременно предвидеть предстоящие сложнос-ти. Благодаря экономической политике «Нұрлы жол» и Плану нации «100 конкретных шагов» мы достойно проходим первоначальный этап сложной глобальной трансформации. Только в 2014–2016 годах на поддержку экономики нами дополнительно было выделено 1,7 триллиона тенге. Все это предоставило возможность для экономического роста и поддержки бизнеса, создания свыше 200 тысяч новых рабочих мест».
Между тем основная суть Третьей модернизации состоит в переходе страны к новой модели роста в условиях новой глобальной реальности и сохранения рисков, способных возобновить кризисные явления в мире. В основе этих рисков лежат такие факторы, как нестабильность мировых цен на сырьевые ресурсы, в том числе на нефть. Во многих странах мира, включая стратегических торговых партнеров Казахстана, экономическая активность тормозится высоким уровнем государственного долга, проблемой кредитной задолженности предприятий перед банками, низкой инфляцией при нарастающих тенденциях безработицы. И хотя в среднесрочной перспективе эксперты прогнозируют положительную динамику роста цен на углеводородные энергоносители, тем не менее Казахстану в условиях новых реалий и вызовов важно сосредоточиться на главном – ключевых приоритетах нового этапа модернизации страны.
Предполагается, что Третья модернизация позволит обеспечить устойчивость экономического развития и необходимую динамику роста ВВП. Это даст возможность приблизиться максимально ближе к реализации ключевого императива, связанного с вхождением Казахстана в группу развитых стран мира.
Внедрение новой модели экономического роста – это осуществление технологического перевооружения базовых отраслей промышленности, в которых производительность труда к 2020 году вырастет в 1,3 раза.
Создание единой логистической сети узловых центров мировой торговли позволит к этому периоду увеличить объем транзитных грузоперевозок по территории Казахстана в минимальном выражении до 20 млн тонн. Подъем и развитие массового предпринимательства в стране за счет кредитных, сервисных и других мер стимулирования и поддержки обеспечит к 2050 году вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны в пределах 50%.
То есть текущий момент – это и огромный шанс поймать волну удачи, и вместе с тем это большая ответственность для всего общества перед будущим за успех всей экономической политики.
Мобильные ресурсы благосостоянияВ числе ключевых приоритетов развития Глава государства особо выделил новые индустрии, которые формируются с применением цифровых технологий. Президент поручил Правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан», на основе которой состоится активное развитие новейших секторов цифровых технологий.
Сегодня на волне новой экономической реальности в мире происходит тотальный всплеск цифровизации коммуникаций. Во многих странах стремительно расширяется использование мобильных технологий, которые в целом создают новую реальность с новым форматом потребительского поведения, отношением к деньгам и платежным услугам. Да и сами взаимоотношения между субъектами выстраиваются на совершенно иных принципах. При этом первыми эти новации усваивают глобальные платежные и технологические платформы. На их основе создаются массовые платежные продукты, формируя тем самым контуры будущей платежной системы.
Концепция цифрового государства – относительно новое понятие, возникшее по мере расширения роли информационных технологий в работе частного и государственного секторов. Это глобальный процесс. По прогнозам Accenture, к 2020 году 25% мировой экономики будет цифровой, и внедрение ИТ-решений, позволяющие государству, бизнесу и обществу эффективно взаимодействовать, становится все более масштабным и динамичным процессом.
С учетом этих тенденций в нашей стране также принимаются меры по созданию основ цифровой экономики, которая несет каждому человеку свою долю благ и потенциальную возможность для участия в созидательных процессах государственного развития.
По мнению министра информации и коммуникаций РК Даурена Абаева, сегодня каждый гражданин может высказать свое мнение и принять участие в разработке нормативно-правовых актов. Внедрение новых механизмов общественного контроля над расходованием государственных средств позволит преодолеть проблему неэффективности и растраты бюджетных ресурсов. Благодаря СМИ любые нарушения будут предаваться огласке. Блоги руководителей госорганов, онлайн-конференции и опросы, сервисы «Народного контроля» – все это должно стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
По словам министра, благодаря этой работе для СМИ, простых граждан, бизнеса и общественных организаций станут доступны все необходимые данные по ключевым параметрам развития страны.
Между тем внедрение информационных технологий в государственном секторе выводит на качественно новый уровень все ключевые аспекты жизни населения – от оплаты коммунальных услуг до оформления страховых полисов и лечения. Развитие цифрового государства предполагает реализацию двух инновационных принципов: «государство как корпорация», когда к оценке работы государственной системы применяются те же критерии и подходы, что и в бизнес-структурах (KPI, эффективность, клиентоориентированность), и «правительство для граждан», что предполагает переход к сервисной модели взаимодействия государства и общества. В частности, один из «100 шагов» — это создание госкорпорации «Правительство для граждан»: единого провайдера государственных услуг по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии.
Этот выбор не случаен. Казахстан в рамках текущих реформ ориентируется на страны, уже достигшие значительных успехов в создании цифрового государства. Как известно, это Австрия, Дания, Австралия, Канада, Сингапур. Например, в Вене, столице Австрии, принцип «умного» планирования городского бюджета позволяет муниципалитету ежегодно экономить свыше 2 млн евро. В Бостоне (США) мобильное приложение по контролю над деятельностью коммунальных служб помогло сократить на 66% число обращений, связанных с коммунальными проблемами. И таких примеров можно привести множество.
С учетом этих тенденций нет сомнения в том, что созидание основ цифровой экономики в Казахстане несет каждому человеку свою долю благ, знания и материальные выгоды.