Уровень развития национального законодательства свидетельствует о состоятельности государства и является важнейшим инструментом соблюдения общественных соглашений, сохранения мира и безопасности, укрепления суверенитета страны, ее устойчивого и поступательного развития.
Большая заслуга в этом принадлежит Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, который стоял у истоков формирования национального законодательства. Также в данном основополагающем процессе активное участие принимали высококвалифицированные юристы – ученые страны, в числе которых академики С. З. Зиманов, Г. С. Сапаргалиев, С. С. Сартаев, Ю. Г. Басин, М. К. Сулейменов и другие.
Немаловажная роль в этом отведена и Министерству юстиции, ответственному за правовое обеспечение деятельности государства, развитие и совершенствование нормотворческого процесса, а также обеспечивающему защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Будучи депутатом Мажилиса Парламента РК трех созывов, имея значительный опыт работы в судебных органах и органах прокуратуры, могу констатировать интенсивную и системную деятельность Министерства юстиции, а также последовательность в качественной реформе госуправления в сфере юстиции, сопряженность проводимой работы с постулатами концепции «слышащего государства», целенаправленность во внедрении цифровизации в сфере законотворчества и в обеспечении открытости перед населением.
Также в качестве постоянного официального представителя в Конституционном совете в трех созывах от Мажилиса Парламента мне приходилось быть свидетелем того, как руководители Министерства юстиции добросовестно и всесторонне представляли правовые позиции и доводы, которые в основном учитывались при принятии итоговых решений совета.
Законотворческая деятельность основана на концептуальных документах, в которых заложены перспективы развития национального законодательства. За годы независимости таковыми стали концепции правовой политики Республики Казахстан 2002 года и с 2010-го до 2020 года. Министерство юстиции принимало активное участие в разработке этих концепций, консолидируя и направляя усилия на решение первоочередных проблем, выдвигая новые инициативы.
Важной вехой в реализации стратегических документов стала конституционная реформа, отправной точкой которой послужило выступление Елбасы во время торжественного собрания, посвященного 25-летию Независимости, где была высказана мысль о необходимости перераспределения полномочий власти. В результате эффективной и слаженной работы Министерства юстиции, которому была отведена координирующая роль, приняты законы «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан».
Также немаловажен вклад министерства в разработку Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях», направленного на создание качественной партийной системы, снижение заградительного порога для регистрации политических партий и в целом на законодательное урегулирование политического многообразия в стране.
Министерство юстиции, являясь рабочим органом Межведомственной комиссии Правительства страны в сфере нормотворчества, в полной мере осуществляет координацию законопроектной деятельности уполномоченных органов. Принятый в текущем году Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» внедрил новые стадии по широкому вовлечению общественности в законотворческий процесс.
Установлена прозрачная и открытая модель привлечения экспертов для проведения научной правовой экспертизы законопроектов и международных договоров. Координация данной экспертизы возложена на Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан. Уверен, открытость привлечения экспертов и опыт организации обеспечат высокое качество и полноту экспертиз.
В сфере административного законодательства Минюстом был разработан Административный процедурно-процессуальный кодекс 2020 года. Документ меняет парадигму взаимодействия государства и заявителя. Теперь бремя доказывания обоснованности своего решения возлагается на административный орган. С вступлением 1 июля 2021 года кодекса в силу вводится активная роль суда по оказанию содействия гражданам в оформлении заявления, сборе доказательственной базы.
Последовательная реформа последних лет в сфере исполнительного производства и переход его ведения на электронный формат показали свою состоятельность. В 2020 году приняты поправки в Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Ужесточена ответственность частных судебных исполнителей, усилены и расширены полномочия Республиканской палаты частных судебных исполнителей, определен исчерпывающий перечень обстоятельств реальной невозможности исполнения судебного акта.
По направлению организации и оказания юридической помощи министерством разработан Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», принятый в 2018 году. Этим документом установлены действенные механизмы для развития института адвокатуры, юридических консультантов и, главное, для обеспечения квалифицированной и доступной юридической помощи населению.
Также в целях повышения качества оказания юридической помощи населению запущена программа «Е-нотариат», позволяющая получать исполнительные надписи нотариусов в электронном формате и модернизировать сферу услуг нотариусов.
Шагая в ногу со временем, органы юстиции в продолжение последних пяти лет проводят колоссальную работу по цифровизации государственных услуг и автоматизации бизнес-процессов.
В области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности Министерством полностью автоматизированы государственные услуги. По итогам 2020 года доля электронных заявок составила свыше 90%.
Территориальные органы юстиции с учетом современных требований улучшили качество оказываемых населению услуг и проводят их по новым стандартам. С 1 февраля 2019 года во всех территориальных подразделениях министерства внедрен пилотный проект оплаты труда по факторно-балльной шкале. В результате заработная плата сотрудников среднего звена выросла на 63%.
Наряду с этим с мая 2021 года регистрация нормативных правовых актов местных органов госуправления осуществляется Министерством юстиции в централизованном формате. Обеспечены единообразие и актуализация вопросов в сфере регионального нормотворчества. Отмечу, что ранее успешно реализован пилотный проект в городе Нур-Султане и в Карагандинской области, который показал целесообразность введения централизованной регистрации НПА местных госорганов. Оптимизирована штатная численность территориальных органов юстиции. Экономия составила порядка 250 млн тенге.
Последовательная работа проводится и в сфере судебной экспертизы. Так, деятельность всех экспертных органов в 2017 году объединена в одно ведомство – Центр судебных экспертиз (ЦСЭ), что позволило повысить эффективность работы экспертных кадров и сконцентрировать финансовые усилия, основав общую материально-техническую базу, а также обеспечило не только принцип независимости от органов уголовного преследования, но и осуществило демонополизацию судебно-экспертной системы путем создания института частной экспертизы.
Огромное значение придается востребованной на практике первоначальной подготовке и повышению квалификации экспертов, изучению передового опыта зарубежных стран для внедрения в нашу практику. В рамках международной программы «Болашак» с 2014-го по 2019 год 55 экспертов ЦСЭ прошли научную стажировку в Великобритании.
В настоящее время 15 сотрудников центра проходят научную стажировку в King’s College London. При этом в рамках проекта Всемирного банка 211 судебных и судебно-медицинских экспертов прошли повышение квалификации в зарубежных странах. В целях поддержания материально-технической базы проработан вопрос по поэтапному строительству типовых зданий судебной экспертизы. Так, в настоящее время завершается строительство здания в Нур-Султане.
Также одним из направлений работы является правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене по вопросам международной экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Всемирной торговой организации (ВТО) и правовая защита национальных интересов в интеграционных процессах, проведение юридической экспертизы проектов международных договоров, проектов актов органов ЕАЭС.
Таким образом, задачи, стоящие перед юридическим ведомством страны, отраженные в программных и стратегических документах, направлены на правовое обеспечение деятельности государства, поддержание режима законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, на защиту прав и законных интересов общества, что в конечном счете является залогом дальнейшего укрепления казахстанской государственности и суверенитета. Сделано очень много и предстоит сделать еще многое во благо независимого Казахстана.
Сегодня в День работников органов юстиции, отдавая дань уважения заслугам ветеранов, труду всех сотрудников министерства и органов юстиции республики, желаю им здоровья, счастья, успехов в деле служения Конституции и законам страны!