Не рой себе яму

698
Екатерина Бескорсая, Павлодар

Проще говоря, они не ликвидируют песчаные карьеры после того, как завершают работы на своих участках автомагистрали.

Впервые о компаниях, занимающихся ремонтом дорог и не «прибирающих» за собой, заговорили еще в мае 2017 года. Тогда природоохранная прокуратура на одной из коллегий привела шокирующие цифры. Оказались дорожники и в другом черном списке – хозяйствующих субъек­тов, уличенных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, что привело к многомиллионному ущербу окружающей природе.

С 2013 года, когда в области стартовали масштабные дорожные проекты, подрядчики по упрощенной процедуре получили 50 разрешений на добычу полезных ископаемых для строи­тельства дорог и гидросооружений. По 34 из них сроки действия истекли в 2015–2016 годах, однако к весне 2017-го ни одна из строительных компаний к выполнению работ по ликвидации или консервации объектов ­недропользования не приступила.

Сегодня ситуация не такая критическая – цифры на порядок ниже. Но тем не менее в управлении недропользования, защиты окружающей среды и водных ресурсов эту тему считают по-прежнему проблемной.

– За период исполнения гос­программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» выдано более 70 разрешений по 62 мес­торождениям, – говорит руководитель ведомства Кадылжан Сатиев. – Согласно законодательству в течение 8 месяцев с момента окончания права недропользования компании должны провести ликвидационные работы. Но у нас есть 8 участков, на которых ликвидация карьеров не проведена.

У ТОО «Ак-Жол» по четырем участкам разрешение истекло в октябре 2018 года, у «Ақмола құрылыс материалдары» еще по четырем – в феврале 2019-го. Получается, в отведенные им по закону 8 месяцев компании просто ничего не делали. А должны были согласовать проекты, вывести технику, завершить ликвидационные работы. Всю информацию управление передало в региональный департамент экологии, а уже его сотрудники начали действовать.

– По результатам профилактического контроля ТОО «Ак-Жол» 16 октября выдано предписание о необходимости разработки проекта ликвидации объектов недропользования Кулаколь № 1, Кулаколь № 2, Кулаколь № 3 и осуществления ликвидации в соответствии с проектными решениями, – рассказал заместитель начальника департамента экологии Дастан Олжабаев. – По объектам недропользования, разрабатываемым ТОО «Ақмола құрылыс материалдары», срок исполнения обязательств по ликвидации последствий добычи полезных ископаемых истек 23 октября, и теперь будет решаться вопрос о привлечении ТОО к админист­ративной ответственности по статье 353 Кодекса об админист­ративных правонарушениях и выдаче ему предписания.

Невыполнение предписания грозит штрафом от 30 до 150 МРП в зависимости от субъекта предпринимательства. Но, видимо, эти цифры бизнес не пугают. К слову, в прошлом году таких наказаний вообще не было, а в 2017-м по семи объектам общая сумма штрафов составила 567 тыс. тенге.

В попытке хоть как-то дополнительно повлиять на «неаккуратных» подрядчиков местные власти заключили меморандум с АО «КазАвтоЖол», по которому заказчик просто не принимает к сдаче участок дороги, если по нему есть претензии со стороны недропользования. И как оказалось, такой метод строители сочли более весомым.

Однако дорожники, как уже было сказано выше, фигурируют и в другом черном списке. Департамент экологии совместно с местной полицейской службой и управлением недропользования ведут работу по выявлению фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых. И на этом также попадаются дорожники, хотя среди нарушителей есть и другие фирмы.

–Факты выявляем во время рейдов, по сообщениям от полиции, от разных предприятий и организаций, – поясняет Дастан Олжабаев. – Если сумма ущерба, нанесенного окружающей среде, превышает 1 000 МРП, это уже ­состав уголовного преступления и, мы передаем материалы с предварительным расчетом ущерба в полицию, где и проводят досудебное расследование. Если по линии полиции подтверждается состав уголовного преступления, то возбуждается дело. Но бывает и обратное – тогда дело возвращают в департамент экологии, чтобы все шло в админист­ративном порядке.

Сейчас департамент экологии ждет от полиции ответа по 5 фактам, выявленным в текущем году, – по ним все еще идет досудебное расследование. Но это не значит, что все завершится в ближайшее время.

Например, в августе депар­тамент привлек к административной ответственности и штрафу в 350 МРП дорожных строителей ТОО «Автодорсервис». А вот сам факт незаконной добычи был выявлен еще в ­2017-м.­ ­Но и это не конец – возможно, будет оспорен и размер ущерба, который предварительно оценили в 3,8 млн ­тенге. Ведь фирме нужно его возмещать в 10-кратном размере.

Совершенно иные цифры в материалах еще одного дела, что сейчас находится в полиции.

– В мае департаментом в ходе рейдовых мероприятий установлен факт незаконной добычи на территории села Береке Достыкского сельского округа, – приводит пример Дастан Олжабаев. – На видео и фото зафиксированы работы по добыче и погрузке в грузовики песчано-гравийной смеси. Со слов водителей, транс­портировку незаконно добытых полезных ископаемых осуществляет ТОО «Сайрам транс» по заказу ТОО «Universal Line». Соглас­но произведенным замерам, там незаконно добыли свыше 23,4 тысячи кубометров смеси. Ущерб, нанесенный государству, по предварительным расчетам превышает 365,6 миллиона тенге. И эти фирмы поставляли стройматериалы опять-таки дорожникам.

Стоит добавить, что некоторые компании оформляют все в соответствии с законом уже после того, как попадутся на незаконной деятельности. И приводят такой аргумент: мы же все равно получили лицензию на добычу именно из данного месторождения. Но по закону это не аргумент.

Дело в том, что у некоторых недропользователей в конце прошлого года закончились разрешения на добычу, а они не под­разумевают продления. Так вот эти предприятия упус­тили из виду, что уже с января нынешнего года им необходимо было оформ­лять лицензию в соответствии с новым Кодексом «О недрах и недропользовании».

Сроки получения лицензии, в общем-то, небольшие, но прежде нужно подать заявку на включение месторождения в программу управления госфондом, и сделать это нужно было заранее, потому что на все про все в итоге ушло 5 месяцев.

Простаивать эти 5 месяцев и закупать песок, щебень или глину у других фирм, чье старое разрешение, к примеру, еще действовало, для кого-то показалось экономически невыгодным. Решили рискнуть. Теперь предстоит разбираться с незаконной добычей, возмещать многомиллионный ущерб. К слову, лицензии многие уже получили и приступили к законной добыче там же, где до этого «браконьерничали».

Популярное

Все
Будет ли в столице новый сквер?
В Астане готовятся к военному параду
Они сражались за Родину
Социальный автокараван проехал по селам
В УЕФА внимательно наблюдают за инфраструктурными изменениями
Под парусом вечного неба
В Алматы прошел Фестиваль звонарного искусства
Слово о наставнике и друге
Он беседовал с Фиделем Кастро и пел с Юрием Гагариным
Страх на руку мошенникам
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
Распоряжение Главы государства о назначении
Более 200 лет составляет трудовой стаж педагогической династии Адильгазиновых
Государственный деятель, дипломат, гражданин
Кенсай привели в порядок к празднику
101-летний Ыскак Хусаинов всегда с трепетом ждет 9 Мая
К исследованию озера Балхаш подключится Франция
101-й день рождения отметила ветеран Тамара Максимова
Самая большая зона отдыха появится в Алматы
Как сделать города комфортней и экологичней
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Трижды обманувший смерть
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дом на стенах держится
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Юный шахматист из Мангистау на пороге исторического рекорда
Основываясь на принципах честной журналистики
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
«Не смолкнет песня боевая...»
Отважный герой-пограничник
Саксаул пустыне возвращает жизнь
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов

Читайте также

Встреча министров иностранных дел стран Центральной Азии и …
Безопасный труд: вызовы и решения
Как сделать города комфортней и экологичней
Государственный деятель, дипломат, гражданин

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]