Не рой себе яму Статьи 28 октября 2019 г. 9:48 698 Екатерина Бескорсая, Павлодар Проще говоря, они не ликвидируют песчаные карьеры после того, как завершают работы на своих участках автомагистрали.Впервые о компаниях, занимающихся ремонтом дорог и не «прибирающих» за собой, заговорили еще в мае 2017 года. Тогда природоохранная прокуратура на одной из коллегий привела шокирующие цифры. Оказались дорожники и в другом черном списке – хозяйствующих субъектов, уличенных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, что привело к многомиллионному ущербу окружающей природе.С 2013 года, когда в области стартовали масштабные дорожные проекты, подрядчики по упрощенной процедуре получили 50 разрешений на добычу полезных ископаемых для строительства дорог и гидросооружений. По 34 из них сроки действия истекли в 2015–2016 годах, однако к весне 2017-го ни одна из строительных компаний к выполнению работ по ликвидации или консервации объектов недропользования не приступила.Сегодня ситуация не такая критическая – цифры на порядок ниже. Но тем не менее в управлении недропользования, защиты окружающей среды и водных ресурсов эту тему считают по-прежнему проблемной. – За период исполнения госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» выдано более 70 разрешений по 62 месторождениям, – говорит руководитель ведомства Кадылжан Сатиев. – Согласно законодательству в течение 8 месяцев с момента окончания права недропользования компании должны провести ликвидационные работы. Но у нас есть 8 участков, на которых ликвидация карьеров не проведена. У ТОО «Ак-Жол» по четырем участкам разрешение истекло в октябре 2018 года, у «Ақмола құрылыс материалдары» еще по четырем – в феврале 2019-го. Получается, в отведенные им по закону 8 месяцев компании просто ничего не делали. А должны были согласовать проекты, вывести технику, завершить ликвидационные работы. Всю информацию управление передало в региональный департамент экологии, а уже его сотрудники начали действовать.– По результатам профилактического контроля ТОО «Ак-Жол» 16 октября выдано предписание о необходимости разработки проекта ликвидации объектов недропользования Кулаколь № 1, Кулаколь № 2, Кулаколь № 3 и осуществления ликвидации в соответствии с проектными решениями, – рассказал заместитель начальника департамента экологии Дастан Олжабаев. – По объектам недропользования, разрабатываемым ТОО «Ақмола құрылыс материалдары», срок исполнения обязательств по ликвидации последствий добычи полезных ископаемых истек 23 октября, и теперь будет решаться вопрос о привлечении ТОО к административной ответственности по статье 353 Кодекса об административных правонарушениях и выдаче ему предписания.Невыполнение предписания грозит штрафом от 30 до 150 МРП в зависимости от субъекта предпринимательства. Но, видимо, эти цифры бизнес не пугают. К слову, в прошлом году таких наказаний вообще не было, а в 2017-м по семи объектам общая сумма штрафов составила 567 тыс. тенге.В попытке хоть как-то дополнительно повлиять на «неаккуратных» подрядчиков местные власти заключили меморандум с АО «КазАвтоЖол», по которому заказчик просто не принимает к сдаче участок дороги, если по нему есть претензии со стороны недропользования. И как оказалось, такой метод строители сочли более весомым. Однако дорожники, как уже было сказано выше, фигурируют и в другом черном списке. Департамент экологии совместно с местной полицейской службой и управлением недропользования ведут работу по выявлению фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых. И на этом также попадаются дорожники, хотя среди нарушителей есть и другие фирмы.–Факты выявляем во время рейдов, по сообщениям от полиции, от разных предприятий и организаций, – поясняет Дастан Олжабаев. – Если сумма ущерба, нанесенного окружающей среде, превышает 1 000 МРП, это уже состав уголовного преступления и, мы передаем материалы с предварительным расчетом ущерба в полицию, где и проводят досудебное расследование. Если по линии полиции подтверждается состав уголовного преступления, то возбуждается дело. Но бывает и обратное – тогда дело возвращают в департамент экологии, чтобы все шло в административном порядке. Сейчас департамент экологии ждет от полиции ответа по 5 фактам, выявленным в текущем году, – по ним все еще идет досудебное расследование. Но это не значит, что все завершится в ближайшее время. Например, в августе департамент привлек к административной ответственности и штрафу в 350 МРП дорожных строителей ТОО «Автодорсервис». А вот сам факт незаконной добычи был выявлен еще в 2017-м. Но и это не конец – возможно, будет оспорен и размер ущерба, который предварительно оценили в 3,8 млн тенге. Ведь фирме нужно его возмещать в 10-кратном размере.Совершенно иные цифры в материалах еще одного дела, что сейчас находится в полиции.– В мае департаментом в ходе рейдовых мероприятий установлен факт незаконной добычи на территории села Береке Достыкского сельского округа, – приводит пример Дастан Олжабаев. – На видео и фото зафиксированы работы по добыче и погрузке в грузовики песчано-гравийной смеси. Со слов водителей, транспортировку незаконно добытых полезных ископаемых осуществляет ТОО «Сайрам транс» по заказу ТОО «Universal Line». Согласно произведенным замерам, там незаконно добыли свыше 23,4 тысячи кубометров смеси. Ущерб, нанесенный государству, по предварительным расчетам превышает 365,6 миллиона тенге. И эти фирмы поставляли стройматериалы опять-таки дорожникам.Стоит добавить, что некоторые компании оформляют все в соответствии с законом уже после того, как попадутся на незаконной деятельности. И приводят такой аргумент: мы же все равно получили лицензию на добычу именно из данного месторождения. Но по закону это не аргумент.Дело в том, что у некоторых недропользователей в конце прошлого года закончились разрешения на добычу, а они не подразумевают продления. Так вот эти предприятия упустили из виду, что уже с января нынешнего года им необходимо было оформлять лицензию в соответствии с новым Кодексом «О недрах и недропользовании». Сроки получения лицензии, в общем-то, небольшие, но прежде нужно подать заявку на включение месторождения в программу управления госфондом, и сделать это нужно было заранее, потому что на все про все в итоге ушло 5 месяцев. Простаивать эти 5 месяцев и закупать песок, щебень или глину у других фирм, чье старое разрешение, к примеру, еще действовало, для кого-то показалось экономически невыгодным. Решили рискнуть. Теперь предстоит разбираться с незаконной добычей, возмещать многомиллионный ущерб. К слову, лицензии многие уже получили и приступили к законной добыче там же, где до этого «браконьерничали».
02:23 Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана