Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 сентября 2023 года №28-НП

6402

«О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 2) пункта 4 статьи 4 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан»

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 сентября 2023 года №28-НП
«О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 2) пункта 4 статьи 4 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан»

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Конституционный Суд Республики Казахстан в составе председательствующего Нурмуханова Б. М., судей Ескендирова А. К., Жакипбаева К. Т., Жатканбаевой А. Е., Кыдырбаевой А. К., Мусина К. С., Онгарбаева Е. А., Сарсембаева Е. Ж. и Ударцева С. Ф., с участием:

субъекта обращения Жандарбекова П. К.,

представителей:

Центральной избирательной комиссии Рес­публики Казахстан – главных консультантов Отдела законодательства Аппазова К. Е. и Жакеева Ж.С.,

Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Мукановой А. К.,

Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы – заместителя председателя Муксимова С. С.,

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – старшего помощника Генерального Прокурора по особым поручениям Кемалова М. Т. и советника Генерального Прокурора Адамова Т. Б.,

Уполномоченного по правам человека в Рес­публике Казахстан – заведующего отделом анализа законодательства и национального превентивного механизма Национального центра по правам человека Сейтжанова С. Ж.,

Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан – заместителя заведующего Отделом законодательства Сартаевой Н. А.,

Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан – заведующего сектором Отдела законодательства Сагнайкызы Н.,

рассмотрел в открытом заседании обращение Жандарбекова П. К. о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 2) пункта 4 статьи 4 Конс­титуционного закона Республики Казахстан
от 28 сентября 1995 года «О выборах в Респуб­лике Казахстан» (далее – Конституционный закон о выборах).

Заслушав докладчика – судью Конституционного Суда Республики Казахстан Ескендирова А. К. и участников заседания, изучив материалы конституционного производства, проанализировав международный опыт, законодательство Республики Казахстан и отдельных зарубежных стран, Конституцион­ный Суд Республики Казахстан

 

установил:

 

В Конституционный Суд Республики Казах­стан (далее – Конституционный Суд) поступило обращение о рассмотрении на соответствие пункту 3 статьи 33 Конституции Республики Казахстан подпункта 2) пункта 4 статьи 4 Конституционного закона о выборах.

Субъект обращения был выдвинут и зарегистрирован кандидатом в депутаты Туркестанского городского маслихата от Народной партии Казахстана по одномандатному территориальному избирательному
округу № 11.

Впоследствии протокольными решениями избирательных комиссий регистрация заявителя в качестве кандидата в депутаты аннулирована на основании того, что заявитель указал недостоверные сведения в декларации и в прошлом привлекался к уголовной ответственности за коррупционное преступление.

Решениями всех судебных инстанций автору обращения отказано в удовлетворении иска к Туркестанской городской территориальной избирательной комиссии об оспаривании принятых решений со ссылкой на подпункт 2) пункта 4 статьи 4 Конституционного закона о выборах.

Из обращения и представленных материалов следует, что ранее заявитель был осужден приговором Туркестанского городского суда Южно-Казахстанской области от 28 мая 2002 года по части первой статьи 307 и пунк­ту б) части третьей статьи 176 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 16 июля 1997 года и приговорен к пяти годам и шес­ти месяцам лишения свободы с лишением права занимать государственную должность сроком на два года.

При оценке конституционности рассмат­риваемой нормы Конституционного закона о выборах Конституционный Суд проверяет ее только в части, указанной в обращении, и исходит из следующего.

1. Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам (пунк­ты 1 и 2 статьи 3 Конституции).

Право избирать (всеобщее активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) в государст­венные органы и органы местного самоуправления являются составными элементами (частями) избирательного права, которое в Республике Казахстан предоставлено только своим гражданам (субъективное избирательное право). Участие граждан Респуб­лики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление (пункт 2 статьи 33 Конституции, пункт 3 статьи 3, пункты 1 и 2 статьи 4 Конституционного закона о выборах).

Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года, гарантирует гражданину право голосовать и быть избранным, принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через выбранных представителей, а также иметь доступ к государственной службе. Согласно Пакту данное право гражданина должно быть без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений.

Статьи 3 и 33 Основного Закона устанавливают конституционные основы прав граждан на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, а также избирательных прав граждан Республики Казахстан. Конституция закрепила базовые ограничения субъективного избирательного права: граждане не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме в случаях признания их судом недееспособными и при содержании в местах лишения свободы по приговору суда (пункт 3 статьи 33).

Наряду с этим закреплено общее положение, согласно которому законами допускаются обоснованные ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо для целей защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (пункт 1 статьи 39 Конституции).

Таким образом, различия в правах и обязанностях субъектов избирательных правоотношений допустимы при условии преследования конституционно значимых целей, обоснованности и соразмерности. Необходимость соблюдения конституционного баланса публичных и частных интересов также не исключает возможности для избирателей в ходе выборной кампании составить свое мнение о личности кандидата и оценить его репутацию. Указанные подходы влияют на степень доверия граждан к институтам государственной власти.

2. В оспариваемой заявителем норме предъявляются повышенные требования к кандидатам на выборные должности не только в местные представительные органы (применительно к субъекту обращения), но и на долж­ности акимов, на которых распространяются требования Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан».

В отношении государственных служащих Конституционный Суд в нормативных пос­тановлениях от 6 марта 2023 года № 4 и от 13 июня 2023 года № 19-НП отмечал, что с учетом миссии государственной службы, особого правового статуса государственных служащих, специфики стоящих перед ними задач государство вправе определять для граждан правила поступления на государственную службу и ее прохождения, включая требования к кандидатам и соответствующие ограничения, которые могут быть связаны с необходимостью обеспечения эффективности деятельности государственного аппарата, доверия народа как единственного источника государственной власти и недопущения злоупотребления предоставленными полномочиями. При этом было обращено внимание на то, что равное право граждан на доступ к государственной службе по отдельным категориям государственных должностей связано с реализацией права гражданина Республики быть избранным в государственные органы.

Выборы являются одной из форм наделения публичных лиц государственной властью. По их итогам они получают мандат на реализацию своих полномочий в интересах народа Казахстана.

3. В современном мире коррупция признана серьезной угрозой конституционной безо­пасности. Она ущемляет конституционные права и законные интересы граждан, подрывает правопорядок и демократические устои, препятствует проведению экономических реформ, дискредитирует деятельность государственного аппарата, подрывает доверие населения к государственной власти и лишает его нравственного стимула к участию в выборах.

Данные правовые подходы взяты за основу национальной антикоррупционной политики, поскольку коррупция рассматривается как одна из основных угроз национальной безопасности (подпункт 1) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан»).

Парламентом Республики Казахстан в ряде принятых законов, регулирующих важнейшие общественные отношения и устанавливающих основополагающие принципы и нормы государственного управления, закреплены соответствующие превентивные положения.

Так, подпункт 2) пункта 4 статьи 4 Конституционного закона о выборах устанавливает, что не может быть кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента, маслихатов, в акимы, а также в члены иного органа местного самоуправления лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом.

Данное ограничение направлено на обеспечение доверия народа к государственной власти и противодействие коррупции, представляющей серьезную угрозу конституционным ценностям. Законодательство Респуб­лики Казахстан исходит из необходимости комплексного противодействия коррупции. Антикоррупционная политика включает правовые, административные, организацион­ные и иные меры, нацеленные на снижение коррупционных рисков.

Например, за совершение коррупционных преступлений Уголовным кодексом Респуб­лики Казахстан от 3 июля 2014 года установлена обязательность назначения судом дополнительного наказания в виде пожизненного запрета занимать должности на государственной службе, судьи, в органах местного самоуправления, Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах, уполномоченном органе по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, государственных организациях и субъектах квазигосударст­венного сектора (абзац четвертый части второй статьи 50).

В действующем законодательстве предусмотрены и другие ограничения трудовых и иных прав, которые являются общеправовым последствием совершенного гражданином общественно опасного деяния, в том числе коррупционного преступления.

Подобные ограничения установлены при поступлении граждан на службу в правоохранительные органы (подпункты 7) и 8) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе»), специальные государственные органы (подпункты 7) и 8) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года
«О специальных государственных органах Республики Казахстан») и другие органы.

С учетом указанных подходов и полномочий законодателя, закрепленных в Основном Законе, Конституционный Суд ранее признал не противоречащим Конституции установление аналогичных запретов при поступлении на государственную службу и трудоустройстве в субъекты квазигосударственного сектора. В его нормативном постановлении от 31 августа 2023 года № 26-НП разъяснено, что рассматриваемое ограничение непосредственно не относится к мерам уголовной ответственности и применяется как общеправовое последствие совершения коррупционного преступления.

4. Обозначенные подходы корреспонди­руются с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 4 мая 2008 года (далее – Конвенция), целями которой определены в числе других поощрение честности и неподкупности, ответствен­ности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

Наличие требования о недопустимости регистрации кандидатом на выборную долж­ность лица, чья вина в совершении коррупционного преступления в установленном законом порядке признана судом, согласуется с требованиями пункта 2 статьи 7 и пунк­та 7 статьи 30 Конвенции, в соответствии с которыми каждое государство-участник рассматривает возможность принятия надлежащих законодательных и административных мер сообразно целям Конвенции с тем, чтобы установить критерии применительно к кандидатам и выборам на публичные долж­ности, а также с учетом степени опасности преступления и в той мере, в какой это отвечает основополагающим принципам его правовой системы.

Кроме того, определение преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, и применимых юридических возражений или других правовых принципов, определяющих правомерность деяний, входит в сферу внутреннего законодательства каждого государства-участника, а уголовное преследование и наказание за такие преступления осуществляются в соответствии с этим законодательством (пункт 9 статьи 30 Конвенции).

Таким образом, международные стандарты допускают установление ограничений пассивного избирательного права граждан во внутреннем законодательстве страны с соблюдением принципа пропорциональности и соразмерности. Законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не было сомнений в их профессиональных и нравственных качествах и, соответственно, в законности и справедливости их действий и решений как носителей публичной власти.

На основании изложенного, руководст­вуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, пунктом 2 статьи 50, статьями 55 – 58, 62 и подпунк­том 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года «О Конституционном Суде Респуб­лики Казахстан», Конституционный Суд Рес­публики Казахстан

 

постановляет:

 

1. Признать соответствующим Конституции Республики Казахстан подпункт 2) пунк­та 4 статьи 4 Конституционного закона Респуб­лики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» касательно ограничения на участие в выборах в качестве кандидата лица, вина которого в совершении коррупционного прес­тупления в установленном законом порядке признана судом.

2. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой сис­теме правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.

 

Конституционный Суд

Республики Казахстан

Популярное

Все
Энергетическая отрасль должна работать на опережение
Укрепляя экономические связи
Не поддаваться влиянию чуждых идей
Овощехранилища заполнены, цены зафиксированы
Голубое топливо пришло в дома сельчан
В Сатпаевском Доме дружбы отметили День Республики
Модель водоканала, достойная масштабирования
Восток зовет
Zhanibekov University – победитель международного конкурса по ИИ
До конца года в Западно-Казахстанской области сдадут более десяти спортобъектов
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
Собран первый урожай арахиса
Край сакральных мест
Новая история в таэквондо
Бронза из Нови-Сада
Распоряжение Главы государства о назначении
Спасаясь от воды, отхватили землю
Масличные культуры требуют инвестиций
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
В Мангистау на службу заступил новый корабль береговой охраны
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане проходят праздничные концерты ко Дню Республики
Первое в Казахстане поле FIFA Arena появилось в Кокшетау
Выставка «Казахский тазы» стартовала в Алматы
С 24 октября стартует акция «Republic Day»
На востоке завершился дорожный мегапроект
Подвиг Алии бессмертен
Мажилис утвердил бюджет на 2026–2028 годы
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь

Читайте также

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Постановление
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]