Новую балетную сказку, которая могла бы потеснить в новогоднем театральном репертуаре незаменимого «Щелкунчика», увидели зрители в Алматы

6833
Людмила Макаренко

Классический балет всегда охотно откликался на сказочные истории: «Золушка», «Спящая красавица», «Шехерезада», «Снегурочка», «Руслан и Людмила»… Современный «драмбалет» пошел дальше, расширив танцевальный репертуар оригинальными и смелыми постановками: «Конек-Горбунок», «Каменный цветок», «Синяя птица», «Приключения Алисы в Стране чудес» и множеством других сказок для маленьких и больших детей.

Теперь в этом списке есть еще и «Снежная королева» – спектакль, поставленный в Государственном академическом театре танца, создателем и бессменным руководителем которого вплоть до недавнего времени оставался Булат Аюханов.

Справедливости ради скажем, что балетная премьера по мотивам сказки Ганса-Христиана Андерсена дается не впервые. Свои постановки в разное время представляли несколько российских и украинских театров, а в конце прошлого года собственную «Снежную королеву» презентовал «Астана балет». И тем не менее новая работа алма­тинцев определенно займет в этом списке заслуженное мес­то, потому что она авторская, а значит, совершенно эксклюзивная, исполнена по всем канонам классического жанра и, наконец, очень милая и трогательная.

Идея поставить сказку про «замороженного» зловредной волшебницей Кая и его мужественную спасительницу – сестру Герду давно родилась у самого Булата Аюханова, но время шло, а мастер никак не приступал к работе. Главный балетмейстер театра заслуженный деятель РК Гульфида Гафурова вспоминает, как он признавался ей в сложностях.

– Булат Газизович хотел, чтобы балет «Снежная королева» стал альтернативой «Щелкунчику». Это ведь две самые по-настоящему зимние сказки, – говорит балетмейстер. – Над постановкой он собирался работать сам, но никак не мог подобрать нужную музыку, а Булат Газизович всегда очень скрупулезно к этому подходил.

На выручку тогда пришла сама Гульфида Шайхиевна, предложившая пригласить для работы над спектаклем Майлена Тлеу­баева, молодого хореографа, который уже успел отметиться успешным сотрудничеством с театром – он поставил для труппы нашумевший в свое время балет-фантазию «Плаха» по роману Чингиза Айтматова. Булат Газизович наблюдал за работой Майлена – к слову, сына Минтая Тлеубаева, знаменитого балетмейстера и ученика самого Аюха­нова, но премьерный показ «Снежной королевы» прошел без него: в конце прошлого года легенды казахстанского балета не стало.

– Майлен попросил меня передать, что свой спектакль он посвятил памяти Булата Газизовича, – добавила собеседница.

А маэстро наверняка остался бы доволен работой молодого коллеги. Во-первых, потому что тот сумел представить балетную классику в ее чистом, едва ли не рафинированном виде. И во-вторых, вполне справился с требованиями жанра: спектакль получился легким, понятным и нескучным – одинаково интересным и детям, и искушенным театральным искусством и вообще жизнью взрослым зрителям.

– Балет поставлен в лексике и по канонам классического танца на музыку трех великих композиторов – Александ­ра Глазунова, Цезаря Кюи и Модеста Мусоргского, – рассказывает главный балетмейстер театра. – Их объединяет одна эпоха, один стиль. Задача перед постановщиком стояла сложная, пришлось перелопатить огромный музыкальный материал, чтобы выбрать те куски, которые легли лучшим образом на сюжет. Зато теперь спектакль смотрится цельным и завершенным произведением.

Сюжет и основной конфликт новой балетной драмы аккуратно списан со старой истории датского сказочника. Но совсем не под кальку, он, скорее, заново пережит через танец. Герда, как и в оригинале, проходит через лабиринты трудных и опасных испытаний, но за счет большой любви и бесстрашия достигает цели – чертогов Снежной королевы, где уже успел прижиться ее брат Кай – мальчик с оледеневшим сердцем.

Как и любая сказка про вечное, «Снежная королева» должна быть мудрой и поучительной, в том числе в своем балетном исполнении. Так что от танцоров, кроме технически качественного исполнения партий, требовался образ – узнаваемый и выразительный.

– Важно было, чтобы каждый актер сыграл характер персонажа, – объясняет Гульфида Гафурова. – Поэтому в спектак­ле много ярких мизансцен, где видна мимика и выразительны телодвижения. Танец – это ведь не только прыжки и пируэты, но еще и драматическая игра.

Гротескные образы в «Снежной королеве» достались действительно ярким исполнителям, которые справедливо собрали зрительские овации в апофеозе. Харизматичным и затейливым удался Ворон в исполнении ведущего солиста балета Дияра Акенева, а Разбойница Айым Садвакасовой очаровала игривой легкостью и азартом – этой начинающей балерине вообще прочат большое будущее.

Анну Бурлову в роли Снежной королевы трудно было отличить от ее прототипов из советских художественного фильма и мультфильма, так она была бе­зупречна – холодна и надменна. Ну и, конечно, весь спектакль держался на изящной и хрупкой Герде – солистке театра Айе Мелис. В паре с Артемием Сеяловым, исполнившим роль Кая, они смот­релись совершенно органично, в общем, как и положено близким родственникам.

Цельным и полностью готовым спектакль смотрелся еще и благодаря добротной работе кордебалета, хорошей сценографии и, конечно же, великолепной музыке. Этим-то зимняя сказка про горячие чувства, настоящую любовь и дружбу, а еще про разоб­лаченные и поверженные злодейство, жестокость и безразличие растопила публику. Кстати, самых маленьких зрителей, которых в зале оказалось немало, она заставила еще и подтанцовывать с мест актерам.

Популярное

Все
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Президент Ирана прибыл в Акорду
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Мы третьи в мире!
Итоги большого общественного пути
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Персидские рукописи о Казахском ханстве впервые представлен…
Музыка мира
Между прошлым и настоящим
Голливуд выбирает Мангистау: Джеки Чан снимет новый блокбас…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]