Прошедший 14–15 мая на берегу живописного озера Яньци в пригороде Пекина форум «Пояс и путь: сотрудничество во имя всеобщего процветания» оказался весьма значимым событием. 1 500 человек, принявших участие в мероприятии, в том числе 14 глав государств и 15 руководителей правительств, представители министерского уровня из более чем 130 государств, 89 официальных представителей свыше 70 международных организаций, около 4 тыс. журналистов – такая статистика действительно впечатляет. Но главное – свидетельствует о том, что предложенная Си Цзиньпином в конце 2013 года инициатива услышана и поддержана большинством государств мира.
Конечно, есть сомневающиеся или критически воспринимающие эту инициативу (о чем свидетельствует отсутствие на форуме представителей Японии и Индии), но это не меняет общей тенденции. И отсюда возникает вполне закономерный вопрос: если инициатива Китая принята большинством государств мира, зачем понадобилось столь масштабное (и очень недешевое) мероприятие?
Главная проблема, по-видимому, заключается в том, что, несмотря на достигнутые успехи по практической реализации инициативы (подписаны соответствующие соглашения с 40 странами и международными организациями; начата работа по формированию экономических коридоров Китай – Пакистан, Китай – Монголия – Россия, Нового Евразийского моста; китайские предприятия создали 56 зон торгово-экономического сотрудничества более чем с 20 государствами, которые сформировали 180 тыс. рабочих мест и дали в казну этих государств 1,1 млрд долларов налоговых поступлений) и существенные финансовые вложения (за 2014–2016 годы объемы торговли Китая со странами на «поясе и пути» превысили 3 трлн долларов, а китайские инвестиции – 50 млрд долларов), о задумываемой эффективности проектов, как и о конкретном плане хотя бы на среднесрочную перспективу, говорить пока не приходится.
Скорее всего, это осознали и авторы инициативы. Во всяком случае, по данным министерства коммерции КНР, прямые иностранные инвестиции их государства в 53 страны, где уже начали реализовывать проект «Один пояс, один путь», снизились на 2% в 2016 году и еще на 18% в годовом выражении с начала 2017 года. А это очевидное свидетельство того, что Китай начал считать деньги и не готов вкладываться в заведомо неэффективные проекты.
А вот еще одно свидетельство: в последние три года китайские чиновники потратили немало сил, чтобы «Один пояс, один путь» называли не «проектом», предполагающим конкретные сроки, цели и суммы, а более расплывчатым словом «инициатива». Кроме того, в последних выступлениях китайских руководителей и экспертов главным лейтмотивом является тезис о том, что инициатива «Один пояс, один путь» должна стать «совместной симфонией с участием всех стран, каждая из которых получает от сотрудничества пользу».
Именно по этим причинам главным ожиданием от форума было не столько публичное признание инициативы, но и ее наполнение конкретными проектами, предусматривающими сопряжение с национальными программами.
Оправдалось ли это ожидание, сказать сложно. Принятое на форуме Совместное коммюнике носит общий характер, а в документ, описывающий успехи по продвижению инициативы «Один пояс, один путь», включены все двусторонние проекты, в том числе начатые задолго до 2014 года. Другими словами, ни целевых, ни качественных ориентиров как не было, так и нет. И это плохо. Поскольку если критериев успеха нет, то успехом можно объявить что угодно.
Вряд ли Китаю удалось убедить собравшихся и в том, что платить за свое участие нужно всем. Судя по прошедшим в ходе форума двусторонним встречам, участники главным образом рассчитывают на одно – на привлечение из КНР инвестиций, льготных кредитов и товарных потоков.
В отличие от большинства других государств Казахстан находится в более выгодном положении. Во всяком случае программа сопряжения «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) и национальной программы «Нұрлы жол» подписана давно, и процесс идет достаточно успешно. Более того, судя по высказанным на форуме Нурсултаном Назарбаевым идеям, мы хотели бы расширить это сотрудничество.
Во-первых, Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что «для эффективного освоения растущего транзитного потенциала «Экономического пояса Шелкового пути» необходимо последовательное облегчение прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров». Без решения этого вопроса вся будущая инфраструктура – деньги, закопанные в землю. Но главное, и на это казахстанский Лидер обратил особое внимание, все будущие проекты «требуют экспертизы и соответствующего финансирования».
Во-вторых, Глава государства подчеркнул важность развития сельскохозяйственной кооперации с целью обеспечения продовольственной безопасности стран, расположенных вдоль Нового Шелкового пути. Вопрос крайне актуальный. А главное – именно в агросфере страны Центральной Азии обладают конкурентными преимуществами.
В-третьих, необходимость сотрудничества в сфере инновационного и научно-технического развития. Если мы хотим двигаться в ногу со временем, а не увязать все больше в архаике, без этого никуда не деться.
В-четвертых, были подняты вопросы окружающей среды, включая проблему рационального управления водными ресурсами внутриконтинентальных трансграничных рек. Для всех стран региона, да и для соседнего Синьцзяна – это ключевая задача. Причем ее решение как раз и позволяет расширить сотрудничество в наукоемких отраслях производства.
В-пятых, отмечена важность наличия взаимного доверия между вовлеченными странами, их готовность к равноправному и всестороннему сотрудничеству для успешного развития идеи «Один пояс, один путь».
Инициатива «Один пояс, один путь» носит комплексный характер, а потому ограничиваться только ее транспортно-инфраструктурной или торговой составляющей было бы не совсем верно. Один из параметров этой инициативы – увеличение объемов обменов между людьми. И это – абсолютно верно. Чем лучше мы будем знать и понимать друг друга, тем проще будет вести совместные дела. Следовательно, нужно чаще бывать друг у друга, а для этого нужно сделать простой шаг – упростить процедуру получения визы. Думаю, со мной согласятся те, кто хоть раз пытался получить ее в Китае или в Казахстане.
Наконец, Нурсултан Назарбаев не мог обойти вниманием и вопрос о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. Для Казахстана, который является одним из учредителей ЕАЭС и активным участником ЭПШП, этот вопрос принципиален. Как подчеркнул Глава государства, «новым смыслом наполняется идея создания единого экономического пространства «Большая Евразия». «Экономический пояс Шелкового пути» может выгодно связать платформы ШОС, ЕАЭС и Европейского союза в единую региональную территорию процветания». Конечно, сделать это будет непросто, но именно эту идею высказал Си Цзиньпин, презентуя ЭПШП в Астане в 2013 году.
Вторая задача организаторов – закрепить позиционирование «Одного пояса, одного пути» как глобальной инициативы, похоже, решена. Во всяком случае, после столь масштабного международного мероприятия и Совместного коммюнике, под которым подписались лидеры 30 государств, по-другому оценивать ее вряд ли возможно. А это – свидетельство о новом месте Китая в мире и подтверждение его амбиций на роль нового локомотива экономической глобализации, о чем недвусмысленно говорил Си Цзиньпин на Всемирном экономическом форуме в Давосе в начале 2017 года.
Похоже, удалось достичь консенсуса и в понимании базовых принципов и направлений реализации инициативы «Один пояс, один путь». Во всяком случае, об этом свидетельствуют как Совместное коммюнике, так и выступления на форуме. В изложении Си Цзиньпина эти принципы сводятся к следующим: мир и сотрудничество; открытость и инклюзивность; учиться друг у друга; взаимная выгода.
Кроме того, как подчеркнул хозяин форума, Китай хотел бы, чтобы «Один пояс, один путь» стал путем мира, богатства и процветания, открытости и инноваций, культурного и цивилизационного обмена. Не менее привлекательно звучал и тезис о том, что КНР готова поделиться со своими соседями достижениями в экономике и других областях.
Скорее всего, эти тезисы и будут закреплены в качестве нового Пекинского консенсуса. Во всяком случае, присутствующие на форуме гости их не оспаривали.