Опасность движения по вертикали

1123
Досжан Нургалиев
Дублирующий фактор

Но лифты ломаются, застревают между этажами, а иногда могут даже спикировать вниз, подвергая жизнь и здоровье пассажиров опасности. И в этом смысле подъемники – тот же транспорт, только с вертикальным движением, где важнейшим элементом всей подвижной системы выступают стальные натяжные канаты. Ничего принципиально другого в этой области инженерная мысль пока не предложила миру.

Впрочем, с каждым витком эволюции этот вид транспорта также совершенствуется, обретая новое техническое содержание с акцентом на безопасность и комфорт. В настоящее время благодаря развитию современных микропроцессорных систем управления задачи безопасности, плавных и бесшумных подъемов и спусков успешно решаются производителями лифтов. Поэтому в отличие от образцов прежних времен современные подъемники – это сложные электромеханические устройства, работающие в полуавтоматическом режиме по установленной программе.

А коль лифты и эскалаторы – технически сложные устройства повышенной опасности, это подразумевает соответствующую организацию их установки, эксплуатации, обслуживания и ремонта. В связи с этим услуги узкопрофильных предприятий, занимающихся монтажом и эксплуатацией лифтового и эскалаторного оборудования, считаются особой сферой деятельности, поскольку далеко не все поставщики оборудования сами занимаются сервисным обслуживанием или имеют для этого достаточные технические и экономические возможности.

Однако, несмотря на подобную специфичность отрасли, главная суть которой состоит в обеспечении бесперебойной работы лифтов и их безопасности, какого-либо контроля в этой сфере сегодня попросту нет. Поэтому сколь бы не метались «молнии» сверху в связи с участившимися случаями ЧП, ничего не изменится, пока не претерпит изменений ситуация, в которой оказались сегодня надзорные органы жилищной инспекции.

Дело в том, что с 2009 года на законодательной основе было упразднено лицензирование компаний по эксплуатации лифтового оборудования и подъемных механизмов, а в 2012-м под «ножницы» мер по снижению административных барьеров для бизнеса попала и сфера монтажа и ремонта подъемных механизмов. То есть это именно тот случай, когда шапку сняли вместе с головой.

Как пояснил в связи с этим начальник отдела грузоподъемных механизмов жилищной инспекции Астаны Думан Жайлаубеков, в Указе Президента РК № 898 «Об ограничении полномочий между центральными и местными исполнительными органами» четко поставлена передача контроля над техническими устройствами на местный уровень. Но Комитет по индустриальному развитию и промышленной безопасности МИР РК ввел новый обобщающий термин «объекты ЖКХ», что внес­ло путаницу в определение тех или иных сфер деятельности при разделе полномочий.

– Во-первых, термин «объекты ЖКХ» не дает четкого определения, о какой конкретной сфере деятельности идет речь. То есть сюда можно отнести все, что угодно, – пандусы, внутридворовые территории, домофоны и прочее, но доказать кому бы то ни было, что речь идет о лифтовом хозяйстве, невозможно. Другая проблема – дублирование функций. Такие же отделы, как у нас, есть и у территориальных подразделений Комитета по индустриальному развитию и промышленной безопасности МИР РК. Только там штат работников – 6 человек, а у нас всего 2 специалиста, – отмечает Думан Жайлаубеков.

Выходит, что, несмотря на Указ Главы государства, где четко прописана необходимость передачи функций надзора за объектами ЖКХ и энергетики, включая грузоподъемные механизмы, на местный уровень, комитет оставил за собой право контроля над отдельными сферами деятельности. Но, как говорится в народной мудрости, между двумя мечетями можно остаться и без молитвы.

Напомним, в апреле текущего года в жилом комплексе «Эдем палас» с 6-го этажа сорвался лифт, в котором находились 7 человек, включая ребенка. Спустя некоторое время в том же ЖК произошел еще один аналогичный случай. На сей раз подъемник, где находился один из жителей дома, сорвался с 17-го этажа. Благо, что система безопасности сработала вовремя, и запасной трос остановил устройство на 8-м этаже. И если эти два происшествия случились в одном ЖК, что можно было бы списать на безответственность тех, кто обслуживает этот комплекс, то другое подобное ЧП, произошедшее 6 мая в ЖК «Айя», указывает уже на тенденциозность проблемы. Спрашивается, как будут влиять на ситуацию в сфере эксплуатации и технического обслуживания лифтов надзорные органы, если у них связаны руки путаницей в нормативно-правовых актах?

– Парадоксально, но везде пропи­саны полномочия только территориальных органов комитета министерства. Про нас там не сказано ни слова. Поэтому на практике получается так: когда объект сдается, приходит сначала их инспектор для проверки, а после мы должны выполнять ту же работу, идти на объект и все проверять заново. Тем самым соз­дается прецедент давления на бизнес, – поясняет представитель Жилищной инспекции.

Для того чтобы исправить ситуацию, нужно внести соответствующие поправки в Предпринимательский и Административный кодексы. Не будучи включенным в систему правового регулирования, госорган не может осуществлять функции надзора и наказания недобросовестных участников рынка и, соответственно, влиять на качественные процессы развития этой сферы.

– С 2015 года мы направляем и в Министерство по инновациям и развитию, и в Министерство национальной экономики письма с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, но пока ничего не меняется. На деле выходит, что Указ Президента не выполнен в полной мере. Поэтому мы остаемся в положении безмолвных наблюдателей за тем, что творится сегодня в сфере городского лифтового хозяйства, – говорит Думан Жайлаубеков.

Пока не грянет гром…

Отмена лицензирования техобслуживания лифтового оборудования послужила поводом для высокой концентрации различного рода компаний на соответствующем столичном рынке. В настоящее время в Астане обслуживанием лифтов жилых комплексов по контрактам с КСК занимаются порядка 69 ТОО, большинство из которых – новоиспеченные организации, не имеющие для подобной деятельности ни технической базы, ни нормальных кадров, ни производственного опыта. В 2015 году на рынке действовало не более 30 структур, но за 2 года их число выросло вдвое. При этом никто не знает, кто приходит или уходит с рынка, как выполняют компании свою работу, и в каком русле развиваются общие процессы в этой сфере.

По словам специалиста предприятия «Астана лифт» Нурлана Куттыбаева, КСК как владелец лифтов также должен принимать непосредственное участие в обеспечении надлежащего состояния своего имущества, а не отдавать это в полное ведение сервисной компании. Это должно быть настоящее партнерство, а не эксплуатация одного другим.

На деле зачастую бывает так, что КСК копит долги и не платит длительный период сервисной компании за техобслуживание, а потом внезапно уходит. С другого КСК этот долг уже не взыщешь. Вот и приходится обслуживающей структуре списывать долг и надеяться на то, что новый парт­нер в этом плане будет более порядочным.

В сегменте рынка жилого фонда эксплуатируются не только новые лифты, но и старые, которые либо достигли 25-летнего срока износа, либо еще нет. Но в целом большинство жилых комплексов Астаны – это новые здания и, конечно же, эксплуатируемые в них подъемники еще не проработали больше положенного срока. Но почему же, спрашивается, в новом жилом комплексе лифты начали давать сбои так скоро, ведь ЖК «Эдем палас» – здание не столь давней постройки?

Этот вопрос мы задали руководителю вновь образованной Ассоциации лифтовых организаций Астаны Алексею Гессу, который отметил, что ситуация в отрасли до сих пор развивалась по принципу «пока гром не грянет…» Сегодня это произошло, и специалисты стали говорить и обсуждать эту тему, а на самом деле процесс принял негативный оборот еще задолго до своей нынешней развязки, то есть когда упразднили лицензирование сервисных компаний.

– Тот факт, что в каком-то новом жилом комплексе лифты так скоро начали ломаться и обрушаться – неудивительно, поскольку сегодня застройщик ориентируется при покупке подъемников на низкое ценовое предложение в ущерб качеству. То же самое происходит и при выборе КСК обслуживающей компании, которая предлагает за свои услуги низкую цену. При этом никто не отдает отчет в том, что входит в эту цену – пустые слова или емкий пакет сервиса, – говорит Алексей Гесс.

Между тем лифт или эскалатор – это долгосрочные инвестиции. И, как следствие, застройщики, проектировщики, управляющие компании, товарищества собственников жилья не всегда готовы платить больше и делать выбор в пользу дополнительного комфорта, сервисной комплектации и безопасности. Поэтому поставщики лифтов Южной Кореи и Германии в основном ориентированы не на жилищное строительство, а на сегмент административных или торговых комплексов.

Тем не менее можно предполагать, что постепенно в сознании казахстанцев, в том числе и тех, от которых зависит выбор качественного оборудования, сформируется все же новое отношение к лифтам в пользу комфорта, безо­пасности и качества. А что касается рынка, то если в этой сфере будут созданы такие условия, при которых нерадивые и слабые игроки сами по себе отсеются, то сервисную эстафету понесут только те, кто уже сегодня имеет для этого прочную техническую и кадровую основу.

Популярное

Все
Правительство отвечает
Гигантский осетр из металла
Казахстан и Корея расширяют рамки программы добровольного выезда
Не бойтесь проявить себя!
Снижая уровень жестокости
Нацелены на расширение партнерства
Конструктивный обмен мнениями
Устойчивый рост и большие планы
Сформировать мультимодальный логистический каркас
Стратегия опережающих действий
База для повышения конкурентоспособности
На пороге Нового Казахстана
Бензин станет качественней
«Исцеление» за три сеанса
Село должно иметь голос
Вновь обострилась проблема водоснабжения сел
Не только помощь, но и образ жизни
Ушел из жизни основоположник казахстанской школы диалектической логики
Кошкарата: очистить дно и берега
Белый свидетель сложной судьбы
Политика здравого смысла
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Различают только по погонам
Сделать работу сельских акимов эффективной
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Урок от чемпионов: знаменитые спортсмены присоединились к антинаркотической акции в Астане
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Чтобы тайное стало явным
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]