Покупай, но проверяй!

737
Юлия Миленькая, Алматы

Как показывает практика, покупатели нередко становятся заложниками недобросовестного обслуживания и бездействия предпринимателей в разрешении конфликтных ситуаций. Между тем существуют действенные рычаги давления на недобросовестных представителей бизнеса со стороны государственных и общественных организаций по защите прав потребителей.

По словам и. о. руководителя департамента по защите прав потребителей Алматы Сауле Махатовой, потребительские споры нередко возникают при возврате товара ненадлежащего качества. Это касается как розничной, так и электронной торговли.

По итогам работы городского департамента по защите прав потре­бителей за первое полугодие 2021 года алматинским потре­бителям услуг было возвращено 28 млн 425 тыс. 969 тенге.

– На сегодня действует трехступенчатая система рассмотре­ния жалоб потребителей, – рассказывает специалист. – Первая ступень подразумевает самостоя­тельное обращение клиента с претензией к продавцу с целью урегулирования конфликта в добровольном порядке, не доводя дело до суда. Если вопрос не решился, гражданин вправе обратиться за помощью к общественным объединениям либо в уполномоченные госор­ганы по защите прав потребителей. Кстати, на втором этапе департаменты по защите прав потребителей могут выписывать бизнесу крупные штрафы – от 100 до 600 МРП. Третья ступень подразумевает непосредственное обращение в суд.

Представитель департамента обращает внимание на то, что суд может оставить иск без рассмотрения на том простом основании, что заявителем не пройдены первая и вторая ступени разбирательства.

– Сегодня успешно действует единая система информации и рассмотрения жалоб
e-tutynushy.kz. Для удобства потре­бителей работает и мобильная версия портала, – рассказывает Сауле Махатова. – Как только к нам поступает жалоба, мы в тот же или на следующий день обрабатываем ее и запускаем в работу, то есть начинаем взаимодействовать как с потребителем, так и с предпринимателем.

Предприниматель сразу видит поступившее на его компанию заявление и в течение 10 дней имеет возможность самостоятельно решить возникшую проб­лему. Если этого не происходит, то к процессу подключаются государственные органы.

К слову, при помощи
e-tutynushy.kz потребитель может обратиться с претензией не только к коммерческим, но и к государственным органам, например, при возникновении проблемных вопросов, связанных со сферами ЖКХ, образования и другими.

– Если в отношении субъекта предпринимательства поступает более 10 сообщений, департамент вправе перенаправить от имени потребителей иск в суд. На данный момент от нас подан иск от 20 заявителей, – говорит Сауле Махатова. – Он находится на стадии рассмотрения в Алатауском районном суде Алматы. В отношении одной компании по изготовлению мебели было возбуждено уголовное дело. Изначально с жалобой на эту коммерческую структуру к нам обратились шесть заявителей. Суть проблемы заключается в том, что люди перечислили компании деньги, но заказанной мебели не получили.

Юристы департамента оказывают потребителям помощь и в составлении претензии к продавцу.

– Шаблон и образец претензии направляем на электронную почту потребителя. В свою очередь он редактирует текст под свою ситуацию и обращается с ним к продавцу. Очень часто, ознакомившись с письменной претензией, предприниматель решает возникшие разногласия на месте, – продолжает Сауле Махатова. – В моей практике был такой случай: мужчина купил путевку в одной туристической компании, но каждый раз та переносила даты тура. Когда покупатель путевки стал возмущаться и требовать возврата денег, турфирма предложила «еще немного подождать». Он обратился в наш департамент, я помогла написать претензию. Буквально через два часа покупатель путевки перезвонил мне и сказал, что ему на карточку вернули один миллион тенге – сумму несостоявшегося тура.

С наступлением пандемии, введением карантинных ограничений в городе стремительно начала развиваться онлайн-торговля. Активизировались и мошенники, не поскупившиеся на красочное оформление своих виртуальных страниц с товарами и ценами ниже рыночных.

В итоге покупатели пересылают деньги, а взамен, даже если что-то и получают, то далеко не то, что ранее было обещано нечистыми на руку продавцами. В случае недовольства доверчивых граждан мошенники либо блокируют их, либо уведомляют, что товары обмену и возврату не подлежат.

– Нередко, обращаясь к нам, обманутые клиенты даже не знают юридического адреса фирмы, в которой они за немалые деньги приобрели некачественный товар, – говорит специалист департамента. – И только столкнувшись с обманом, люди начинают скрупулезно изучать данные о компании, читать отзывы о ней предыдущих клиентов. Согласно пункту 2 статьи 33-2 Закона РК «О защите прав потребителей», на интернет-ресурсе, который используется продавцом (изготовителем, поставщиком продукции или услуги), обязательно размещение информации с его контактными данными (фактическим адресом и номером телефона).

Сауле Махатова положительно отмечает работу общественных объединений по защите прав потре­бителей. И в подтверж­дение приводит случай, когда одинокому 76-летнему жителю Алматы помогли именно представители такой структуры. Пенсионера привлекла телевизионная реклама экзотических мини-деревьев. В фирме ему пообещали прислать настоящие саженцы. Он заказал семь видов таких деревьев, оплатив за них 45 тыс. тенге. Через некоторое время получил по почте не мини-деревья, а мини-бандероль, в которой оказались лишь семена.

Общественная организация по защите прав потребителей помогла пенсионеру решить проб­лему и вернуть деньги всего за один день.

Сауле Махатова призывает покупателей изучать свои права, требовать фискальные чеки при покупке товаров, сертификаты на те или иные товары и услуги, доверять только проверенным компаниям и организациям, в особенности при покупках в режиме онлайн.

– Для решения проблемных вопросов горожане могут обращаться на сайт единой информационной системы и рассмот­рения жалоб e-tutynushy.kz,
Telegram-бот по защите прав потребителей (@kzpp_bot) и на нашу горячую линию
8-727-393-25-90, – заключила представитель департамента.

Популярное

Все
Американец нашел данные о своих родственниках в Казахстане
Успешное выступление гимнасток на чемпионате Азии в Ташкенте прокомментировала Алия Юсупова
Токаев наградил слесаря шахты имени Костенко
В Астане горело общежитие
Столичный театр признан лучшим на международном фестивале комедии
Эксперимент «на чистоту» провели в Астане
Паводки в Казахстане: в двух областях продолжают откачивать воду
Землетрясение произошло в Алматинской области
«Не прошел тест Бога»: Куандык Бишимбаев обратился к присяжным
«Могу поклясться, что не знал»: Байжанов выступил с последним словом в суде
Дело Бишимбаева: судебное заседание отложено до 10 мая
В Казахстане проживает 148 ветеранов ВОВ
Паводковую воду направят на рисовые поля Кызылординской области
Президент присвоил группе казахстанцев звания и чины
Токаев: Место для подвигов есть и в мирное время
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Злые языки страшнее пистолета
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

В Президентском центре РК открылась тематическая выставка, …
С молитвой о мире, добре и благополучии
Наполнить жизнь благодатным светом
Не бойся дороги, были бы кони здоровы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]