Старт большой стратегии Целью нового политического курса определено вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Сквозь призму задач, обозначенных в стратегическом документе, рассматривалось решение вопросов по многим направлениям.
В соответствии с приоритетами стратегии началась качественная перестройка системы государственного управления. Первыми крупными практическими шагами в этом направлении стали децентрализация государственного управления и административная реформа: была разграничена ответственность между центром и регионами, внедрена выборность акимов на местах и расширены полномочия местного самоуправления. В частности, на сельский уровень было передано 67 государственных функций. Прежде всего сельские акимы получили право собирать налоги, формировать местный бюджет и распределять его для решения проблем с участием самих жителей.
В начале августа были проведены выборы глав местных органов власти, по итогам которых на альтернативной основе избраны акимы сельских округов, поселков и городов районного значения, что составило 91% корпуса акимов всех уровней.
Одновременно стартовала административная реформа, направленная на дальнейшее совершенствование системы государственной службы и формирование корпуса профессиональных госуправленцев. С этой целью была введена двухуровневая структура должностей административной госслужбы в виде корпусов «А» и «Б». По результатам многоступенчатого конкурса в корпус «А» были отобраны 940 человек.
На совещании с государственными служащими управленческого корпуса «А», прошедшими серьезный отбор, Глава государства выразил надежду, что люди, сформировавшие авангард отечественной государственной службы, смогут готовить и принимать качественные управленческие решения, а также организовывать их эффективное выполнение.
В целом административная реформа привела к сокращению количества политических госслужащих в 7,5 раза, обновлению 30% акимов районов и городов в регионах и 15% руководящего состава исполнительных органов на центральном уровне.
Важным направлением реформ в свете Стратегии «Казахстан-2050» стала дальнейшая модернизация правовой системы. На совещании с руководством правоохранительных органов Президент определил приоритеты правоохранительной реформы в контексте реализации стратегии.
Эта тема получила свое продолжение на августовском совещании под председательством Нурсултана Назарбаева, посвященном рассмотрению проектов Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, разработанных в новой редакции в развитие положений Основного закона и Концепции правовой реформы. Говоря о приоритетных направлениях совершенствования правоохранительной системы, в числе важнейших Глава государства назвал антикоррупционную борьбу.
Задачу усиления такой борьбы Президент поставил и перед судейским корпусом на VI съезде судей.
– Мы определяем приоритеты и задачи для всех векторов нового политического курса, – подчеркнул Президент, выступая на съезде судей РК. – Они подчинены нашей стратегической цели – войти в число 30 развитых стран мира. Это основная цель, на которую «нанизываются» все другие задачи всех органов власти, в том числе судебной системы. В ХХI веке важнейший критерий развитости наций – это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества.
Кардинальному переосмыслению с точки зрения Стратегии «Казахстан-2050» подверглись и основополагающие документы ведущих институтов гражданского общества в лице Ассамблеи народа Казахстана и партии «Нұр Отан». Так, по итогам юбилейной XX сессии ассамблеи, прошедшей под девизом «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ – одна страна – одна судьба», была принята Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года. А на XV внеочередном съезде свою обновленную политическую доктрину утвердила партия «Нұр Отан». Новая доктрина партии призвана была закрепить сформированные за годы независимости и проверенные временем ценностные ориентиры, определить миссию партии на десятилетия вперед.
На Форуме стипендиатов и выпускников международной стипендии Президента РК «Болашак», посвященном 20-летию со дня ее учреждения, Глава государства поднимал вопросы долгосрочного развития страны и ответственности молодого поколения. В ходе встречи с участием более 1,5 тыс. человек Президент подвел итоги реализации международной программы «Болашак» за прошедший период и определил ее новые задачи в контексте осуществления Стратегии «Казахстан-2050».
Глава государства особо отметил, что международная программа «Болашак» стала локомотивом системы образования.
– С одной стороны, создана магистраль трансферта мировых технологий в казахстанское экономическое и социальное пространство, а с другой – от наших стипендиатов мир узнал больше о Казахстане, его народе, культуре и традициях, возможностях и потенциале нашей страны, – подчеркнул Президент. – Благодаря программе «Болашак» мы включились в мировую систему подготовки глобальной элиты. Это важная часть моего плана по формированию нового поколения казахстанцев эпохи Независимости.
Сохранить высокие темпы В социально-экономической сфере Казахстан в 2013 году сохранил положительную динамику. Так, по итогам года рост ВВП составил почти 6%, а показатель ВВП на душу населения превысил 12 тыс. долларов. Совокупные международные резервы Казахстана, включая валютные активы Национального фонда, достигли 90 млрд долларов. Инфляция была на довольно низком уровне – 5%. Безработица не превысила 5,2%.
2013 год стал рубежным в плане реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития. Казахстан вступил в финальную стадию осуществления первой пятилетки индустриализации. За четыре года введено более 500 прорывных проектов, создано свыше 60 тыс. новых рабочих мест. Сформирована и постоянно совершенствуется соответствующая законодательная база. Реализуются «Дорожная карта бизнеса-2020», программы «Производительность-2020», «Экспортер-2020» и другие. Всего бизнесу предлагается порядка сотни инструментов государственной поддержки частных инициатив.
Ощутимыми результатами последовательной государственной политики в сфере индустриально-инновационного развития стали введенные в эксплуатацию в 2013 году высокотехнологичные промышленные объекты. В их числе – заводы по выпуску полимерной продукции ТОО «Нефтехим LTD» в Павлодаре, производству и модернизации бронетанкового вооружения и техники АО «Семей инжиниринг» в Восточно-Казахстанской области, выпуску термопрочного стекла ТОО «Стекло-Сервис» в Уральске, серно-кислотный завод ТОО «КазФосфат» в Таразе и другие.
Был претворен в жизнь и ряд совместных с зарубежными партнерами проектов, открыты железнодорожный переход между Казахстаном и Туркменистаном Болашак – Серхетяка, а также завод по комплексной подготовке нефти и газа «Болашак» в Атырауской области, нацеленный на переработку сырья с месторождения Кашаган.
Вопросы индустриально-инновационного развития Казахстана стали главной темой обсуждения и на XXVI заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК, на котором Нурсултан Назарбаев обнародовал концепции инновационного развития до 2020 года и перехода к «зеленой» экономике, разработанные с участием известных зарубежных экспертов. К слову, подписанный Президентом Указ «Об утверждении Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике» предусматривает поэтапное обеспечение экономии электроэнергии до 2020 года по 2,5% ежегодно, а после 2020 года – по 3,5%.
На совещании, посвященном основным итогам 2012 года и первоочередным мерам по реализации стратегии, Президент подчеркнул, что в самой ближайшей перспективе не исключается вероятность нового витка падения мировой экономики.
– Поэтому главный принцип Стратегии «Казахстан-2050» – всеобъемлющий экономический прагматизм. Все предстоящие решения должны приниматься с учетом прибыльности и возвратности инвестиций, конкурентоспособности и соблюдения долгосрочных интересов Казахстана. Не рост абстрактных цифр экономической статистики, а реальное улучшение жизни в каждом городе, районе, ауле или селе, – подчеркнул Лидер нации.
Стратегическим вопросом для страны оставалось и развитие малого и среднего бизнеса. В стране в 2013 году действовало 800 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, в этом секторе экономики работали 2,4 млн казахстанцев. Малый и средний бизнес – это новые достойные рабочие места. Поэтому, как неоднократно подчеркивал Президент, важно по-новому оценивать роль и значение предпринимательства, причем не только для экономики, но и в контексте развития всего Казахстана.
Особое внимание в 2013 году уделялось подготовке к проведению международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017». В течение года государственными органами рассматривались вопросы привлечения корпоративных источников финансирования к проведению ЭКСПО, развития зеленого пояса вокруг Астаны, озеленения городской территории, формирования специальных мест для отдыха и досуга горожан, развития столицы в формате Smart City и многие другие.
В целом в 2013 году Казахстан совершил настоящий прорыв в продвижении к верхним строчкам Индекса глобальной конкурентоспособности. За кратчайший срок страна поднялась с 72-го места на 50-е. Причем по таким ключевым показателям, как эффективность рынка труда и макроэкономическая среда, республика заняла очень высокие 15-е и 23-е места.
Согласно Глобальному рейтингу интегральной мощи, Казахстан занял 34-ю позицию в мире. Это стало свидетельством того, что Казахстан добился значительных результатов в экономическом развитии, состоялся как стабильное суверенное государство.