Путеводная звезда Шот-Амана Валиханова

1677
Райхан Ергалиева, доктор искусствоведения

Шот-Аман Валиханов был отмечен многочисленными званиями и наградами, в том числе почетного архитектора РК, академика Академии социальных наук РК, Международной академии архитектуры стран Востока, Международной академии архитектуры и другими. Но и они не отражают масштаб и значение его неординарной личности в сфере культуры и науки Казахстана.

У каждого человека всего одна жизнь. Но насколько разным, порою даже безграничным может стать ее наполнение, если человеку даны талант, любовь к Родине, устремленность к творчеству и вера в красоту. Тогда его жизнь словно превращается в волшебный полет созидания. Жизнь Шот-Амана Валиханова, полная вдохновенного труда, достижений и открытий, представляет уникальный пример для всех нас.

Архитектор и поэт, драматург и художник, публицист и оратор, и это не полный перечень его интересов. Кажется, такие грани не могут быть у одной, даже незаурядной личности. Но так было.

Будучи автором Государственного герба Республики Казахстан, Шота Валиханов (соавтор Ж. М. Малибеков) исторически точно и художественно ярко воплотил в нем славное прошлое казахского народа и его надежды на будущее. Герб – один из главных символов страны. В нем отразился бесценный опыт Валиханова в области геральдики, включающий авторство эмблемы Национальной академии наук, Казахского общества охраны памятников истории и культуры и многих других.

Примечательна история создания Герба, рассказанная в свое время самим Валихановым: «История создания моего варианта Государственного герба глубоко символична. Моя первоначальная идея была обнародована в республиканских газетах «Қазақ әдебиеті» от 29.11.1991 г. – статья «Қазақ халқының елтаңбасы қандай болуы керек?», «Ана тілі» от 10.10.1991 г. – «Ғарышқа аттанған ұлттық белгі» и от 17.10.1991 г. – «Құр шулаймыз, жоқ жалау, байрақсыз қайрат – бос қайрат», «Советы Казахстана» от 15.10.1991 г., в журнале «АКИКАТ» № 12, 1991 г., в интервью газете «Экспресс» 7 ноября 1991 г., где я говорил, что больше года работаю над вариантами нового Герба Казахстана, который был бы связан с историей республики и олицетворял всю страну. В это время было известно, что впервые за всю историю Казахстана с космодрома Байконур стартовала ракета «Союз» с первым казахским космонавтом на борту в составе международного экипажа.

За несколько дней до старта один из вариантов своей работы, памятный знак, я решил передать казахстанским космонавтам с пожеланиями успешного полета через министра печати и информации Куаныша Султанова. Знак включал изображение шанырака – как символа отчего дома, Родины, а обрамлением ему служили крылья – символ полета. На одном крыле было написано «Тохтар» (Аубакиров), на другом «Талгат» (Мусабаев). Свой памятный знак я сопроводил запиской, что они оба являются крыльями нашего народа, несущими в небо шанырак нашего дома – Казахстана».

Действительно, словно предчувствуя время, Шота Едрисович до обретения независимости создал проект будущего Государственного герба Республики Казахстан. Будучи поначалу эмблемой покорения внеземного пространства, эскиз даже побывал в космосе на скафандре первого казахского космонавта Тохтара Аубакирова, где словно получил благословение небес.

Истоки образа Герба выведены из традиционной символики, учтены символы, знаки, законы геральдики и особенности казахской, тюркской геральдики: от изображений тамги казахских племен и родов до печати Аблай-хана, печати Чокана Валиханова, герба Казахской ССР, дореволюционных гербов Верного, Уральска, Тургая, Семиреченской, Уральской, Тургайской, Акмолинской и других областей Казахстана.

Ключевой символ Государственного герба – шаңырақ, от него в виде прямых солнечных лучей исходят уыки (опоры юрты). Их обрамляют крылья мифи­ческих коней, внизу – имя страны «Қазақстан». Шаңырақ – это очаг, символ отчего дома, круг солнца и космоса, круг бесконечного потока истории и надежды на прекрасное будущее страны.

Истоки образов крылатых коней находим в деталях головного убора Золотого воина. Крылья коней словно возносят шаңырақ к свободе и процветанию, несут идею чистых помыслов и свободного полета молодой независимой страны. Путеводная звезда горит над всем изображением, олицетворяя небесный свет и благословение.

Стал со временем единым символом государства, независимости, метафорой единства прошлого, настоящего и будущего Монумент независимости, возведенный на главной площади Алматы, руководителем и соавтором которого также был Шот-Аман Валиханов.

Скульптурно-архитектурный комплекс – масштабный синкретичный художественный жанр. Точное понимание его законов вкупе с присущими Валиханову умением синтезировать идеи, способностью органично увязывать национальные элементы с достижениями мировой эстети­ческой и градостроительной мысли помогли создать грандиозный по замыслу и воплощению монумент. Отметим и тот знаменательный факт, что инициатором и вдохновителем создания монумента стал Первый Президент ­Нурсултан Назарбаев.

Центр композиции – вертикальная стела высотой 28 м – завершается фигурой Золотого человека, стоящего на крылатом барсе. Так воссоздан образ защитника казахской земли, воина-вождя на основе изучения конкретных археологических находок в кургане Иссык близ Алматы, где был похоронен правитель саков (VIII–IV вв. до н. э.) в парадной одежде с регалиями и атрибутами верховной власти.

«Главная площадь Алматы увенчалась величественным символом национальной свободы и независимости, а на устремленной ввысь гранитной стеле, на огромной высоте вознесся молодой витязь, у ног которого несется вскачь некогда грозный, а ныне покорный и послушный крылатый мифический барс. Не кажется ли нам разве в этот миг, что дух наших предков явился из глубины веков, не иначе как в облике Золотого человека, как бы предвещая саму грядущую свободу нашего народа», – так сказал писатель Абдижамил Нурпеисов о Монументе независимости, подчеркнув в нем самое главное – верность, любовь и почитание великих предков.

Все многогранные творческие ипостаси объединялись органичной способностью к философскому обобщению и глубинной личностной потребностью в высоком гражданском пафосе. Всегда и в любой своей деятельности Шота Валиханов в первую очередь являлся философом и гражданином.

Высится над волнами Ишима величественная фигура Кенесары-хана, гордый жест его словно благословляет столицу. Воздвигнутый на набережной Ишима конный монумент Кенесары-хану (архитектор Ш. Валиханов, скульп­тор Н. Далбай) благодаря умело подчеркнутой плавности линий пейзажа врастает в среду, живет в ней естественно и соразмерно.

В личности Шоты Едрисовича была очень сильна связь с родным народом, историей, героями и победами и с болью, трагическими моментами его судьбы. Данью памяти жертв Семипалатинского полигона стал задуманный и воплощенный Валихановым монумент «Сильнее смерти» в Семее, посвященный памяти жертв мирного времени.

Высокая 25-метровая каменная стела из черного габбро впечатляет. Вырезанный в ней сквозным прорывом силуэт атомного взрыва заставляет почувствовать присутствие на месте и во время трагедии. Белый мраморный силуэт матери, защищающей своим телом ребенка, возникает контрастом черному небу с пробоиной взрыва. Зритель проникает в самую суть безмерной самозабвенной материнской любви и жертвенности.

Трудно перечислить созданные Валихановым образы героев истории и культуры Казахстана, известные здания Алматы. Каждый алматинец знает памятник Чокану Валиханову напротив Национальной академии наук, уютный сквер у бюста Динмухамеду Кунаеву, полные революционной романтики образы Гани Муратбаева и Токаша Бокина, здания акимата Алматы (бывшее здание ЦК Компартии Казахстана), «Универсама» и «Казгипрозема» (Казахстанско-немецкий университет). Точной вписанностью в архитектурный контекст отличаются памятники Талгату Бегельдинову в Кокшетау, Ахмету Байтурсынову в Костанае, Шакариму в Семее, Богенбай-батыру в Ерейментау...

Не все идеи архитектора нашли воплощение, многие существуют только в проектах. Среди них – Монумент Родине-Матери (Ана-Жер-ана), Пантеон Славы, памятник жертвам репрессий 1937 года, монументы покорителям космоса, жертвам голода 1932 года, мо­нументы «Мир тюркских народов», «Человек тысячелетия и XX века», «Шествие земной цивилизации во Вселенной», панорамный зал Анракайской битвы.

Шота Едрисович обладал удивительно яркой, энергетически кипучей натурой. Общение с ним заряжало энергией оптимизма, уверенностью в незыблемости истинных ценностей, их необходимости в современности. Он был генератором новых идей, именно это можно поставить во главу угла его творческой жизни, непрерывного и яркого горения его души.

Искренность, доброжелательность, душевная щедрость – это тоже о Шоте Едрисовиче. Все, кто был с ним рядом с начала 90-х годов, знают, с каким вдохновенным пониманием он воспринимал окружавшую его молодежь – скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Его увлекали и радовали их таланты. Никогда ревностно – только с пониманием, с отеческим одоб­рением и подчас с восторгом он относился к творчеству молодых коллег – К. Жарылгапова, А. Жумабая, К. Суранчиева, М. Мансурова, О. Шанова и других.

Постоянно привлекая молодежь к своим мощным творческим проектам, он, по сути, вырастил целое поколение молодых художников. О том, как заботливо Шота Едрисович принимал участие в их жизнях и об их благодарном отношении к нему, говорит уже то, что в их семьях растут сыновья, названные в честь мастера и учителя.

Вдохновенный интерес к истории родного народа привел Шоту Едрисовича к ее вдумчивому изу­чению. Результатом стали пьесы и стихи, научно-публицисти­ческие статьи и выступления. Увлеченность высоким духовным началом в человеке ощутима в его драматургии и поэзии. В пьесах «Тағдыр», «Клятва Чокана», «Ағнур», «Белые ночи Чокана», «Террор» он отстаивал гуманис­тические идеалы. Многие из них нашли своего зрителя на сценах театров Алматы и других городов.

В одном из его стихотворений были такие строки: «Предки, с вами я в ближнем кругу». Чингизид, потомок Абылай-хана и Чокана Валиханова, внук первого казаха, окончившего Петербургскую академию художеств, Макы Валиханова, он был вровень с великими предками, выдающимися сынами казахского народа. Был не просто достоин их, но и стал их гордым продолжением в веках. Генети­чески наследуемые чувства подлинного патриотизма, гражданский пафос отличают все произведения Шот-Амана Валиханова. Кровная связь с предками, осознанная на уровне сердца, ответственность перед ними за сегодняшний день, за историю и судьбу родного народа, по сути, его кредо как творца и гражданина.

Благородный, обладавший кипучей творческой энергией, талант­ливый художник и остроумный поэт, блестящий оратор и драматург, ученый и общественный деятель, Шот-Аман Валиханов создал неповторимый и яркий художественный мир. Он запечатлел свои идеи в архитектурно-скульп­турных ансамблях и монументах, стихотворениях и пьесах, статьях, выступлениях. Красноречивый оратор, он блестяще представлял страну на международных конгрессах, съездах и пленумах по архитектуре.

Многие годы Шот-Аман Валиханов возглавлял Казахское общество охраны памятников истории и культуры Казахстана, вкладывая весь свой энтузиазм и бесценный опыт в сохранение культурного наследия страны, умножение и прогресс отечественной культуры.

Масштаб его личности сравним, пожалуй, только с ренессансной универсальностью, он принадлежал к знаковому поколению «начал и вершин, отцов и героев» отечественной интеллигенции.

Значимость его мощного вклада в отечественную культуру еще только предстоит осознать, оценить и изучить. Все созданное со всей щедростью и широтой души Шот-Аман Валиханов оставил нам в дар на века. Его творения продолжают жить на знаковых площадях страны и в уютных скверах, на административных зданиях, на театральных подмостках и на страницах книг, волнуя наши умы и сердца, поднимая дух и вселяя гордость за свою страну.

Популярное

Все
Десятое дыхание
Есть у девушки мечта
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Вход в «особый» мир открыт
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Аманша Мендыгалиев – достойный пример для молодежи
Где совесть?
Фонтаны – душа Шымкента
Ветеран войны – создатель музея
Зимовка Букаша
Палитра времени
Жизнь, посвященная труду
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Карин провел встречу с заместителем завотделом пропаганды ЦК Компартии Китая
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
Память, звучащая в Слове
В Уральске реконструируют набережную
Единый ваучер на кружки и секции для детей начнут выдавать в Казахстане
Иностранку задержали в аэропорту Алматы
Магди Макулов: богослов и кази
На землях гослесфонда Восточного Казахстана продолжают восстановительные работы
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Токаев: "Память о миллионах безвинных жертв тоталитаризма священна, поэтому крайне важно, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись"
Глава государства направил телеграмму поздравления Президенту Хорватии
Министры экономики и торговли Центральной Азии и Китая встретились в Астане
Творчество без дублей
О чем расскажет Белкарагай
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
Дети Карлага
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком

Читайте также

Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Реконструируют шесть вокзалов
Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]