
Шот-Аман Валиханов был отмечен многочисленными званиями и наградами, в том числе почетного архитектора РК, академика Академии социальных наук РК, Международной академии архитектуры стран Востока, Международной академии архитектуры и другими. Но и они не отражают масштаб и значение его неординарной личности в сфере культуры и науки Казахстана.
У каждого человека всего одна жизнь. Но насколько разным, порою даже безграничным может стать ее наполнение, если человеку даны талант, любовь к Родине, устремленность к творчеству и вера в красоту. Тогда его жизнь словно превращается в волшебный полет созидания. Жизнь Шот-Амана Валиханова, полная вдохновенного труда, достижений и открытий, представляет уникальный пример для всех нас.
Архитектор и поэт, драматург и художник, публицист и оратор, и это не полный перечень его интересов. Кажется, такие грани не могут быть у одной, даже незаурядной личности. Но так было.
Будучи автором Государственного герба Республики Казахстан, Шота Валиханов (соавтор Ж. М. Малибеков) исторически точно и художественно ярко воплотил в нем славное прошлое казахского народа и его надежды на будущее. Герб – один из главных символов страны. В нем отразился бесценный опыт Валиханова в области геральдики, включающий авторство эмблемы Национальной академии наук, Казахского общества охраны памятников истории и культуры и многих других.
Примечательна история создания Герба, рассказанная в свое время самим Валихановым: «История создания моего варианта Государственного герба глубоко символична. Моя первоначальная идея была обнародована в республиканских газетах «Қазақ әдебиеті» от 29.11.1991 г. – статья «Қазақ халқының елтаңбасы қандай болуы керек?», «Ана тілі» от 10.10.1991 г. – «Ғарышқа аттанған ұлттық белгі» и от 17.10.1991 г. – «Құр шулаймыз, жоқ жалау, байрақсыз қайрат – бос қайрат», «Советы Казахстана» от 15.10.1991 г., в журнале «АКИКАТ» № 12, 1991 г., в интервью газете «Экспресс» 7 ноября 1991 г., где я говорил, что больше года работаю над вариантами нового Герба Казахстана, который был бы связан с историей республики и олицетворял всю страну. В это время было известно, что впервые за всю историю Казахстана с космодрома Байконур стартовала ракета «Союз» с первым казахским космонавтом на борту в составе международного экипажа.
За несколько дней до старта один из вариантов своей работы, памятный знак, я решил передать казахстанским космонавтам с пожеланиями успешного полета через министра печати и информации Куаныша Султанова. Знак включал изображение шанырака – как символа отчего дома, Родины, а обрамлением ему служили крылья – символ полета. На одном крыле было написано «Тохтар» (Аубакиров), на другом «Талгат» (Мусабаев). Свой памятный знак я сопроводил запиской, что они оба являются крыльями нашего народа, несущими в небо шанырак нашего дома – Казахстана».
Действительно, словно предчувствуя время, Шота Едрисович до обретения независимости создал проект будущего Государственного герба Республики Казахстан. Будучи поначалу эмблемой покорения внеземного пространства, эскиз даже побывал в космосе на скафандре первого казахского космонавта Тохтара Аубакирова, где словно получил благословение небес.
Истоки образа Герба выведены из традиционной символики, учтены символы, знаки, законы геральдики и особенности казахской, тюркской геральдики: от изображений тамги казахских племен и родов до печати Аблай-хана, печати Чокана Валиханова, герба Казахской ССР, дореволюционных гербов Верного, Уральска, Тургая, Семиреченской, Уральской, Тургайской, Акмолинской и других областей Казахстана.
Ключевой символ Государственного герба – шаңырақ, от него в виде прямых солнечных лучей исходят уыки (опоры юрты). Их обрамляют крылья мифических коней, внизу – имя страны «Қазақстан». Шаңырақ – это очаг, символ отчего дома, круг солнца и космоса, круг бесконечного потока истории и надежды на прекрасное будущее страны.
Истоки образов крылатых коней находим в деталях головного убора Золотого воина. Крылья коней словно возносят шаңырақ к свободе и процветанию, несут идею чистых помыслов и свободного полета молодой независимой страны. Путеводная звезда горит над всем изображением, олицетворяя небесный свет и благословение.
Стал со временем единым символом государства, независимости, метафорой единства прошлого, настоящего и будущего Монумент независимости, возведенный на главной площади Алматы, руководителем и соавтором которого также был Шот-Аман Валиханов.
Скульптурно-архитектурный комплекс – масштабный синкретичный художественный жанр. Точное понимание его законов вкупе с присущими Валиханову умением синтезировать идеи, способностью органично увязывать национальные элементы с достижениями мировой эстетической и градостроительной мысли помогли создать грандиозный по замыслу и воплощению монумент. Отметим и тот знаменательный факт, что инициатором и вдохновителем создания монумента стал Первый Президент Нурсултан Назарбаев.
Центр композиции – вертикальная стела высотой 28 м – завершается фигурой Золотого человека, стоящего на крылатом барсе. Так воссоздан образ защитника казахской земли, воина-вождя на основе изучения конкретных археологических находок в кургане Иссык близ Алматы, где был похоронен правитель саков (VIII–IV вв. до н. э.) в парадной одежде с регалиями и атрибутами верховной власти.
«Главная площадь Алматы увенчалась величественным символом национальной свободы и независимости, а на устремленной ввысь гранитной стеле, на огромной высоте вознесся молодой витязь, у ног которого несется вскачь некогда грозный, а ныне покорный и послушный крылатый мифический барс. Не кажется ли нам разве в этот миг, что дух наших предков явился из глубины веков, не иначе как в облике Золотого человека, как бы предвещая саму грядущую свободу нашего народа», – так сказал писатель Абдижамил Нурпеисов о Монументе независимости, подчеркнув в нем самое главное – верность, любовь и почитание великих предков.
Все многогранные творческие ипостаси объединялись органичной способностью к философскому обобщению и глубинной личностной потребностью в высоком гражданском пафосе. Всегда и в любой своей деятельности Шота Валиханов в первую очередь являлся философом и гражданином.
Высится над волнами Ишима величественная фигура Кенесары-хана, гордый жест его словно благословляет столицу. Воздвигнутый на набережной Ишима конный монумент Кенесары-хану (архитектор Ш. Валиханов, скульптор Н. Далбай) благодаря умело подчеркнутой плавности линий пейзажа врастает в среду, живет в ней естественно и соразмерно.
В личности Шоты Едрисовича была очень сильна связь с родным народом, историей, героями и победами и с болью, трагическими моментами его судьбы. Данью памяти жертв Семипалатинского полигона стал задуманный и воплощенный Валихановым монумент «Сильнее смерти» в Семее, посвященный памяти жертв мирного времени.
Высокая 25-метровая каменная стела из черного габбро впечатляет. Вырезанный в ней сквозным прорывом силуэт атомного взрыва заставляет почувствовать присутствие на месте и во время трагедии. Белый мраморный силуэт матери, защищающей своим телом ребенка, возникает контрастом черному небу с пробоиной взрыва. Зритель проникает в самую суть безмерной самозабвенной материнской любви и жертвенности.
Трудно перечислить созданные Валихановым образы героев истории и культуры Казахстана, известные здания Алматы. Каждый алматинец знает памятник Чокану Валиханову напротив Национальной академии наук, уютный сквер у бюста Динмухамеду Кунаеву, полные революционной романтики образы Гани Муратбаева и Токаша Бокина, здания акимата Алматы (бывшее здание ЦК Компартии Казахстана), «Универсама» и «Казгипрозема» (Казахстанско-немецкий университет). Точной вписанностью в архитектурный контекст отличаются памятники Талгату Бегельдинову в Кокшетау, Ахмету Байтурсынову в Костанае, Шакариму в Семее, Богенбай-батыру в Ерейментау...
Не все идеи архитектора нашли воплощение, многие существуют только в проектах. Среди них – Монумент Родине-Матери (Ана-Жер-ана), Пантеон Славы, памятник жертвам репрессий 1937 года, монументы покорителям космоса, жертвам голода 1932 года, монументы «Мир тюркских народов», «Человек тысячелетия и XX века», «Шествие земной цивилизации во Вселенной», панорамный зал Анракайской битвы.
Шота Едрисович обладал удивительно яркой, энергетически кипучей натурой. Общение с ним заряжало энергией оптимизма, уверенностью в незыблемости истинных ценностей, их необходимости в современности. Он был генератором новых идей, именно это можно поставить во главу угла его творческой жизни, непрерывного и яркого горения его души.
Искренность, доброжелательность, душевная щедрость – это тоже о Шоте Едрисовиче. Все, кто был с ним рядом с начала 90-х годов, знают, с каким вдохновенным пониманием он воспринимал окружавшую его молодежь – скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Его увлекали и радовали их таланты. Никогда ревностно – только с пониманием, с отеческим одобрением и подчас с восторгом он относился к творчеству молодых коллег – К. Жарылгапова, А. Жумабая, К. Суранчиева, М. Мансурова, О. Шанова и других.
Постоянно привлекая молодежь к своим мощным творческим проектам, он, по сути, вырастил целое поколение молодых художников. О том, как заботливо Шота Едрисович принимал участие в их жизнях и об их благодарном отношении к нему, говорит уже то, что в их семьях растут сыновья, названные в честь мастера и учителя.
Вдохновенный интерес к истории родного народа привел Шоту Едрисовича к ее вдумчивому изучению. Результатом стали пьесы и стихи, научно-публицистические статьи и выступления. Увлеченность высоким духовным началом в человеке ощутима в его драматургии и поэзии. В пьесах «Тағдыр», «Клятва Чокана», «Ағнур», «Белые ночи Чокана», «Террор» он отстаивал гуманистические идеалы. Многие из них нашли своего зрителя на сценах театров Алматы и других городов.
В одном из его стихотворений были такие строки: «Предки, с вами я в ближнем кругу». Чингизид, потомок Абылай-хана и Чокана Валиханова, внук первого казаха, окончившего Петербургскую академию художеств, Макы Валиханова, он был вровень с великими предками, выдающимися сынами казахского народа. Был не просто достоин их, но и стал их гордым продолжением в веках. Генетически наследуемые чувства подлинного патриотизма, гражданский пафос отличают все произведения Шот-Амана Валиханова. Кровная связь с предками, осознанная на уровне сердца, ответственность перед ними за сегодняшний день, за историю и судьбу родного народа, по сути, его кредо как творца и гражданина.
Благородный, обладавший кипучей творческой энергией, талантливый художник и остроумный поэт, блестящий оратор и драматург, ученый и общественный деятель, Шот-Аман Валиханов создал неповторимый и яркий художественный мир. Он запечатлел свои идеи в архитектурно-скульптурных ансамблях и монументах, стихотворениях и пьесах, статьях, выступлениях. Красноречивый оратор, он блестяще представлял страну на международных конгрессах, съездах и пленумах по архитектуре.
Многие годы Шот-Аман Валиханов возглавлял Казахское общество охраны памятников истории и культуры Казахстана, вкладывая весь свой энтузиазм и бесценный опыт в сохранение культурного наследия страны, умножение и прогресс отечественной культуры.
Масштаб его личности сравним, пожалуй, только с ренессансной универсальностью, он принадлежал к знаковому поколению «начал и вершин, отцов и героев» отечественной интеллигенции.
Значимость его мощного вклада в отечественную культуру еще только предстоит осознать, оценить и изучить. Все созданное со всей щедростью и широтой души Шот-Аман Валиханов оставил нам в дар на века. Его творения продолжают жить на знаковых площадях страны и в уютных скверах, на административных зданиях, на театральных подмостках и на страницах книг, волнуя наши умы и сердца, поднимая дух и вселяя гордость за свою страну.