
Несмотря на плотный график работы, сенаторы все же выкроили время для того, чтобы встретиться с журналистами на диалоговой площадке Службы центральных коммуникаций. При этом они явно не были настроены сотрясать атмосферу брифинга гневными тирадами, а предоставили аудитории возможность воспринимать происходящее как работу над ошибками. В частности, разговор был начат с тех актуальных вопросов макроэкономической и правовой политики, которые требуют своего решения в контексте новых задач, стоящих перед государством и обществом.
Как отметил в связи c этим член Комитета по финансовой и бюджетной политике Сената Парламента Сергей Плотников, одно из замечаний Главы государства касалось вопросов бюджетной сферы как важнейшей составной части макроэкономики, в которой также немало деструктивных моментов, требующих «перезагрузки». В целях реализации задач по совершенствованию макроэкономической и бюджетной политики, обозначенных Президентом Н. Назарбаевым в ходе расширенного заседания Правительства, парламентариями страны были разработаны Концепция новой бюджетной политики и Концепция совершенствования бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Первая концептуальная программа направлена на обеспечение стабильности государственных финансовых ресурсов, повышение результативности бюджетных расходов, увеличение частных инвестиций в экономику, а также повышение эффективности работы местных исполнительных органов. Вторая концепция, связанная с совершенствованием системы государственного планирования, ориентирует эту сферу на создание сбалансированных принципов выстраивания бюджетно-экономических перспектив развития, повышение эффективности и результативности как реализуемых программ, так и самой работы госорганов.
Данные концептуальные документы подкреплены и соответствующими поправками в законодательство в сфере бюджетной политики.
– Словом, перед Правительством поставлены задачи, связанные, во-первых, с обеспечением макроэкономической стабильности и сбалансированности госбюджета. При этом управление размером дефицита станет основным правилом для финансовой системы страны. Средства Национального фонда будут использоваться в строго ограниченном объеме, а значит эффективность их приложения не сложно проследить, – отметил Сергей Плотников.
Он также сообщил, что с 2018 года все расходы госбюджета должны покрываться за счет доходов несырьевого сектора. Отсюда и велико требование к работе Правительства и ведомств в плане результативности программ и проектов, направленных на формирование рентабельных и конкурентоспособных секторов отечественной промышленности, способных в недалеком будущем поддерживать стабильность бюджета. В целом к 2020 году снижение дефицита бюджета несырьевого сектора должно составить 2,8% к ВВП.
Новая бюджетная политика предполагает также концентрацию бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны. В итоге всех мер, предполагаемых в данном направлении, будет сокращено финансирование проектов, не способствующих реальному экономическому росту страны.
– Сегодня в своих отчетах по тем или иным проектам министры зачастую оперируют цифрами, мол, реализовано столько-то проектов, создано столько-то рабочих мест. Такая форма отчетности все равно что филькина грамота, не содержит никаких пояснений о том, что при этом выиграла или потеряла экономика, – заявил сенатор.
В связи с этим бюджетной концепцией законодательной власти предполагается изменение подходов к форме отчетности в рамках исполнения бюджета. При этом эффективность использования бюджетных средств будет оцениваться не по степени их освоения, как это происходит сегодня, а по результату, отраженному в стратегическом документе госоргана. То есть в этом случае понятие «освоение» вряд ли можно будет путать с физиологическим термином «усвоение», а тем более с юридическим – «присвоение»…
Депутат Сената Владимир Бобров акцентировал свое выступление на системных проблемах отечественной практики внесения законопроектов в Парламент.
Как известно, законопроекты разрабатывают и вносят на рассмотрения Мажилиса и Сената от имени Правительства ведомства. При этом разработчики не только затягивают данный процесс, но и бесконечно подвергают правовые акты корректировке. Всего имеется 313 законодательных актов. В течение трех последних лет в 210 законов Правительством были внесены изменения. При этом Закон «О государственных закупках» подвергался корректировке 15 раз, «О частном предпринимательстве» – 22 раза, «О нормативных правовых актах» – 7 раз. Абсолютным лидером по количеству бесконечных изменений оказался Административный кодекс, в который чиновники вносили поправки 50 раз.
– Можно ли говорить о стабильности законодательства в нашей стране, если в 2012 году Закон «О налогах и других платежах в бюджет» трансформировался 20 раз? – говорит Владимир Бобров.
Он также заявил об отсутствии должного качества в сфере научной экспертизы законопроектов. При этом, как оказалось, немало фактов, когда экспертиза осуществляется в интересах конкретных лиц. Например, законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам недропользования и проведения изыскных операций» поступил в Парламент с заключением правовой экспертизы, в котором содержались серьезные критические замечания. Однако через две недели поступает другое заключение экспертизы, в котором от прежней критики и следа не осталось.
В завершение сенаторы ответили на многие вопросы журналистов, в том числе касающиеся темы депутатских запросов в Правительство.
Как отметил по этому поводу сенатор Сергей Плотников, в этом плане немало моментов, когда ответы Правительства на запросы не всегда удовлетворяют. В частности, сенатор не раз поднимал перед Правительством проблемы лесной отрасли страны, предлагая начать активные действия по ее развитию. Как известно, эта отрасль сегодня находится в состоянии стагнации, и объемы лесоразработок неуклонно сокращаются. Проблема в том, что в Казахстане нет инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины, и поиском финансирования подобных проектов никто не занимается.
Речь шла также и о развитии мараловодства и пчеловодства на основе специальных программ развития, однако все эти предложения депутата, к сожалению, так и не нашли должную поддержку со стороны тех, кто стоит у руля государственной экономики.
Досжан НУРГАЛИЕВ