Следы предков, обнаруженные в горной местности Бота-Мойнак, вскоре могут затеряться

2237
Михаил Тё
собственный корреспондент по Жамбылской области

Ущелье Бота-Мойнак (Ботамойнак), расположенное в Байзакском районе у подножия Кыргызского Алатау, в народе известно своими глубокими пещерами. Они примечательны тем, что на их стенах столетия назад оставили свой след наши далекие предшественники. Их присутствие выражено в виде наскальных рисунков, нанесенных в период, берущий начало в неолите и завершающийся в эпоху железа.

фото Мадияра Сейдахметова

«Ботамойнак» в переводе с казахского языка означает «шея верблюжонка». Как рассказали в областной дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников, горное ущелье по своей форме очень похоже на шею верблюжонка, именно поэтому оно получило такое характерное название.

В ущелье обнаружено сразу несколько пещер, и все они разные. Одни – идущие вглубь горизонтально, другие – тянущиеся вниз, куда без специального снаряжения спускаться не рекомендуется. Одна из них, самая глубокая, носит такое же название, как и ущелье. Впервые о ней упоминается в сообщениях инженера-геолога Туркестанского края, путешественника и писателя Дмитрия Иванова в 1905 году. Позднее ее посетил начальник Аулие-Атинского уезда, археолог и востоковед Василий Каллаур. Пробираться по ней сегодня очень опасно. В любой момент может случиться обвал.

Известно, что во второй половине ХХ века вход в пещеру был узким, но дальше свободно могли пройти в ряд два-три человека. На стенах были надписи, протянувшиеся длинной цепочкой. На сегодняшний день внутри пещеры стало заметно уже, в некоторых местах ширина доходит только до 50 см. Если спускаться вниз на протяжении около 100 м, пещера делится на две части, на правую сторону невозможно пройти из-за завала камней. Левая же сторона, несмотря на то, что весьма узкая, вполне проходимая, однако пробираться по ней сегодня очень опасно – в любой момент может случиться обвал. Надписи и тамги на стенах, к сожалению, уже разрушены. Они не сохранились из-за тектонических движений.

В свое время побывавший здесь краевед Жамбыл Беспаев на потолке пещеры смог разглядеть силуэт человека с луком на коне. Некоторые камни лежали на полу пещеры с надписями на верхних гранях. Эти следы прошлого в ущелье и пещере Бота-Мойнак свидетельствуют о том, что люди здесь жили еще с древних времен.

По мнению историка Серикхана Байтленова, обнаруженные надписи являются образцами письма государства уйсуней, существовавшего во II веке до н. э., в свою очередь доктор филологических наук Ерболат Саурыков не нашел сходства некоторых надписей с древнетюркскими, предполагая, что они появились задолго до орхоно-енисейских.

В кромешной тьме

– В «Протоколах заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии» можно найти отчет собрания от 11 декабря 1986 года, в котором дано подробное описание спуска группы исследователей в пещеры. Член объединения Василий Панков указал, что 15 ноября вмес­те с командой он отправился по Верненскому тракту в сторону горной местности Бота-Мойнак. При входе в ущелье группа краеведов и археологов увидела дом небогатого, но знатного кыргыза Чаджарлы Базарбаева, который радушно принял путников и обогрел после сильного холодного ветра. В беседе с хозяином они узнали, что недалеко от его дома в горе есть пещеры, которые, по словам местных старожилов, принадлежали жившим тут калмыкам. Исследователи попросили домовладельца показать их, – рассказывает археолог, краевед, директор ТОО «АРК» Искандербек Торбеков.

По его словам, Чаджарлы Базарбаев согласился провести гос­тей до пещер, распорядившись захватить с собою много арканов, спички и свечной огарок. Около полутора верст они ехали верхом и шли по ущелью, после им пришлось подниматься на высокую каменистую гору. Местами им попадались выступы в виде карнизов, где можно было отдохнуть.

«Наконец, не доходя саженей ста до гребня горы, киргиз показал нам под одним из карнизов, с южной стороны горы вход в пещеры в виде норы, в которую человеку можно пролезть, согнувшись, – писал Василий Панков. – Вход этот так устроен, что ни снег, ни дождевая вода, скатываясь с горы, не могут попасть в пещеры. Из поднявшихся на гору людей многие пожелали ползти в нору, но я, отправляясь в подземелье, взял с собою только трех человек. Самого расторопного и пустил с концом веревки вперед, а сам, держась за ту же веревку, полез за ним, а за мною – остальные двое».

Все держались за аркан, постепенно наращиваемый и выпус­каемый оставшимися при входе в пещеру людьми. Сначала на протяжении около 40 метров они продвигались вниз по наклону на ощупь, так как из-за сильного ветра сверху и узости прохода огонь зажечь было трудно. В одном месте пришлось ползти на животе под каменной глыбой, отвалившейся сверху.

«Когда мы приналегли на эту глыбу, она несколько пошатнулась, – продолжал свой рассказ Василий Панков. – В другом мес­те можно было подняться в рост, но зато проход был так узок, что полному человеку нельзя пройти, особенно при выходе из пещер. К верху, впрочем, проход этот расширяется. В передний путь можно спуститься через проход сверху, а при выходе из пещер приходится проходить его боком и при этом несколько подпрыгнуть. Саженей через 20 оказались крутом обрыве и спускались по веревке на 21⁄2 аршина в первую пещеру, из которой такой же, как и ранее, узкий ход, по наклону во вторую пещеру. Таких пещер по одной линии шесть. По пути имеются небольшие закоулки в сторону, но таковые не идут далеко от главного входа. Длина всего подземелья, по измерению арканом, – 128 саженей» (около 276,5 м).

Несмотря на такое внушительное удаление от поверхности земли, путники отметили, что дышалось в пещере все время прекрасно и огонь горел хорошо. В последних пещерах было заметно сырее и под ногами попадалось больше земли, чем гальки.

«В пещерах мы помещались совершенно свободно, и, я думаю, что в каждой пещере может поместиться до 8 человек, – заметил Василий Панков. – Вверху, на довольно порядочной высоте каменные глыбы, до которых рукой не достать самому высокому человеку. Стены из этих же каменных глыб представляют, как в комнате, совершенно вертикальную и гладкую поверхность, как будто отделанную. Только кое-где выступают камни в виде неправильных карнизов».

Со стеариновой свечкой трудно было хорошенько оглядеть стены пещер, но тем не менее в третьей пещере Панков смог увидеть четко вырезанный на стене непонятный рисунок. В пятой пещере были видны разные знаки на высоте среднего роста человека слева от входа. В той же пещере на другой стене оказались вычерчены небольшие фигурки и знаки вроде кыргызской тамги. Чуть выше последней надписи вырезан небольшой прямой крест.

«Особенно замечательно, что в пещерах при свежем воздухе довольно высокая температура. Когда на горе за ветром было по Реомюру -3, внутри пещер было +13 или 15 градусов. Когда мы спускались в другой раз, при температуре 0 градусов, то в пещере было +20. В это время мы видели летучую мышь и под ногами у нас пробежал какой-то зверек вроде ежика», – отметил особенности температурного режима Василий Панков.

Археолог также писал, что некоторые солдаты во время разговоров с местными жителями узнали, что один человек когда-то спускался в эти пещеры и в одной из них видел чугунный стол. Однако, осмотрев все пещеры, исследователи ничего подобного там не обнаружили. Археолог указал и расстояние от города до горы с пещерами – оно было равно 20 верстам. По полному равнодушию к этим пещерам со стороны туземцев исследователи поняли, что в пещерах вели свою деятельность отнюдь не последователи ислама.

В своей статье «Тайна пещеры Бота-Мойнак» профессор Кузембай Байбосынов также привел материал Туркестанского кружка любителей археологии, о котором ему стало известно из госархива города Ташкента. По его мнению, самым уникальным является то, что автор смог зафиксировать изображения нескольких фигур и надписи, которые похожи на старую руническую письменность. Их значение пока неизвестно, и они требуют дополнительного изучения.

В 70-е годы прошлого столетия вместе с Кузембаем Байбосыновым здесь побывал известный историк и археолог, специалист по древнекаменному периоду Казахстана Хасан Алпысбаев.

«Экспедиция дошла до половины. В первых пещерах мы обнаружили на стенах какие-то знаки и рисунки. Вход в пещеру был очень узким, потом – крутой спуск, а дальше ходить можно было свободно. Но мы не рискнули продолжить наш поход из-за возможности обвала. Позже я еще раз посетил пещеру с преподавателем детской туристской станции А. Ивановым. Пещера Бота-Мойнак является одним из достоверных источников в изучении истории наших предков. И раскрытие ее тайн – дело ближайшего будущего», – ровно 30 лет назад писал Кузембай Байбосынов. Но дело, к сожалению, по-прежнему не сдвинулось с мертвой точки.

Примечательно, что практически рядом с Бота-Мойнаком на высоте хребта Кыргызского Алатау найдены две сигнальные башни. Одна из них находится к востоку, а другая – к западу от пещеры. Некогда при помощи дыма днем и огня ночью стражи передавали сообщение жителям городов о приближающихся вражеских войсках.

Кузембай Байбосынов в своей статье «Сигнальные башни Таласской долины» писал, что такие сторожевые башни часто встречаются в Таласской долине. «Так, например, хорошо сохранились остатки земляных холмов на городищах Костобе, Шолтобе, Оххум и других. Обычно они небольших размеров – высотой примерно пять-шесть метров, круглой формы, а наверху у них имеется плоское место для зажигания огня... Наши предки с таких сторожевых башен вели наблюдение за происходящим и тем самым обеспечивали безопасность не только себе и своему городу, но и примыкающим к нему окрестностям».

Позже пещеру Бота-Мойнак посетил и исследователь, писатель, профессор Амантай Айзахметов, который в своей книге «Белые гуси дикого поля, или Тайны запредельного мира» писал, что «Таласская долина от самой зари возникновения человечества и до наших дней была ареной важнейших исторических событий. Ее пересекала сеть дорог Великого шелкового пути. Здесь рождались, гибли и снова возрождались города, государства, цивилизации». На этом фоне он предположил, что пещеры Бота-Мойнака являются ничем иным, как подземными тоннелями, которые связывают одни важнейшие объекты с другими.

Исследователь считал, что возможно «подземный ход проходил под городом Таразом, от самого его шахристана до горы Тектурмас, что на его окраине. А от Тектурмаса этот ход должен вывести к пещере, что в ущелье Бота-Мойнак, а оттуда к Акыртасу».

Амантай Айзахметов также дал небольшое описание того, что увидел в пещере Бота-Мойнак на глубине 250 метров: «Лучи наших фонарей едва достигают потолка, высота которого в этой пещере достигает высоты пятиэтажного дома. Все, что мы увидели в этой пещере, записали на видеопленку. То, что засняли, считаем всего лишь началом… Начавшиеся дожди, снегопады и гололед не дали нам возможности продолжить исследования…»

Опасность рядом

Существуют разные гипотезы по поводу предназначения местности Бота-Мойнак. К примеру, в одной говорится, что одноименная пещера использовалась как укрытие от врагов. В другой – что это место было своего рода святилищем, куда приходили шаманы, чтобы провести различные обряды, а нанесенные на камни изображения не что иное, как пожелания в молитвах. В одной из легенд и вовсе говорится, что в подземелье спрятаны сокровища племени, жившего в районе горы Тектурмас, и именно оно сделало этот тайный проход в горах. Возможно, по этой причине время от времени в этих местах можно встретить копателей. Кроме того, те, кто спускался в пещеру, находили там фонари и рабочие инструменты: лопату, тяпку, лом…

– Мы часто ездим со своей группой по разным местам, – говорит учитель английского языка дворового клуба «Байтерек», руководитель филиала республиканского объединения велолюбителей «Веломания» Мадияр Сейдахметов. – Приезжаем сюда каждый год. Помнится, когда впервые увидел ущелье, пещеры, петроглифы, я просто обомлел. Никогда не думал, что недалеко от родного города существуют такие интересные и загадочные места. Больше, чем уверен, до сих пор мало кто об этом знает. Особенно горожане. В народе это место называют «галереей», поскольку здесь очень много наскальных рисунков. Мы с ребятами даже однажды пытались сосчитать их и смогли дойти только до сотни. Но их гораздо больше. В основном изображены горные козлы, верблюды и лошади. Реже встречаются рисунки быков, архаров, собак, людей. Кое-где нам попадались сцены охоты.

Всего же в местности Бота-Мойнак обнаружено несколько сотен древних наскальных рисунков.

– Это богатый и бесценный материал для изучения прошлого нашей страны, – отмечает краевед Анна Крокошева. – Для исторической науки петроглифы являются базовым источником информации той эпохи, когда еще не было письменности. С тех времен до нас дошли только наскальные рисунки, поэтому именно они рассказывают нам об образе жизни людей, населявших эти земли, их философии, отношении к природе и зачатках религиозных понятий. В нашем регионе такие ущелья, где найдены скопления петроглифов, фактически полноценно не исследованы. Проведено лишь поверхностное изучение материала, есть краткое описание увиденного, но детальной информации еще никто не давал.

Между тем в последнее время, к сожалению, уникальный памятник истории стал разрушаться. Дело в том, что его на протяжении уже нескольких лет буквально по камням разбирают жители ближайших сел. Возможно, не осознавая ценности объекта, они используют их при строительстве.

То же самое можно сказать и о другой галерее наскальных рисунков, расположенной недалеко от горной местности Бота-Мойнак, в ущелье Карасай. О ней наша газета уже писала. С тех пор прошло два года, но картина не меняется. Дальнейшая судьба обоих исторических памятников неизвестна, но если так будет продолжаться, то, очевидно, вскоре мы потеряем их навсегда.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Новогодняя ёлка зажглась в южной столице
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими …
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях к…
Около 6 тысяч ДТП зарегистрировано с начала года в Алматы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]