
ТАМОЖНЯ ДАЕТ «ДОБРО»
Как сообщили в управлении таможенного контроля ДГД Атырауской области, таможенная очистка автотранспортных средств в Казахстане производится двумя способами: по общему установленному порядку и для личного пользования. В первом случае взимание таможенной пошлины производится по ставке Всемирной торговой организации (ВТО) либо по ставке Единого таможенного тарифа (ЕТТ), действующего в странах Таможенного союза (ТС): России, Казахстане, Беларуси, Кыргызстане и Армении.
– Если мы применяем ставку ВТО, то растаможенная машина уже не сможет покинуть пределы РК до окончательного износа. Следует учесть, что ставка ВТО несколько ниже ставки ЕТТ, но не намного, – пояснили таможенники.
Ставка для личного пользования регламентируется решением совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», где предусмотрено однократное внесение платы за все таможенные платежи. Тогда как в общеустановленном порядке, помимо таможенной пошлины, необходимо оплатить сбор за таможенное оформление, акциз за объем двигателя, превышающего 3 000 куб. см, и НДС.
Армения вступила в Таможенный союз, заключив договор «О присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе» 29 мая 2014 года. Договор предусматривает льготную ставку в размере 10% пошлины от стоимости автомашин, завезенных и растаможенных в Республике Армения, действующую с 10 октября 2014 года до 1 января 2020 года. Вот эти машины, растаможенные по льготной ставке, сейчас и раскупаются из Армении гражданами других стран по низким ценам.
Стоит пояснить, что при регистрации автотранспорта, завезенного из Армении, предусмотрена уплата разницы между их льготной пошлиной и казахстанскими платежами. Об этом сказано в пункте 35 вышеупомянутого договора: «Автомобили, указанные в п. 30, могут временно ввозиться на территорию других государств – членов ТС без уплаты таможенных пошлин только лицами, постоянно проживающими в Армении. Ввоз и использование на территории других государств – членов ТС таких авто иными лицами, а также их отчуждение, передача пользования, распоряжения допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих государств и уплаты таможенных пошлин и налогов».
Разницу в таможенных платежах, применяемых в РК, и льготной ставкой, применяемой для Армении, на автомобили, завезенные и растаможенные в Армении до 1 октября 2014 года, оплачивать не надо.
Почему же произошла эта неразбериха? Казахстанская сторона видит причину непонимания именно с армянской стороны. Ведь пункт 40 договора гласит: «Республика Армения обеспечит использование товаров, к которым применяются более низкие ставки базовых таможенных пошлин по сравнению со ставками таможенных пошлин ТС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территорию других государств – членов ТС без оплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин».
Кстати, Министерство финансов прокомментировало сложившуюся ситуацию.
«С 2015 года Армения вошла в Евразийский экономический союз, но при вхождении получила определенные преференции или, вернее, сохранила за собой возможность ввоза гражданами автомашин в течение 3 лет по специальным таможенным ставкам, и этот переходный период длится с 2015 по 2018 год. Граждане Армении могут ввезти автомобили в Армению по облегченным таможенным ставкам, но если они дальше перемещаются внутри Евразийского экономического союза, допустим, машина привезена в Казахстан, то разницу в таможенных пошлинах надо доплатить. Таковы правила», – объяснили в Минфине.
БУДЕМ ЕЗДИТЬ ДО ИЗНОСА
Один из знакомых рассказал, что приобрел «Тойоту Камри» сороковой модели 2010 года выпуска за 3 млн тенге. А когда узнал, что за растаможку этого авто в Казахстане придется выложить почти столько же, был явно не рад. Теперь планирует ездить на ней без регистрации до полного износа или продаст на запчасти.
В другом случае житель Атырау выбрал на авторынке Армении седан «лексус-300» 2006 года выпуска. Покупку оценили в 3 млн тенге. Там же оформили временную прописку в Армении, а документы переписали на имя нового владельца.
Пригнав автомобиль в Атырау, автолюбитель встал перед фактом: чтобы оформить машину в административной полиции, надо заплатить несколько миллионов тенге. Откуда их взять?
– Были бы деньги, я бы купил более престижный транспорт. С тех пор езжу с армянскими номерами и страховым полисом. Что делать, когда закончится его действие? Даже не знаю, – сетует водитель.
Правда, не все «вслепую» покупают такие машины. Есть те, которые осознанно отправлялись за покупкой в далекие края. Они приобретали в Армении, как правило, японские минивэны, чтобы за короткие сроки к разнице в стоимости заработать на частном извозе по междугородним маршрутам.
Как объяснили в областном управлении административной полиции, при первичной регистрации автомобиля в соответствии с Техническим регламентом ТС предусмотрен еще и утилизационный сбор, на который существует базовая ставка, равная 50 МРП. В зависимости от объема двигателя к этому значению применяется коэффициент от 3 до 23. А есть еще и сбор за первичную регистрацию в размере от 0,25 до 500 МРП в зависимости от года выпуска автомобиля и мощности двигателя.
– Согласно статье 63 Закона РК «О дорожном движении», обязательной государственной регистрации подлежат все механические транспортные средства, выпущенные или ввезенные в РК, за исключением зарегистрированных в компетентном органе другого государства и ввозимых в РК на срок не более 1 года, – уточнил заместитель начальника УАП ДВД Атырауской области Мырзалы Утегалиев.
Кстати, согласно закону управление транспортным средством без государственных регистрационных номерных знаков или после запрещения его эксплуатации, или незарегистрированным в установленном порядке влечет за собой штраф в размере 10 МРП.