В Казахстане требования к кандидатам в акимы сельского звена могут быть пересмотрены. Об этом сообщил депутат Мажилиса Парламента РК Айдос Сырым, выступая в ходе "круглого стола"
TALAP.Talks на тему развития местного самоуправления в формате Zoom-конференции, передает
Kazpravda.kz.
"Мы много дискутировали по квалификационным требованиям, и имеем твердые заверения от Центризбиркома и Агентства по делам государственной службы, что будут разработаны детальные инструкции, которые позволят делать взаимозачеты. То есть, если человек работает на селе какое-то количество лет, в бизнес-структуре или школе, этот будет взаимозаменяемо. Мы должны все надавить на Агентство, чтобы оно выдало такой документ на обсуждение, и определило, когда такое замещение будет происходить", - сказал мажилисмен.
По мнению депутата, не предъявлять к кандидатам в акимы рядовых требований по госслужбе невозможно.
"Даже на уровне маленького поселка мы не можем допустить потерю управляемости", - подчеркнул депутат.
Сейчас есть два вида госслужащих - административный и политический. По мере проведения прямых выборов, возможно, появится третий вид госслужащего, не исключает политолог.
Высказался Айдос Сырым и по поводу отсутствия у сельских акимов финансовой базы.
"Местное самоуправление без бюджета - это ничто. Понятно, что человека избрали, но он не может быть царем и богом, особенно когда у него нет бюджета. Он все равно пойдет к акиму района, в маслихат, будет вынужден договариваться, потому что 95%, и даже больше в некоторых случаях денег ему приходит в виде трансфертов", - высказался мажилисмен.
Выбранный аким будет заинтересован в увеличении налоговой и прочей базы, считает Айдос Сырым. Он рассказал о существующей нынче практике, когда акимам, перевыполняющим налоговый план, на следующий год выдается на развитие такая же сумма, что и собранная сверх налогов. Это уже стимул для местного руководства.
Напомним, основными требованиями к кандидатам в акимы городов районного значения, сельских округов, поселков и сел определены: возраст не моложе 25 лет, стаж работы не менее двух лет на государственной службе или в организациях, не являющихся государственными органами, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях.