В Усть-Каменогорске открылась выставка народных свадебных костюмов, сообщает
Kazpravda.kz.
Колоритную экспозицию организовал Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник в рамках празднования 30-летия Независимости Казахстана.
Как рассказал заведующий отделом этнографии Александр Яковлев, вопреки стереотипному представлению, что платье у невесты обязательно должно быть белым, а костюм у жениха строгим, в старину все было ровно наоборот. Например, на русских свадьбах главным цветом был красный. Невесту одевали в расшитую рубаху, яркий сарафан, подпоясывали узорчатым поясом, голову повязывали красной шалью. На женихе были ярко вышитая рубаха и пояс с орнаментом. Молодых благословляли караваем, который подавали на украшенном вышивкой полотенце.
– Сначала шло сватовство, затем смотрины, рукобитие, обручение, девичник, молодечник, выкуп невесты, венчание, гуляние, свадебный пир, – пояснил специалист. – И на каждом этапе были свои костюмы. На казахстанском Алтае их шили из тканей самых сочных цветов и еще украшали каймой или вышивкой.
У казахов невесте полагалось быть в красном платье с широкими длинными рукавами. Сверху надевали расшитый бархатный жилет, на голову саукеле – его вышивали бисером, украшали монетами, драгоценными камнями, меховой оторочкой. Головной убор изготавливали по принципу дорого-богато, чтобы каждый видел: девушка – из состоятельной семьи. Жениха также одевали в костюм, который смотрелся роскошнее, чем одежда любого гостя. В целом традиционная казахская свадьба изобиловала обрядами. Сначала шел сговор қыз айттыру, затем сватовство құда түсу, дальше – первая встреча кынамедне или урын келу, свадьба в доме невесты қыз узату той, свадьба в доме жениха – келін түсіру. Тои могли длиться по три дня.
– Еще в 1980 году из Туркмении нам передали в дар национальное женское свадебное платье из домотканого шелка, – рассказала заместитель директора музея по науке Гульжан Кашаку. – Как правило, наряд невесты украшали большим количеством ювелирных изделий. Их пришивали в районе груди, причем не только для красоты. Когда невеста шла, платье звенело и вроде как отпугивало от красавицы злых духов.
На выставке также представлен немецкий свадебный женский наряд, привезенный сотрудниками музея из экспедиции по бывшему Большенарымскому району (сегодня Катон-Карагайскому). И татарское платье невесты, переданное по наследству семье жительницы Усть-Каменогорска Фариды Гонцовой. Последнее поражает орнаментом с вышитыми птицами и цветами. Из-за обилия монисто оно звенит при любом прикосновении. Татарских невест одевали в сочные зеленые, синие и бордовые цвета. Поверх платья надевали камзол в тон, голову покрывали воздушным покрывальцем – аналогом фаты или шапочкой калфаком. На ногах – остроносые туфли или легкие сапожки. О благополучии семьи невесты судили по числу украшений – браслетов, колец, сережек.
– Интересной является коллекция, отражающая традиции корейцев, – рассказала руководитель. – Мы выставили не только свадебные костюмы и украшения, но и музыкальные инструменты, танцевальные веера. Наряды невероятно яркие, из шелка. Ритуал включал сговор двух сторон – хонсимари, сватовство – хэрок или ченчи. День свадьбы выбирали по лунному календарю, пиршество проводили в два этапа – в доме невесты, затем в доме жениха.
Основой будущего фонда народных национальных костюмов стала коллекция старообрядческой одежды, собранная бывшим директором музея Николаем Зайцевым в бытность его работы сельским учителем. На сегодня фонд насчитывает десятки экземпляров национальных нарядов от торжественных до повседневных, отражающих материальное и духовное наследие народов Восточного Казахстана.