В ходе обсуждения было неоднократно подчеркнуто – хранилище не является неким могильником для ядерных отходов. Это банк, в котором будет содержаться исходный материал для изготовления топлива для атомных электрических станций, расположенных в одной из стран – членов МАГАТЭ. Ратификацию Соглашения между Казахстаном и Международным агентством по атомной энергии о создании Банка низкообогащенного урана в РК депутаты одобрили единогласно.
Выслушав заверения министра энергетики Каната Бозумбаева в том, что процесс транспортировки, выгрузки и размещения тех самых 90 тонн гексафторида низкообогащенного урана будет проходить в условиях строжайшего контроля и безопасности, депутаты в свою очередь отметили, что территория нашей страны выбрана МАГАТЭ совсем не случайно, а по причине неядерного статуса Казахстана, лидирующих позиций в области ядерного нераспространения. Кроме того, Казахстан обладает всеми необходимыми условиями для размещения на своей территории такого банка – технологиями и опытом, соответствующей инфраструктурой. Опыт мы обрели в течение тех 45 лет, что находящийся в Усть-Каменогорске Ульбинский металлургический завод, а именно на его базе будет создан банк, «имеет дело» с ураном: именно на этом предприятии низкообогащенный уран вот уже несколько десятков лет является сырьем для изготовления топлива для атомных электростанций.
– Международный банк обогащенного урана создается для обеспечения гарантированных поставок ядерного топлива на атомные станции государств-членов, – подчеркнул К. Бозумбаев. – Выдвинув инициативу о создании банка, МАГАТЭ выдвинуло требования к стране-оператору. В числе требований было следующее: страна должна обладать ядерным статусом, технологиями и опытом в части ядерного цикла, действующей инфраструктурой, доверием МАГАТЭ, эффективной системой экспортного контроля. И то, и другое есть в Казахстане.
При этом, отметил министр, банк не будет являться источником постоянных поставок. Резерв урана является неприкосновенным запасом, который будет востребован только в случае кризисной ситуации на мировом урановом рынке. Министр выразил надежду, что этот запас никогда и не потребуется.
По информации К. Бозумбаева, сейчас идет подготовка по размещению систем безопасности ядерного материала МАГАТЭ. Проведено более 20 технических миссий, в которых приняли участие эксперты международного уровня в обеспечении ядерной безопасности.
Между тем в ходе обсуждения особое внимание народные избранники уделили безопасности реализации данного проекта как для населения и экологии, так и использования атома в мирных целях. Так, депутат Кенес Абсатиров озабочен вопросом безопасности транспортировки гексафтора урана, приведя в пример 2006 год, когда на станции Капитолово Ленинградской области в течение двух месяцев вагоны с ураном терялись, так как находились без надзора и охраны.
– Наши железные дороги не отличаются особой дисциплиной, были случаи, когда предприниматели жаловались, что месяцами не могут найти отправленные по железной дороге товары. Есть ли гарантия того, что вагоны с цилиндрами с низкообогащенным ураном также не затеряются на просторах Казахстана? – спросил депутат.
Также он поинтересовался, застрахованы ли последствия какого-нибудь чрезвычайного происшествия, если, оно не дай бог случится.
Как отметил К. Бозумбаев, транспортировка низкообогащенного урана будет проводиться полностью под контролем и мониторингом МАГАТЭ по той простой причине, что уран – собственность этой организации. Казахстанские уполномоченные органы – Комитет по энергетическому и атомному надзору МЭ и Министерство по инвестициям и развитию – также включены в этот процесс. Завершает этот охранный кордон Национальная гвардия Казахстана.
Что касается соглашения страховки, то, по словам главы Минэнерго, ответственность за последствия каких-либо возможных происшествий застрахована через международные компании.
– МАГАТЭ должно будет застраховать все операции, мы за этим будем пристально следить. Пока этого не будет сделано, ни одна тонна гексафтора урана на территорию Казахстана не попадет, – заверил депутатов министр.
Депутат Мурат Темиржанов поинтересовался финансовой стороной вопроса: кто и какие расходы несет в связи с введением банка. По словам К. Бозумбаева, МАГАТЭ несет накладные расходы, связанные с транспортировкой цилиндров с ураном, пробами, их отбором, оплатой персонала, выбранного для работы в проекте МАГАТЭ. Казахстан же покрывает расходы по оплате отопления, электроснабжения складов и служебных помещений и оплате работы казахстанского персонала. Все расходы, связанные с хранением банка, будут покрываться оператором банка низкообогащенного урана – АО «Ульбинский металлургический завод» – без использования бюджетных средств. По предварительной оценке, это около 10–15 млн долларов в год.
Выступая в поддержку законопроекта, депутаты отмечали, что создание такого банка позволит предоставить международные гарантии по постоянной поставке топлива на действующие и вновь строящиеся электростанции и обеспечить гарантированные международные поставки ядерного топлива государствам, выполняющим свои обязательства по нераспространению ядерного оружия. К слову, по своим физическим и объемным характеристикам данное топливо непригодно для изготовления оружия массового уничтожения.
Депутат Юрий Тимощенко уточнил, что концепция банка МАГАТЭ отличается от ранее предлагавшихся схем. Он не будет источником снабжения или «магазином топлива», а станет резервом на крайний случай, если вдруг какая-то страна – член МАГАТЭ не сможет получить топливо от традиционного поставщика по причинам политического характера.