Итак, данный закон разработан в рамках исполнения Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года в целях совершенствования законодательства по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан, включая такие категории, как лица с инвалидностью, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, ветераны труда и иные.
Документом предусматривается введение пособия гражданам, осуществляющим уход за лицами с инвалидностью I группы, вне зависимости от причины инвалидности. В настоящее время из 66 тыс. лиц с инвалидностью I группы каждый третий не обеспечен ни пособием по уходу, ни услугами индивидуального помощника. В результате принятия законопроекта пособием по уходу будет охвачено дополнительно 24 тыс. лиц, нуждающихся в постоянной посторонней заботе.
С учетом степени нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности ребенка законопроектом предусматривается разделение детей в возрасте с 7 до 16 лет по группам инвалидности. Данная мера позволит дифференцировать оказываемые реабилитационные мероприятия и социальную помощь, в том числе в части размеров пособий, в зависимости от степени тяжести заболевания детей.
При этом размеры пособий для всех групп детей-инвалидов будут увеличены от 16,7% до 37%. Это мера коснется более 30 тыс. детей с инвалидностью.
Также в проекте закона предусматривается предоставление права на одновременное получение пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Это позволит повысить уровень доходов семей, потерявших кормильца и имеющих в своем составе детей с инвалидностью.
В настоящее время дети с инвалидностью при разводе родителей могут получать алименты и пособие по инвалидности одновременно. Однако при кончине одного или двух родителей (кормильцев) ребенок может получать либо пособие по инвалидности, либо пособие по потере кормильца. При введении данной нормы 2 тыс. детей наравне с пособием по инвалидности (размер от 41 163 до 48 023 тенге) смогут получать пособие по случаю потери кормильца (размер от 12 063 до 29 500 тенге).
Еще одной новеллой законопроекта является обеспечение техническими средствами и услугами реабилитации за счет государства лиц, получивших инвалидность от трудового увечья, в случае невозможности исполнения обязательств работодателем.
В настоящее время в случае прекращения деятельности работодателя – индивидуального предпринимателя – или ликвидации юридического лица данные обязательства переходят к государству. При этом инвалиды лишены возможности получения технических средств реабилитации (ТСР) в период приостановления (бездействия) деятельности предприятия или во время проведения процедур банкротства, которые могут длиться до 1,5 лет. В этот период лицо, получившее инвалидность на производстве, остается без технических средств реабилитации.
Данная мера позволит своевременно охватить до 2 тыс. людей техническими средствами и услугами реабилитации.
Наряду с этим в документе предусматривается сохранение права семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, состоять в очереди на жилье после достижения ребенком совершеннолетия.
На практике такие семьи стоят в очереди на жилье до 10 лет. Если не удается получить жилье до достижения ребенком 18 лет, то инвалиду приходится заново вставать в очередь. Предполагается, что эта норма даст возможность более 20 тыс. семей сохранить очередность на жилье.
Кроме того, предлагается продлить период ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет, что положительно повлияет на назначение пенсионных выплат по возрасту и базовой пенсии.
Также предусмотрен перевод гарантированного социального пакета детям из малообеспеченных семей на Портал социальных услуг.
Дополнительно включены иные нормы, направленные на повышение эффективности и адресности оказания специальных социальных услуг.
Документ окажет положительное влияние на систему социальной защиты населения и позволит улучшить права порядка 400 тыс. казахстанцев.
Поправки обеспечены необходимым финансированием на сумму 55 млрд тенге. Затратные нормы будут реализованы в рамках выделенных средств на 2021–2023 годы.
– Принятый закон направлен на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями, в том числе детей, устранение социального неравенства, усовершенствование существующей системы социального обеспечения. Надеемся, что в дальнейшем закон окажет положительное влияние на обеспечение прав наших граждан с ограниченными возможностями и семей, имеющих детей с особыми потребностями, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.
Одним из приоритетов в работе сенаторов являются вопросы экологии и охраны окружающей среды. Этим же принципам отвечает ратифицированный сенаторами Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря».
– Для нашей страны Каспийское море имеет стратегическое значение. Поэтому бережное отношение к нему всегда в центре внимания. Надеемся, что принятый закон будет работать на предотвращение загрязнения моря и побережья, сохранение биологического разнообразия и рациональное использование природных ресурсов, – сказал спикер Сената.