В поисках казахского лука Свежий выпуск 22 января 2021 г. 9:26 5162 Кирилл Пяртель Универсальный воинЧеловечество знакомо с луком и стрелами со времен мезолита. До наших дней дошли каменные наконечники и многочисленные наскальные рисунки. Последнее применение луков в военных целях на территории Казахстана, вероятно, происходило примерно сто лет назад. Потом – долгие-долгие годы забвения. По большому счету сегодня делаются только первые шаги по возрождению забытого искусства. Во всемирной военной истории луки в последний раз произвели фурор, пожалуй, во времена наполеоновских войн. Французы, шокированные появлением конных лучников, прозвали их Les amours du Nord. Но северные амуры даже на фоне пушек и ружей не выглядели «ангелочками». Военный историк Н. Гарнич сообщает: «Маленькая стрела, пущенная крепкой и умелой рукой всадника-казаха, башкира или татарина, точно попадала в глаз или горло врага. Они мастерски стреляли в цель и притом с такой силой, что стрела на расстоянии 15 сажень могла пронзить насквозь не только человека, но и лошадь».Разумеется, звездный час степных лучников случился гораздо ранее. Появление в бою композитных (сделанных из нескольких материалов) реверсивных (имеющих обратный изгиб) коротких луков превратило степняков в универсальных солдат. Мобильность, высокая скорострельность и убойная мощь. Каждый воин мог вести огонь на дальней дистанции как при атаке, так и отступлении. Мог стрелять спешившись и в движении.Сегодня существует проблема определения традиционного лука. Благодаря работе реставраторов и историков, реконструкторов и режиссеров большинство людей во всем мире смогут отличить японский лук от английского или японскую саблю от меча викингов. Эти предметы четко ассоциируются с конкретным регионом. Тюркский лук, как и восточный способ стрельбы – огромный пласт общей истории. Сегодня речи не идет о том, чтобы доказать, что все самое лучшее в этой сфере изобретено в Казахстане. Задача – научным путем определить, каким оружием пользовались в различные периоды на территории страны, и закрепить типологию оружия за этим регионом. Можно спорить, что не было такого понятия, как казахский лук, или особенный способ казахской стрельбы, так как это были общие тюркские элементы. Но если были луки, из которых стреляли казахи, логично считать именно их казахскими луками!Довольно распространена легенда о появлении знака «виктори» – оттопыренные указательный и средние пальцы – это не только буква «V», но и жест английских лучников, означающий победу. Во времена столетней войны английский длинный лук едва не положил конец французскому рыцарству. Каждый пленный лучник тут же лишался двух пальцев, без которых невозможно стрелять из лука. Поэтому, возвращаясь домой, стрелки на вопрос «Как дела?» показывали, что пальцы на месте и, значит, одержана победа.Существует и восточная версия этой легенды. Только объясняет она жест, в котором большой палец поднят вверх. При стрельбе на скаку европейский способ стрельбы тремя пальцами не подходит. Поэтому тюркские лучники стреляли с помощью большого пальца с защитным кольцом. Чтобы оставаться воином, следовало сохранить большой палец, и когда дела шли хорошо, стрелки демонстрировали именно его.У этой версии нет официального подтверждения, но глава Федерации стрельбы из традиционного лука, востоковед-историк по образованию Азамат Оспанов считает, что этого и не нужно – красивая легенда не становится хуже от отсутствия фактов. Важное делоВоспользовавшись случаем, мы расспросили Азамата Оспанова про день сегодняшний.– С чего началась работа федерации?– Зарегистрировались мы, как республиканское общественное объединение, 29 июля 2019 года. Я увлекался историей и казахским фольклором. Ведь и казахский батыр представлен в образе лучника: Ер-Тостик, Камбар-батыр, Ер Таргын. Везде говорится про их навыки стрельбы из лука. Стал изучать, почему у нас не пропагандируется стрельба из лука, не говорится, каким был казахский лук, стрелы? Я даже представления не имел, как это все выглядит. Не нашел я на тот момент уголка, посвященного казахскому луку, и в музее. У нас даже на исторических кафедрах не представлены такие специальности, как оружиеведение. Мы не могли найти людей, чтобы проконсультироваться по интересующим нас вопросам. И тогда появилась идея создать федерацию, систематизировать знания и делиться ими. Я посчитал это благим и важным делом. Это та же программа «Рухани жаңғыру», о которой много сегодня говорят. Мы собрали все необходимые документы, открыли филиалы в регионах, подтвердили республиканский статус, разработали правила и теперь ждем завершения официальной процедуры аккредитации от Национального олимпийского комитета в статусе вида спорта.Сложно было идентифицировать казахский лук. Мы знаем крымско-татарский лук, башкирский, абсолютно все виды, кроме казахского. Мы поехали в Турцию. С 1453 года в этой стране непрерывно существует Okçular Vakfı (фонд лучников), при котором работают мастерские, проводятся соревнования и научные исследования. Целенаправленно работали с местными мастерами и спрашивали: «Есть разные виды лука, почему нет казахского?» И все говорили нам: праотец всех луков, которые вы видите у нас, – казахский лук. Нам оказали поддержку и на основе документов, хранящихся в Государственном музее Алматы, помогли нам сделать реконструкцию казахского лука, чтобы на базе существующих фундаментальных знаний, накопленных в Турции, возродить культуру стрельбы из лука в Казахстане. Так у нас появились первые луки. – Сколько сегодня лучников в Казахстане?– На первые соревнования, которые мы провели, открывая федерацию, собирали по всей стране лучников. На тот момент был список из сорока человек. По факту, на соревнования приехала половина. Это были люди, обладающие навыками стрельбы из традиционного лука. Мы таких людей искали и для того, чтобы консультироваться с ними. Это был сентябрь 2019 года. Сейчас в стране насчитывается более 800 лучников.Когда количество лучников увеличилось, мы поняли, что не можем их обеспечить территориально-технической базой. Люди из подручных материалов пытались делать луки, колчаны. Но в наших правилах прописано, что соревнования должны проходить в строгом соответствии с регламентом. Все материалы должны быть традиционными: одежда, лук, стрелы. В данный момент из-за небольшого количества участников мы не ограничиваем ни регион, ни период происхождения луков. Необязательно, чтобы это был казахский лук, это может быть и японский, английский или любой другой. Главное, чтобы это был не спортивный лук, а традиционный – со времен саков и скифов, вплоть до XIX века. В дальнейшем, конечно же, мы хотим сфокусироваться именно на традиционном казахском луке. Сейчас мы не ставим рамок, чтобы обеспечить массовость, но рано или поздно к этому придем. Сегодня на соревнованиях допустима стрельба европейским хватом – тремя пальцами. Но, конечно, мы ставим цель, чтобы все наши лучники умели стрелять традиционным способом – с одного пальца.– Каковы три самые важные задачи федерации на ближайшее время?– Нам достаточно 2021 года, чтобы восстановить это ремесло. Наша приоритетная цель – признание казахского лука на международном уровне и включение его в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Чтобы у всех современных ремесленников, делающих модели луков, в производстве появился казахский лук. Наша цель – получить аккредитацию и статус официального неолимпийского вида спорта в Казахстане, а также увеличить в этом году количество лучников до 2 000 человек, в следующем – до 4 000. Далее – провести полноценную научную работу, собрать воедино все, что относится к этой теме в эпосе, фольклоре. Эта работа уже начата. Очень много людей, которых интересует эта тема, но в свободном доступе практически нет никакой информации, тем более систематизированной. – Чем, на Ваш взгляд, продиктован этот интерес? Что современные люди ищут в стрельбе из лука и что федерация может дать им?– Мне кажется, человек в первую очередь ищет свои корни. Нужно говорить откровенно, что за 70 лет советского периода, в условиях отсутствия материальной и научной базы, мы потеряли этот вид спорта. Люди хотят вернуться к своим истокам. Кто читает казахскую литературу, рано или поздно сталкивается с понятием «Ер қаруы – бес қару» (мужское оружие – это пять видов оружия). Чтобы понимать истинный смысл этих слов, ты должен соприкоснуться с историей. Возрождение традиционных видов спорта – это и есть возрождение национальной культуры. В то же время даже в статусе неолимпийского вида мы имеем хорошие спортивные перспективы. В мире проводится множество крупных международных турниров, например, Всемирные игры кочевников. По зрелищности традиционная стрельба, на мой взгляд, интереснее спортивной. В ней есть и красивая одежда, и украшения, существует несколько разных дисциплин. Если в зимнее время в спортивной стрельбе используется дистанция 18 метров, то у нас с такой дистанции любители уже через месяц тренировок попадают в «десятку». В летнее время мы стреляем на 30, 50, 70 метров. Существует стрельба из положений сидя и стоя, с разворота. Также проводятся фестивальные командные соревнования, стрельба на дальность, когда нужно попасть в контур на расстоянии 500–600 метров. К сожалению, у нас сейчас нет подходящих залов, где мы могли бы оттачивать свое мастерство в таких дисциплинах. Мы разработали большой проект строительства полноценного лукодрома, соответствующего всем необходимым стандартам, и получили поддержку. Все понимают, что перспективы у этого направления очень хорошие. Сегодня мы не размещаем рекламы, пока не занимаемся масштабным маркетинговым продвижением проекта, но люди узнают о нас и приходят. Нет такого человека, который попробовал бы один раз и остался равнодушным к стрельбе из лука.Тетива времени– Когда мы говорим про лучников, в голове возникает образ английского Робина Гуда. Когда говорим о казахском батыре, на ум приходит конный воин с копьем или саблей. Это стереотип или заблуждение?– Если взять казахский эпос, то батыр изображен в образе лучника. Повторюсь, есть понятие «Бес қару». Каждый воин должен был уметь обращаться с пятью видами оружия: копьем, луком, топором, саблей, булавой. Но именно лучники всегда считались элитой войска. Уметь обращаться с луком должен был каждый, не только батыр. Лук доступен и пожилому человеку, и женщине, и ребенку. Благодаря этому была возможность мобилизовать всю степь, и известны факты, когда в боевых действиях участвовали и женщины в качестве стрелков. И если физически в бою женщины не могли сравниться с мужчиной, то в стрельбе из лука зачастую их превосходили. Мы планируем развивать все пять направлений, но пока делаем акцент на традиционной стрельбе из лука. Сейчас готовим документальную базу по созданию Федерации тентпеггинга. Это одна из дисциплин, признанных Международной федерацией конного спорта, в которой задача наездника состоит в поражении предметов различным оружием. Мы хотим возродить часть этой культуры. Если посмотреть, то все традиционные спортивные виды несут военно-прикладное значение. Түйме алу – всадник должен подобрать с земли предмет. Как этот вид спорта появился? Когда у лучника заканчивались боеприпасы, он должен был суметь на скаку с земли подобрать стрелу и выпустить ее в противника. Аударыспак – ты должен уметь бороться с противником как верхом на лошади, так и на земле, если упал. Должен уметь стрелять конным и пешим. Должен уметь скакать на лошади – это байга. Какой смысл в кокпаре? Это не только групповая борьба, но и умение подобрать раненого товарища и вывезти его с поля боя. Кыз куу – когда в степь приходила угроза, на коня сажали девушку, и она должна была как можно скорее оповестить другие аулы. И так далее.– Что нужно сегодня, чтобы стать лучником?– Вы можете прийти к нам на тренировки. Первое занятие бесплатное, также мы полностью обеспечиваем инвентарем – луком и стрелами. В дальнейшем, если будет желание готовиться к соревнованиям, понадобится индивидуальный лук. Невозможно добиться высоких результатов, стреляя из разного оружия. Нужно подобрать размер, силу натяжения и другие параметры. Детский лук стоит порядка 15–30 тысяч тенге. Лук для взрослых – от 35 до 250 тысяч. Стрела – 1 000 тенге. Это расходный материал, и для начала будет достаточно набора из одного лука и 10 стрел. Как я говорил, мы представлены в восьми регионах и трех городах республиканского значения. В связи с карантином, к сожалению, в тренировочном процессе есть ограничения. Возрастного ценза у нас нет. Сегодня самому молодому нашему спортсмену 11 лет, самому старшему – 63 года. Отмечу, что больший интерес к стрельбе проявляют сегодня женщины. Их доля – примерно 60%. Вероятно, это связано с тем, что у мужчин больше возможностей реализовать свои потребности в занятиях спортом. В то же время стрельба из лука для женского организма даже полезнее, чем для мужского. И мы замечаем, что женщины показывают лучшие результаты: концентрация выше, лучше переносятся статические и психологические нагрузки. И, конечно, это очень красиво с эстетической точки зрения: плавность движений, сконцентрированный взгляд. В целом же мы отмечаем положительное влияние на здоровье: работают все мышцы, улучшается осанка, координация, зрение. Полезны занятия стрельбой для гиперактивных детей. Если говорить о планах на будущее, мы хотим заняться информационной и просветительской работой. Сейчас хотим расширить демонстрационный зал и с помощью посольств других государств создать в столице музей традиционных луков стран мира. В центре этой экспозиции будут находиться комплекс доспехов и вооружения казахского воина, и, конечно же, казахский лук.
19 ноября 2024 г. 15:45 Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
19 ноября 2024 г. 10:58 Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
17 ноября 2024 г. 18:00 В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
16 ноября 2024 г. 11:00 Спикер Сената: «Развитие соцпредпринимательства – часть стратегии устойчивого развития»
25 октября 2024 г. 0:00 Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
11 ноября 2024 г. 14:13 Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне