В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров

14166
Любовь Доброта
собственный корреспондент по Туркестанской области и г. Шымкент

Объединить, казалось бы, несовместимое – торговлю и стройку – десятый год пытаются хозяева вещевых и зеленых рынков

фото автора

Во всяком случае на время строительно-монтажных работ ни одна из этих торговых структур не приостановила своей деятельности, поэтому модернизации конца-края не видно. По последним данным, два из четырех оставшихся рынков обе­щают привести в соответствие с предъявляемыми требованиями до конца года. Остальные – как получится.

А ведь еще почти 10 лет назад в республике было решено направить рыночную торговлю в цивилизованное русло. Предполагалось, что к 2020 году владельцы «окультурят» свои базары, обеспечив комфортные условия для торговли и безо­пасность покупателей. На деле же сроки модернизации не единож­ды вынужденно переносились, а Министерство торговли и интеграции даже разработало «дорожную карту», согласно которой рынки Астаны, Алматы и Шымкента должны быть модернизированы до конца 2023-го.

Но даже это не улучшило ситуацию, и под занавес прошлого года вопрос вынесли на рассмотрение депутатов Мажилиса Парламента, предложив проголосовать за очередное продление сроков модернизации торговых рынков.

Кстати, решение хозяев базаров заниматься строительством и одновременно торговать в управлении предпринимательства Шымкентского городского акимата объясняют тем, что продавцам якобы некуда идти, да и торговцы сами заинтересованы в продолжении работы. Иначе, дескать, не будет сборов и, следовательно, финансовых средств на проведение той же самой реконструкции. В целом по Шымкенту речь идет о сумме в пределах 23 млрд тенге.

– Со стороны местных исполнительных органов какой-то финансовой поддержки работ по модернизации рынков не было, – поясняет причину отставания руководитель отдела развития торговли и сферы услуг управления предпринимательства Шымкентского городского акимата Данабек Апсиков. – Не получили они и субсидирования кредитной ставки. Отсюда и задержка.

Расходы на модернизацию рассчитываются индивидуально в каждом конкретном случае и зависят от площади реконструкции, используемых материалов и прочих факторов. Единые требования в масштабах страны или города не выдвигались ни по проекту, ни по стилю.

Критерий тут один – соответствие градостроительного оформ­ления мест массовой торговли современным требованиям и понятиям о комфорте.

На «Алаше», например, убрали все прилавки и построили павильоны, оснастив бутики теплыми полами. Зимой теперь здесь тепло, а летом работают кондиционеры. Удобно покупателям и продавцам. На рынке «Самал» в ходе модернизации также выстроены ряды бутиков.

Раньше в Шымкенте было 36 рынков. Сейчас осталось 19, включая семь универсальных и 12 специализированных.

Какие-то, как, например, «Евразия», полностью закрылись. Часть – поменяли свое целевое назначение. «Бекжан-базар» – теперь огромный многоэтажный торговый центр с эскалаторами внутри. В нем можно купить абсолютно все и даже получить ряд услуг. «Комеш-булак» также стал современным ТЦ, а еще совсем недавно здесь вели торговлю с примитивных лотков, а то и прямо с асфальта.

После модернизации на некоторых базарах число торговых мест уменьшилось, но комфорта прибавилось. Есть и такие, где торговцев, наоборот, стало больше. Их увеличение – результат того, что здания строятся в нес­колько этажей. В общей сложности на рынках города создано 11 048 торговых мест, где заняты 14 953 работника. Это составляет 6,4% от доли всех трудоустроенных в сфере МСБ. Прослойка, в общем-то, не такая уж и большая.

Нужно отметить: рынки города и без модернизации не пустуют. Наоборот, шымкентцы предпочитают делать покупки именно здесь, объясняя это тем, что цены тут ниже и приобрести можно все в одном месте. А потому, дескать, можно поступиться и комфортом, и культурой обслуживания.

Справедливости ради стоит отметить, что перестраивать рынки, приводить в порядок их внешний вид, создавать мало-мальские условия в Шымкенте начали еще до того, как этим вопросом озаботились на самом высоком уровне. Новые рынки, такие как овощной оптовый «Барыс» и универсальный «Жибек жолы», изначально строились с учетом предъявляемых требований.

На четырех универсальных рынках, внешний вид и условия торговли на которых по-прежнему не соответствуют предъявляемым требованиям, – «Авто Нур», «Самал», «Алаш» и «Верхний центральный рынок» – реконструкция продолжается.

Работы на «Самале» и «Алаше» обещают завершить до конца текущего года. На «Алаше» осталось достроить только один павильон, готовность которого на данный момент составляет 30%. «Авто Нур» и «Верхний центральный рынок» обещают реконструировать к концу следующего года. Возможно, к этому времени в Шымкенте смогут «укротить» и торговлю в неустановленных местах.

По-прежнему, как в «лихих 90-х», в городе сохраняются целые улицы, облюбованные стихийными лоточниками, считающими, что нет ничего зазорного в том, чтобы несколько часов в день торговать в людном месте.

По-прежнему не удается навести порядок и на входе на «Верх­ний центральный рынок». Попытка местных властей потес­нить самовольщиков, разбив аллею на месте их уличной торговли, потерпела фиаско. Торговый люд быстро вытоптал газоны и лигуструм, а деревья выломал, чтобы освободить территорию под свой товар.

Сотрудники правоохранительных органов в данной ситуации оказались бессильны, смирившись с тем, что на время проведения рейдов продавцы изображают отдыхающих, а после ухода полиции благополучно принимаются за торговлю на тротуаре.

Популярное

Все
Вручены награды лучшим шахматистам
В Москве состоялся творческий вечер памяти казахской поэтессы Марфуги Бектемировой
Музыка нового поколения
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Единовременную соцвыплату получат пенсионеры
Дети Карлага
Магди Макулов: богослов и кази
Не спонсор, а друг
Чтобы детство было счастливым
У аграриев горячая пора
Трагедии научили ценить единство
Взял кредит и бизнес запустил
Особенности финансовой стабильности
Фестиваль российского кино прошел в Астане в пятый раз
Плей-офф начинается с сенсации
Участники международного фестиваля вели речь об искусстве строительства
А у нас в Шубаре газ!
Не забудем!
C опорой на цифровизацию и доверие граждан
Векторы глобальной экономики и логистики
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
В Жастаре построили ферму XXI века
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
22 золотые медали завоевали казахстанские боксеры
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Досаев подвёл итоги своей работы на посту акима Алматы
Бахтияр Вагабзаде и казахская литература
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Срезан склон холма, жди оползня…
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

День памяти жертв политических репрессий и голода отмечаетс…
Не спонсор, а друг
Чтобы детство было счастливым
Дети Карлага

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]