А что у вас?
Яркие презентации, жаркие дискуссии по вопросам цифровой трансформации СМИ, развития медиаграмотности и медиаобразования в стране, изменений в законодательстве, касающихся деятельности отечественных газет, радио, телеканалов и интернет-изданий... Обо всем этом шла речь на панельных сессиях форума в Қазмедиа орталығы. Главным же стержнем мероприятия стало обсуждение ключевых вопросов развития региональных средств массовой информации.
Открывая Форум региональных СМИ, министр информации и коммуникаций Даурен Абаев отметил, что это событие с каждым годом становится все более значимым и актуальным. Регулярно проводимые ведомством общественные замеры неизменно выявляют высокую востребованность у населения полноценного освещения локальной повестки дня.
– Это благодатная почва для вашего развития. И радует тот факт, что каждый год все больше региональных ресурсов благодаря освоению новых технологий, грамотной журналистской работе и менеджменту выбиваются в топы общереспубликанских рейтингов. Со своей стороны министерство готово оказать всяческую поддержку. Мы открыты для ваших предложений и инициатив, – подчеркнул Даурен Абаев.
На форуме министр вручил благодарственные письма руководителям региональных СМИ, которые в нынешнем году отмечают юбилеи. Даурен Абаев поздравил газету «Рудный Алтай» Восточно-Казахстанской области со 100-летием, газету «Атырау» – с 95-летием, газеты «Есіл Нұра» и «Вести Акмола» Акмолинской области – с 90-летием. Среди почтенных юбиляров также газеты «Заман жаршысы» Алматинской и «Жаңақорған тынысы» Кызылординской области – им по 85 лет. «Акжол – Новый путь» и «Народное радио» Павлодарской области, «Жанаарка» Карагандинской области отмечают 80-летие.
На панельной сессии «Цифровая трансформация медиа: каким будет рынок, производство и дистрибуция контента» говорилось об изменениях предпочтений аудитории, наиболее востребованном контенте, переходе на digital-платформы и способах выживания традиционных СМИ в условиях жесткой конкуренции.
Так, генеральный директор TNS Central Asia Татьяна Старцева привела некоторые данные социологических исследований по количеству затрачиваемого казахстанцами времени на СМИ.
– Как минимум один раз в день в Казахстане 76% населения смотрят телевизор. Я говорю о городском населении, конечно. В селах привычки могут немного отличаться. Интернетом пользуется 51%, радио слушают 36, прессу читают 10%, – отметила она.
Количество тех, кто ежедневно заходит в Интернет, выросло на 14% за последние 3 года. Ежедневная аудитория тех, кто смотрит телевизор, сократилась на 5%, на те же 5% уменьшилось и количество читающих прессу. А вот у радио аудитория небольшая, но стабильная. Татьяна Старцева подчеркнула, что телевидение составляет около 50% от всего времени, которое люди тратят на средства массовой информации. На втором месте расположился Интернет – 32%, на третьем радио – 15% и замыкает рейтинг традиционная пресса – 3%.
– Телевидение по-прежнему остается СМИ, которое имеет максимальный охват в Казахстане. Оно влияет на мнение людей, выбор ими товаров, услуг. Такая же ситуация в мире. Но нужно учитывать, что ТВ как носитель трансформируется. Оно как понятие уже вышло за пределы прибора – телевизора – и начинается распространяться по совершенно иным источникам. И сейчас, когда мы делаем телевизионный контент, нужно понимать, что зритель уже не традиционен, как бы странно это ни звучало. Контент на стационарном приборе должен быть настолько интересен для просмотра, чтобы человек готов был жертвовать своим временем. Ведь у зрителя есть масса возможностей, устройств смотреть интересующий его контент в любом месте, в любое время, на любом носителе, – резюмировала она.
Главный редактор газеты «Айкын» Нурторе Жусип остановился на роли казахскоязычных изданий в развитии государственного языка.
– Истоки казахского слова сохраняют традиционные СМИ. Газеты и журналы сохраняют казахский язык. Я ничего не имею против интернет-изданий, новых медиа. Но мы каждый день видим, как там коверкается язык, разрушается языковой фонд. Можно сказать, что традиционные СМИ – защитники государственного языка, единственные его хранители, – отметил он.
Президент Альянса региональных СМИ – организатора форума – Ержан Сейтказинов затронул вопрос финансирования региональных средств массовой информации. По состоянию на 2017 год в Казахстане зарегистрировано 2 897 СМИ и 77% из них – региональные.
– Анализируя рынок частных рекламодателей, можно увидеть, что 91,5% ТВ-рекламы приходится на национальные телеканалы и всего 8,5 – на региональные. Есть такая диспропорция, – сообщил Ержан Сейтказинов.
Несоразмерность видна и при анализе государственного финансирования. В 2016 году госзаказ составил 53,2 млрд тенге. При этом 80% из этих средств достается республиканским СМИ и всего 20% – региональным.
Что делать с недофинансированием региональных СМИ? Ержан Сейтказинов предложил несколько вариантов решения проблемы. Один из них – образование Sales House региональных СМИ с созданием пакетных предложений для частного бизнеса и государственного сектора. И второе – субсидирование производства контента региональными СМИ.
– Второй вариант – это еще и вопрос национальной информационной безопасности, так как у регионов появится возможность создавать качественный локальный контент и конкурировать с иностранными изданиями, – отметил он.
В рамках сессии выступили председатель Комитета информации МИК Ержан Нукежанов, генеральный директор Nur.kz Куат Бахридинов, директор телеканала «Магия кухни», известный телеведущий Серик Акишев и другие.
– Этот форум – большая площадка для обмена мнениями и опытом представителей СМИ. Здесь обсуждаются хорошие проекты и идеи. Как руководителя газеты, меня заинтересовали пути развития печатных СМИ, их цифровая трансформация, – отметила редактор районной общественно-политической газеты «Жанаарка» Салтанат Ералина.
– Такие встречи нужны региональным журналистам и редакторам газет, чтобы мы могли озвучить волнующие нас вопросы и узнать тенденции развития средств массовой информации, – подчеркнул редактор газет Целиноградского района «Есіл Нұра» и «Вести Акмола» Жанат Тугельбаев.
Учиться и еще раз учиться
Панельная сессия «Проблемы и перспективы развития медиаграмотности и медиаобразования в Казахстане» стала на Astana Media Week одной из самых «горячих» и дискуссионных.
Импульс для предметного разговора о сути и призвании журналиста задал в обсуждении министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, поделившийся с коллегами своими размышлениями об одной из важнейших профессий, которая должна менять градус настроения и самочувствия в обществе.
Участники пришли к мнению, что, несомненно, надо не только поднимать уровень медиаграмотности, но и грамотности в целом. В погоне за коммерциализацией и рейтингом СМИ нередко ориентируются на среднего потребителя. А в идеале нужно заниматься воспитанием общества, чтобы оно было и читающим, и знающим.
Во всем мире новые технологии при всей их несомненной пользе принесли и новые проблемы. Остро в наши дни встал вопрос информационной гигиены, ведь заблокировать все сайты, несущие деструктивную информацию, невозможно. И мы ответственны не только за то, что сами смотрим и читаем, но и за то, что «проглатывают» наши дети, оставаясь бесконтрольными у экранов телевизоров и мониторов.
Модератор сессии, руководитель Центра по повышению квалификации в области СМИ Махаббат Есен отметила, что вопрос повышения медиаграмотности выносится на повестку дня не впервые. В июне нынешнего года этой проблематике было посвящено межведомственное совещание, участие в котором приняли министры информации и коммуникаций Даурен Абаев и образования и науки Ерлан Сагадиев. Там были рассмотрены ключевые вопросы подготовки журналистов и разработан комплексный межведомственный план.
С интересом собравшиеся, а это в большинстве своем будущие журналисты и их преподаватели, посмотрели видеосюжет «Я – будущий журналист», в котором студенты поделились своими наблюдениями и сожалениями. Увы, но не всегда наставники отвечают ожиданиям и запросам будущих медийщиков. Чаще других звучали реплики, что преподавателям не хватает мобильности, а лекции подчас бывают скучными и неинтересными.
Махаббат Есен заметила, что в ходе студенческой практики пришлось столкнуться с тем, что второкурсники плохо ориентируются в жанрах и не могут отличить, например, репортаж от корреспонденции. О слабой подготовке практикантов говорила и главный редактор агенства «Хабар» Галина Алькешева, которая считает: было бы лучше, если в журналистику приходили бы политологи, экономисты, историки, социологи. Их проще обучить технологии написания текстов, нежели выпускников журфаков.
– К сожалению, – сказала она, – на протяжении всего времени, что я работаю на телевидении, сталкиваюсь с тем, что журналисты, получившие диплом, приходят «сырыми». Профессии их приходится обучать в редакции… Когда я поступала на факультет журналистики в КазГУ, он был единственным в Казахстане. Теперь же картина иная. Мы же не бухгалтеры и не экономисты, зачем ежегодно выпускать такое количество журналистов?..
О новых подходах к стандартам образования и ужесточении требований к студентам говорили и другие эксперты. Заведующая кафедрой КазНУ им. аль-Фараби Гульмира Султанбаева заострила внимание на модульных образовательных программах в вузах Казахстана по специальности «Журналистика», руководитель кафедры МУИТ Айгуль Ниязгулова – на расширении кругозора будущих журналистов. Также говорили на сессии об организации практики и стажировки студентов, повышении квалификации преподавателей.
Интересный поворот приобрела дискуссия и при обсуждении темы «Существует ли в Казахстане медиаэтика?» Отправной точкой для обмена мнениями стала книга Ли Энн Пэк «Медиаэтика». Среди других тем панельной сессии – развитие студенческих, школьных и детских СМИ в Казахстане.
«Золотой час» для журналиста
На Форуме региональных СМИ обсуждались и меры, принятые государством в поддержку журналистики.
В Казахстане сокращены сроки предоставления ответа обладателями информации на запросы СМИ с 15 календарных до 7 рабочих дней. Реализация этой нормы дает возможность оперативно готовить аналитические материалы, журналистские расследования, госорганы становятся более открытыми для общества. Исключаются необоснованно строгие меры по ряду правонарушений в сфере СМИ, к примеру, за нарушение порядка объявления выходных данных издания.
Детализированы такие важные моменты работы журналистов, как досудебное урегулирование вопросов взаимодействия граждан и СМИ, реализация права на ответ или опровержение, обязанности редакций проверять достоверность распространяемой информации.
На законодательном уровне устанавливается ответственность госорганов по предоставлению информации при возникновении угроз жизнедеятельности казахстанцев в течение трех часов с момента наступления события, так называемое правило «золотого часа». Новшество позволит гражданам оперативно получать достоверную информацию от первоисточника о произошедших событиях.
– В нашей стране продолжается процесс ослабления государственного регулирования деятельности СМИ, – сообщил заместитель директора департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и коммуникаций Бекзат Рахимов.
Введены правовые механизмы защиты детей. В школах, к примеру, должен фильтроваться интернет-контент, чтобы предотвратить доступ к запрещенным сайтам.
В то же время в работе пресс-служб некоторых государственных органов еще не чувствуется больших перемен, утверждает юрист «Интерньюс Казахстан» Ольга Диденко. По-прежнему, у журналистов бывают проблемы со сроками предоставления информации. Видимо, система оценки работы госслужащих по этим показателям еще не отлажена.
На форуме большое внимание привлек вопрос рекламного времени в прайм-тайм. Сейчас устанавливаются четкие предельные показатели ее допустимого содержания, чтобы реклама не мешала зрителям смотреть любимые фильмы и передачи.
Сегодня Astana Media Week-2018 завершает свою работу.