В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество артефактов отечественной истории времен Джучи-хана и его потомков

12186
Дулат Молдабаев
Гавани в кыпшакской степи
В истории становления евразийской кочевой империи – Улуса Джучи – особую роль играло военное дело. По уровню организации военного дела можно судить о социально-экономическом развитии государства. Благодаря эффективным и высокоорганизованным вооруженным силам с их четкой военно-структурной организацией Улуг Улус в первой половине XIII века смог занять доминирующее положение на внешнеполитической арене Европы, Средней Азии, Ближнего Востока.

Основной частью войск Улуг Улуса была конница, применявшая в сражении традиционную тактику ведения боя. Ядром были тяжеловооруженные отряды, состоявшие из представителей знати. Кроме ордынцев войско пополняли воины из числа покоренных народов, в том числе в Поволжье, Крыму и на Северном Кавказе.

Основным оружием ордынских воинов был сложносоставной лук восточного типа. Широко распространены были и копья, применявшиеся всадниками при первом прямом столкновении с противником. Из клинкового оружия наиболее известными были палаши и сабли, использовалось также и ударно-дробящее оружие: булавы, шестоперы, кистени.
Построение войска осуществлялось по десятичной системе, когда десять человек образовывали низовое подразделение. Десять таких первичных подразделений составляли сотню – и далее до соединения в десять тысяч воинов (тумен). Таким соединением командовал бек, или оглан. Золотоордынская тактическая схема основывалась на традиционных кочевнических приемах и менялась в процессе усиления плотного контактного боя. Ввиду тесных политических, торговых, военных и дипломатических связей военная культура эпохи Золотой Орды вобрала в себя дос­тижения народов Центральной Азии, Кавказа, Восточной Европы в области вооружения и техники.

Воины Улуса Джучи были облачены в короткопластинчатые и длиннопластинчатые металлические панцири, а с XIV века использовали кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи. Мечи практически повсеместно были вытеснены более эффективными в конном бою саблями. Применялись такие военно-техничес­кие средства, как катапульты и арбалеты.

Военное искусство Улуг Улуса оставило заметный след в истории развития батального мастерства как видов вооружения, так и военной организации. Более того, оно являлось неотъемлемым компонентом экономики, материальной и духовной культуры степняков. Военное дело оказывало социально-политическое влияние на систему государственного управления Улуг Улуса.

Строительство городов Улуг Улуса связано с историей Великого шелкового пути на казахской земле. Прохождение главных ветвей Великого шелкового пути вдоль средней и нижней Сыр­дарьи повлияло на рост городов в этом регионе. Один из главных городов Улуг Улуса – Сарайшык – вошел в историю как столица Улуса Джучи, Ногайской Орды, а также Казахского ханства. В записях средневековых купцов и путешественников имеются сведения о наличии здесь архитектурных сооружений, бань, мечетей-медресе.
В Улытау сохранилось место средневековой столицы Дешт-и-Кыпшака – Орда базар. Этот город был столицей не только Улуса Джучи, но и столицей Золотой Орды до строительства Сарай Бату в 1254 году на Волге. Хивинский хан – историк Абильгазы Бахадур (1603–1664) в труде «Тюркская генеалогия» («Шежире ат тюрк») описал это место как «дворец из дворцов». Орда базар был местом чеканки монет, что свидетельствует о его социально-экономической значимости в финансовой структуре трансконтинентальной торговой магистрали – Великого шелкового пути.

Одним из первых источников, где упоминается средневековый город Сыганак, является труд «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» («Границы мира с востока на запад»), написанный на персидском языке в X веке. В XI веке Сыганак стал политичес­ким и культурным центром кыпшакского государства. В арабских источниках город описывается как важный торговый центр караванных путей – «гавань кыпшакской степи».

Яссы (Туркестан) был крупным торговым центром на Великом шелковом пути. Важные сведения о городе встречаются в труде армянского историка Киракоса Ганд­закенциди «История Армении», вышедшем в XIII веке. Развитию и усилению города способствовало его геостратегическое расположение вдоль Великого шелкового пути между Дешт-и-Кыпшаком и Центральной Азией.

Янги – древний город, расположенный близ современного города Тараза. Впервые о городе упоминается в донесениях греческого посла Земарха (VI в.), а в 630 году в записях Сюань Цзаня описывается как крупный торговый город. В
VII–VIII веках Янги превратился в крупный торговый и ремес­ленный центр.

Отрар (Фараб) – средневековый город, расположенный в месте впадения реки Арыс в Сырдарью. Наз­вание города встречается в древнетюркских источниках, посвященных Культегину и Бильге-кагану. Город прославился своей крупнейшей библиотекой, по значимости уступавшей только александрийскому собранию книг.

Бозок – памятник, относящийся к VIII веку. По результатам исследований, в VIII–Х веках Бозок был городом-крепостью и культовым святилищем тюрков. Впоследст­вии он стал резиденцией кыпшакских правителей, в мусульманскую эпоху превратился в религиозно-культовый центр и географический ориентир в степи для путников и караванов.

В средние века в низовьях Сырдарьи были расположены такие значимые в историческом плане города, как Жент, Баркент, Баршынкент. Они не сохранились до наших дней. Города Сауран, Сайрам, Алатау (Талас) были одними из самых известных городов Улуг Улуса. В летописи армянского царя Гетума, пересекшего Южный Казахстан в 1256 году, упоминается, что эти города являлись основными центрами Великого шелкового пути.

«Там средоточие науки…»
Рост и процветание этих политических, социальных, культурных и экономических центров Улуса Джучи оказали значительное влияние на развитие самих караванных путей из Азии в Европу через территорию Казахстана. Экономика и инфраструктура этих городов способствовала, в свою очередь, и развитию межкультурного обмена в сфере знаний, традиционных ремесел, ювелирных изделий, стекла, обработки кожи.

На территории Казахстана расположено множество историко-архитектурных памятников времен Улуг Улуса, большинство из которых сосредоточены в Улытау – мавзолеи Алаша-хана, Джучи-хана, Болган-ана, Жубан-ана, Келин-там, Кутлуг-Темира (Аяккамыр). Для этого периода (XIII–XIV вв.) характерны архитектурные сооружения прямоугольной композиции с куполом сферического типа, покрытые фигурными и резными плитами с отделкой большей
частью глазурью.

Мавзолей Джучи-хана представляет собой яркий образец архитектуры средневекового Казахстана. Расположен он в 40 км от Жезказгана на берегу реки Каракенгир. Купол выложен из жженого кирпича. Мавзолей включен в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения.

Мавзолей Болган-ана расположен в урочище Каражар между реками Сарысу и Каракенгир. Существует несколько версий происхождения Болган-ана. Одна из легенд гласит, что Болган-ана была дочерью Джучи-хана, по другой легенде – невесткой Джучи-хана, согласно третьей, это дочь Алаша-хана.

Один из значительных памятников золотоордынской эпохи – мавзолей Аяккамыр. Купольно-портальное сооружение расположено на правом берегу реки Жезды, построено в XIV веке и, согласно предположениям ученых, считается гробницей Кутлуг-Темира.

В целом культовая архитектура в золотоордынский период имела ярко выраженный восточный облик, во многом это определялось распространением ислама. Сохранившиеся до наших дней памятники средневековой архитектуры демонстрируют высочайший уровень развития строительной технологии на территории Казахстана в XIII–XIV вв.
В XIII–XIV вв. Улуг Улус достигает политического могущества, устанавливает связи с соседними государствами, а в Сарайшыке, Сыганаке, Отраре, Яссы, Сауране получили развитие литература и наука. Об этом свидетельствуют произведения ученых и поэтов – жырау Кетбуги, ас-Сыгнаки, Жамала Карши.

В XI–XIII вв. тюркский язык под­разделялся на 3 группы: карлуко-уйгурский (чагатайский язык), уйгуро-огузский и огузо-кыпшакский. Письменность сформировалась на основе рунической письменности и уйгурского алфавита. С XIV века широко распространяется арабский алфавит. В XIII–XIV вв. в Улусе Джучи в связи с преобладанием тюркоязычного населения дальнейшее развитие получает тюркский язык. В период правления Бату-хана все государственные документы велись на кыпшакском языке. Ярким памятником кыпшакского языка начала XIV в. считают «Кодекс куманикус», обнаруженый в биб­лиотеке Петрарки. В настоя­щее время артефакт хранится в Венеции, в библиотеке собора Святого Марка. Большой вклад в науку внес Жамал Карши, известный историческими трактатами на арабском языке. В его трудах содержатся ценные сведения о городах, правителях, местных династиях и известных ученых.

«Спросил бы совета у Кетбуги...»
Расцвет Улуг Улуса в XIII–XIV вв. способствовал развитию письменной литературы на кыпшакском языке. Среди них преобладали переводы с персидского и арабского языков, религиозные труды и восточные легенды. Одним из ученых является Хусам ад-дин аль-Хусейн ас-Сыгнаки, ученый-лингвист, изучавший арабский язык, совершенствовавший свои знания в городах Дамаск и Хала. Изучив морфологию арабского языка, он написал «Ан-Нажах ат-Тали тилуа ал-марах» и «Китаб-ул-Мухтасар».

Произведение Рабгузи «Киссасуланбия» на кыпшакском языке отражает своеобразие письменной литературы этого периода. Здесь собраны легенды и рассказы, мифы о пророках. Поэма «Хосров и Ширин» азербайджанского поэта Низами была широко известна на Востоке. Поэт Кутба перевел ее на кыпшакский язык. Поэму «Фархад-Шырын» поэт написал в Сыганаке. Кыпшакский поэт Саиф Сараи известен как автор поэмы «Гульстан» («Гульстанбит-тюрки»). Это произведение стало ярким образцом поэзии, сформировавшейся в кыпшакской литературе XIV в. Махмуд ал-Булгари в 1357 году написал прозаическое сочинение «Нахдж ал-фарадис».

В Дешт-и-Кыпшаке получило высокое развитие творчество жырау. Произведения жырау, кюйши были широко распространены среди народа. Известные жырау Сыпыра, Кодан-тайшы и Асан Кайгы, жившие в XIV–XV вв., воспевали идею единства народа, любовь к Родине.

Кетбугу (1150–1230) – великого певца, композитора-кюйши и героя исторических легенд – называют основателем казахской литературы древности. Сведения о жизни и творчестве Кетбуги-жырау содержатся в книге «Шаджарат Аль-атрак» (родословная тюрков), написанной в XIV веке, в ней сообщается, что лишь Кетбуга-жырау осмелился сообщить траурное послание Чингисхану о гибели Джучи на охоте. Явившись к Потрясателю Вселенной, он сказал: «Господи, Господи, кто очистит море, источник которого был омрачен?», «Кто посадит на место дерево, заросшее корнями?» Подготовив правителя к траурному сообщению, поэт исполнил кюй «Аксак Кулан – Джучи-хан».
Другие литературные произведения Кетбуги-жырау не дошли до нашего времени, однако древний сказитель оказал большое влияние на творчество и стиль многих казахских жырау. К примеру, Дос­памбет-жырау, живший на рубеже ХV–ХVӀ веков, в одном из своих размышлений восклицает: «Где сегодня спросить совета у таких биев, как Кетбуга?!» – показывая, что знаком с его творчеством.

В Национальном музее РК вас также ознакомят с образцами официальной переписки ханов Улуг Улуса. К примеру, письмо Тохтамыш-хана королю Ягайло в мае 1393 года. Ярлык (указ) хана Великого Улуса королю Польши и князю Литвы Владиславу Ягайло состоит из двух фрагментов восточной бумаги, текст написан древнеуйгурским письмом, на средневековом тюрки и содержит 25 строк. Отдельные слова и фразы написаны золотыми буквами. К письму приложена четырех­угольная печать, текст на внешней кайме печати на арабском языке куфическим письмом гласит: «Именем Аллаха, Милос­тивого, Милосердного. Нет бога кроме Аллаха, Мухаммед посланник Аллаха, благословит его Аллах и приветствует». Во внут­реннем квадрате печати также куфичес­ким шрифтом: «Справедливый султан Тохтамыш». Оригинал письма хранится в Главном архиве древних актов Польской Республики.

А в письме османскому султану Мураду II, датированном 14 марта 1428 года, Улуг Мухаммед сообщает о своем намерении возродить политические и дружеские отношения между Улуг Улусом и Османской империей. Улуг Мухаммед-хан заявляет, что, победив своих главных соперников Барак-хана и Мансура в 1426 году, принял на себя управление Улуг Улусом как хан, и предлагает обеспечить безопасность торговых путей и оживить торговлю, изменить центры по замене конного транс­порта, сосредоточенные вдоль торговых путей на море и на суше (предлагает упорядочить почтовые станции). Письмо написано на шелковой бумаге, состоящей из 6 частей, склеенных между собой, на древнетурецком языке арабским письмом дивани. Текст, выполненный куфийским

письмом на печати: «Нет бога кроме Аллаха, кто справедлив, тот и правит, кто угнетает, тот умрет». И далее: «Справедливый султан Мухаммед хан». Оригинал письма хранится в архиве дворца-музея Топкапы в Стамбуле.

В письме османскому султану Фатиху Мехмету в 1466 году хан Улуг Улуса Махмуд, выражая намерение укрепить существующие политические и дипломатические отношения между Улусом и Османской империей, рекомендует час­тый обмен посланниками с обеих сторон. Текст написан арабским письмом дивани на средневековом турецком языке.

Популярное

Все
В Москве звучал кюй «Әлқисса»
«Маскарад» в Шымкенте
Праздник позитивных привычек
Здесь все продумано до мелочей!
Закладывая основу эффективного партнерства
В регионе начал работу интеграционный центр «Бізбен бірге бол!»
Не просто стратегия, а шанс
Запас прочности животноводства
У Минтруда и «Amanat» разные калькуляторы?
Для шахт, обогатительных фабрик и ТЭЦ
Горячие обеды – каждому школьнику
Обрабатывающий сектор – локомотив экономики
Капсулы здоровья... для коров
Фундаментальная основа для развития
Искусственный интеллект – ключ к модернизации экономики
Переходят на водосбережение
Вторая жизнь плантаций
Молодежь идет на производство
Необходима нулевая терпимость к правонарушениям
Раскачиваться некогда
35 школ Атырауской области остались без директоров
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии
Бой Алмахан — Топурия решит судьбу лучшего бойца UFC
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Глава государства направил телеграмму соболезнования президенту Португалии
«День сурка» по-казахски: как прошла закрытая премьера фильма Qaitadan в Астане
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
На пути к е-экономике будущего
В Кызылординской области началась уборка риса
Токаев направил телеграмму Си Цзиньпину
На космодроме Байконур увеличат гарантированные пуски
Казахстан и Туркменистан будут защищать и поощрять взаимные инвестиции
Дарбаза – Мактаарал: проект особого значения
Усовершенствован механизм защиты дольщиков
Освобожден от должности первый зампредседателя АРРФР
Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
ИИ приходит в школу
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Сегодня – День спорта
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…
Назначен председатель правления НАО "КИОР "Рухани Жаңғыру"

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]