Время великих возможностей

1271
Игорь Прохоров

Обретение суверенитета открыло перед Казахстаном великие возможности и перспективы. В то же время страна оказалась на перепутье, где один неверный шаг мог означать крах государственности и деградацию. Вызовы были беспрецедентными.

– Первому Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву пришлось взять на себя колоссальную ответственность. Необходимо было проявить незау­рядную политическую волю и мужество, – говорит эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик.

На пороге трансформаций

В отсутствие готовых рецептов дальнейшего развития стране пришлось шаг за шагом нащупывать собственный путь, который позволил бы укрепить национальную государственность, пост­роить эффективную рыночную экономику, обеспечить высокий международный авторитет.

Подобные перемены давались нелегко. Необходимо было запус­тить процесс системных институциональных преобразований, провести слом старого ради строи­тельства нового и современного. Модернизации подверглись не только экономика, но и общественное сознание.

Первоочередной необходимос­тью стало сохранение межэтничес­кой стабильности и межконфессионального согласия. Вывести страну на траекторию стабильного, бесконфликтного развития – приоритетная цель для любого государства, и Казахстан не был исключением.

Будучи частью постсоветского пространства, Казахстан сталкивался со схожим комплексом проблем. Тяжелое экономическое положение, которое отражалось в растущем уровне безработицы, ограниченных финансовых ресурсах, галопирующей инфляции.

Осознавая важность экономического восстановления,
Нурсултан Назарбаев руководствовался принципом «эволюция, а не революция».

– Нельзя было допустить, чтобы обретенный суверенитет стал восприниматься как причина нестабильности и падения уровня жизни. Примеры радикальной смены политических режимов или «экономических шоков» начала 1990-х годов наглядно показывали, что наиболее уязвимыми оказываются обычные люди, – говорит Лидия Пархомчик. – Благодаря политике Елбасы, который своевременно сделал разворот в сторону трансформации экономической системы, страна избежала коллапса.

По ее словам, принцип «сначала – экономика, потом – политика» позволил правильно расставить приоритеты. Именно благодаря первым экономическим успехам появилась возможность продвигать постепенные и продуманные политические реформы, и новые международные инициативы.

Первые шаги

– Первым общегосударственным планом, позволяющим осмыслить дальнейший путь оформления казахстанской государственности, стала Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства, разработанная в 1992 году, – продолжает Лидия Пархомчик.

С обретением независимости требовалось провести целый пакет первостепенных реформ. При этом Нурсултан Назарбаев сразу увидел, что без четко обозначенной концепции развития казах­станского общества любые попытки достичь желаемой цели, стать преуспеваю­щим государством, будут обречены на провал.

Именно поэтому в стратегии был заложен идеологический фундамент. Граждане молодого независимого государства должны были в полной мере осознать, что их судьба неразрывно связана с судьбой новой страны.

Нестабильность по периметру границ и острые экономические вызовы внутри вынуждали выст­раивать модель управления, при которой властные полномочия концентрировались в едином центре.

Президентская форма правления как нельзя лучше подходила для решения поставленных задач, так как позволяла оперативно отвечать на все новые возникающие вызовы.

Вспоминая ранние годы независимости, Первый Президент Казахстана подчеркивал, что далеко не все решения были встречены с энтузиазмом. Однако для восстановления экономики страны требовались решительные и безотлагательные меры. Лишь по прошествии времени становится очевидно, насколько дальновидными оказались действия Нурсултана Назарбаева, который, преодолевая инертность и сопротивление среды, приступил к формированию новой для Казахстана модели рыночной экономики.

– Ключевой задачей стало формирование среднего класса, который смог бы стать опорой страны, гарантирующей ее политическую стабильность и процветание. Необходимо было навсегда отказаться от слепого следования плановым экономическим показателям, встав на путь либерализации и рыночных механизмов, – напоминает эксперт ИМЭП.

При этом, по ее словам, государство не прекращало исполнять свои социальные обязательства. Забота об уязвимых слоях населения, повышение уровня трудовых доходов, пособий и пенсий всегда оставались приоритетом.

Как итог – алармистские предсказания 90-х годов о скором расколе казахстанского общества не сбылись. Через десятилетия стабильного роста и развития Казахстан сумел уверенно закрепить за собой позицию успешного государства, став признанным лидером Цент­рально-Азиатского региона.

Страна прошла рыночные реформы, появился предпринимательский класс, начались масштабные процессы индустриализации и формирования новых отраслей экономики, которых не было преж­де.

Национальное самосознание

– Казахстан стал родным домом для людей многих национальнос­тей. Миллионы представителей различных этносов, живущих и работающих в стране, искренне считали и считают нашу респуб­лику своей родиной, – говорит Лидия Пархомчик. – Именно поэтому Нурсултан Назарбаев всегда придавал сохранению межнационального мира и согласия особенное значение.

Важно было не допустить ошибок в национальном строительстве.

Казахстанское общество выст­раивалось и развивалось на собст­венной идеологической базе. Модернизация общественного соз­нания должна была проходить с учетом культуры и истории народа. Данный подход Первый Президент неоднократно отстаивал в ходе своих публичных выступлений и публикаций в СМИ. Время подтвердило мудрый и дальновидный характер такой политики.

Оглядываясь назад, народу Казахстана действительно стоит гордиться своей способностью сохранять приверженность курсу межнационального согласия и толерантности. Благодаря твердому лидерству Елбасы стране удалось избежать внутриполитических потрясений. Внутринациональное единство не было омрачено разладом по межконфессиональному или территориальному признаку. Свобода вероисповедания и религиозная терпимость стали залогом сохранения мира и стабильности в Казахстане.

Создание Ассамблеи народа Казахстана наглядно отразило идею объединения в унитарном государстве множества различных этносов. С момента возникновения АНК можно говорить о том, что национальная политика перешла на качественно новый уровень.

Последующие годы лишь подтвердили тезис о том, что для успешной политико-экономичес­кой трансформации необходима глубокая идейно-духовная составляющая. Благодаря своему богатому политическому и жизненному опыту Первый Президент предвидел, насколько важной окажется задача укрепления казахстанской идентичности и общенациональных ценностей.

Концепция формирования государственной идентичности Респуб­лики Казахстан, подготовленная в 1996 году, дала ориентиры по реализации национальной политики в республике. Обозначив стратегические тенденции в развитии государственной идентичности, Елбасы в очередной раз поделился своим видением и пониманием природы казахстанской нации.

Дальнейшее смысловое наполнение модель национальной идентичности получила после появления идеи «Мәңгілік Ел», которую следует рассматривать как основу национальной идеологии и консолидации общества.

Нельзя не согласиться с тезисом Нурсултана Назарбаева о том, что «гражданство – надежный фундамент устойчивого и успешного государства». Добиваясь того, чтобы никто на казахстанской земле не чувствовал себя ущемленным по культуре, языку и вероисповеданию, мы уверенно движемся к формированию устойчивой и успешной страны.

Курс на многовекторность и партнерство

Подписание указа об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР в середине 1991 года стало одним из первых шагов на пути к рождению нового независимого Казахстана. Выбранный путь позволил уверенно войти в обновленную систему геополитических координат.

Понимая, насколько важно сох­ранить тесные связи с соседями, Первый Президент заявил о намерении Казахстана проводить политику добрососедства и парт­нерства. Стремление поддерживать дружественные отношения с соседями по региону позволило выстраивать конструктивный диа­лог по широкому ряду вопросов.

На протяжении всей своей политической карьеры Первый Президент последовательно доказывал, что изоляция от международных процессов и интеграционного взаи­модействия является ошибочной стратегией. При этом, выстраивая внешнюю политику практически с нуля, Казахстану было необходимо твердо заявить о себе как о самодостаточном суверенном государстве.

Кроме того, было важно также развеять любые опасения западных и восточных партнеров. Тот факт, что Казахстан обладал четвертым в мире ядерным потенциа­лом, соз­давало серьезные настороженнос­ти мирового сообщества.

В данном контексте колоссальное значение по своим последствиям имело решение отказаться от ядерных амбиций. Объявив о закрытии Семипалатинского ядерного полигона 29 августа 1991 года, Казахстан стал идейным вдохновителем глобального движения за мир, свободный от ядерного оружия.

Под руководством Первого Президента в стране был запущен процесс демонтажа ядерной инфраструктуры. И в наши дни Казахстан остается центром глобальных инициатив по решению вопросов ядерной повестки дня. Недавняя инициатива Елбасы по созданию Глобального альянса лидеров за ядерную безопасность и мир, свободный от ядерного оружия, наглядно подтверждает последовательную антиядерную политику Первого Президента.

При этом следует подчеркнуть, что и во внешнеполитических воп­росах Казахстан под руководст­вом Елбасы никогда не шел по пути слепого копирования зарубежного опыта. Первый Президент выстраи­вал собственную прагматичную линию, где главным приоритетом всегда было отстаи­вание национальных интересов страны.

Одновременно важнейшим направлением политики Нурсултана­ Назарбаева с самых первых лет независимости стало выстраивание культурно-цивилизацион­ных мостов.

Казахстан не мог себе позволить замкнуться на региональном формате отношений. Столь узкая «специализация» не позволила бы решить сложнейший комплекс внешнеполитических и межгосударственных вопросов, начиная от решения территориальных споров, заканчивая участием страны в организации международных усилий по обеспечению глобальной безопасности.

Казахстан, расположенный на стыке Европы и Азии, располагает уникальной возможностью налаживать межрегиональный диалог, выступая в качестве медиатора и соседствуя с такими глобальными игроками, как Россия и Китай.

Первый Президент сразу оценил особенность геополитического положения Казахстана не как угрозу и уязвимость, а как перспективную возможность. Именно так зародился фундамент многовекторного курса.

Прежде всего необходимо было сохранить инфраструктурные и экономические связи с государствами постсоветского пространства. Именно Елбасы в далеком 1994 году впервые выдвинул идею евразийской интеграции.

Для того чтобы оценить данную инициативу по достоинству, странам евразийского пространства потребовалось более десятилетия. Результатом последовательной политики Казахстана стало соз­дание Евразийского экономичес­кого союза, который позволил сформировать общий рынок, где свободно перемещаются товары, услуги и капитал.

Председательство в Совете Бе­зопасности ООН, проведение Астанинского Саммита ОБСЕ, активная вовлеченность в деятельность Тюркского совета, ШОС, ОИС, СНГ, ОДКБ, миротворческие инициативы в рамках СВМДА и Астанинского процесса по Сирии явились наглядным доказательством сос­тоявшейся внешнеполитической доктрины и международного признания достижений Казах­стана под руководством Первого Президента на глобальной политической арене.

Объективные показатели

– Казахстан за годы независимости достиг больших результатов в трансформации экономики и ее развитии, – говорит старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Бекжан Садыков.

По его словам, с момента обретения независимости ВВП по паритету покупательной способности страны увеличился в 4 раза, было привлечено более 320 млрд долларов инвестиций. И это при том, что все последние годы мировую экономику сотрясали кризисные явления.

Тем не менее Казахстан смог сохранить темп развития экономики выше среднего по региону «Европа и Центральная Азия». Мы доказали, что для нашего независимого государства присущи устойчивость и прогресс даже в тяжелейших условиях.

Казахстан сегодня занимает лидирующие позиции в экономическом развитии среди стран Центральной Азии.

– На наше государство приходится более 60% ВВП стран Центрально-Азиатского региона, – уточняет Бекжан Садыков. – В 2006 году мы вошли в число стран с доходами выше среднего, а в 2018 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности достиг уровня 27 830 долларов.

Все это было обеспечено за счет улучшения экономической среды за годы независимости: Казахстан получил высокий ранг в рейтинге «Ведение бизнеса» – 25-е место из 190 стран. Республика активно участ­вует и продвигает свои интересы согласно принципам открытой и конкурентоспособной экономики. Это создает большие возможности для казахстанского бизнеса: по индексу экономичес­кой свободы мы поднялись до 62-го места со 135-го в 1998 году.

Кроме того, за годы независимости было сформировано новое конкурентоспособное поколение: только по программе «Болашак» было подготовлено более 10 тысяч специалистов для различных отраслей экономики страны.

– Содействие развитию предпринимательства всегда было приоритетной задачей для Правительства страны, – уточняет старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Слямжар Ахметжаров.

В данном аспекте Казахстан за годы независимости смог создать комфортную среду для бизнес-начинаний. На сегодня общая доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП страны составляет 28%. Всего в Казахстане зарегистрировано 1,3 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых задействовано 3,27 млн человек.

Значительную роль в динамичном развитии предпринимательской среды играют государственные программы по развитию бизнеса.

В данном контексте ключевой программой поддержки предпринимательства является «Дорожная карта бизнеса-2020». За 9 лет функционирования в ее рамках было выделено 457,1 млрд тенге для реализации различных бизнес-проектов. Согласно данным фонда «Даму», за 2010–2017 годы предприятия, получившие государственную поддержку, выплатили налогов на сумму 900 млрд тенге.

Успехи Казахстана в создании динамичной бизнес-среды подтверж­даются результатами различных мировых рейтингов. Здесь можно привести в пример формируемый с 2002 года ежегодный рейтинг Всемирного банка Doing Business. Он направлен на оценку законов и нормативно-правовых актов на предмет удобства занятия предпринимательской деятельностью. Инвесторы со всего мира руководст­вуются данным рейтингом при принятии решений о вхождении на рынки тех или иных стран. Казахстан в рейтинге Doing Business участвует с 2009 года.

За этот период наша страна смог­ла совершить качественный рывок по удобству ведения бизнеса, переместившись с 70-го места в 2009 году до 25-го места в 2019 году среди более 180 стран мира. На сегодня условия для предпринимательской деятельности в Казахстане более благоприятны, чем в ряде развитых стран мира. Кроме того, Казахстан уверенно опережает другие страны СНГ в рейтинге Doing Business.

В целом за годы независимости в Казахстане созданы оптимальные условия для развития предпринимательства. Меры по дальнейшей поддержке бизнес-начинаний позволят стране войти в 30 наиболее конкурентоспособных экономик мира.

Оценивая путь, который Казахстан преодолел за годы независимости, можно с уверенностью сказать: залогом успеха является неуклонное движение вперед. Перед нашим государством еще не раз будут возникать серьезные вызовы и препятствия, и нынешний коронакризис это наглядно подтвердил. В подобной ситуации важно использовать вызов как возможность для очередного качественного рывка в развитии. Казахстан вошел в новое тысячелетие в качестве авторитетного, состоявшегося и успешного суверенного государства. В наших силах приумножить достижения.

Популярное

Все
Легендарный ансамбль «Яшлык» празднует 50-летие
В Кызылординской области увеличилось число газифицированных сел
Энди Маррей стал тренером Джоковича
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Кызылординский рис: от поля до стола
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Международный фестиваль песен Шамши Калдаякова состоялся в Астане
В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
Туристический поезд Jibek Joly прибыл в Туркестан
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
Обмен иностранными бланками разрешений с КНР переведут в цифровой формат
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште
Детсад для особенных детей построят в Актобе за счет возвращенных активов
Путинцева вывела Казахстан в квалификацию чемпионата мира по теннису
В Астане более двухсот новобранцев присягнули на верность Родине
Тариф на свет останется прежним, а вот вода подорожает
Планируется строительство нового терминала аэропорта в городе Ушарал
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Открытия новой школы дождались жители райцентра Актюбинской школы
Рыбакина закрепила преимущество сборной Казахстана в матче с Кореей
Студент эстрадно-циркового колледжа завоевал Гран-при республиканского конкурса певцов
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса

Читайте также

Обсуждены перспективы продвижения IT-проектов
Итальянские инвесторы проявляют интерес
Поручено докладывать в оперативном режиме
Астана и Загреб нацелены на развитие отношений

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]