– Мы проанализировали, что за все время участия в самых престижных предметных олимпиадах нашим школьникам удалось выиграть 420 медалей, 39 из которых высшей пробы (золотые), 148 – серебряные и 233 – бронзовые, – рассказал директор республиканского научно-практического центра «Дарын» Тимур Нуркешов. – В нынешнем году в составах сборных команд Казахстана участие в международных олимпиадах принял 31 ученик. Эти дети обогатили копилку нашей страны 26 медалями, из которых 2 золотые, 13 серебряных и 11 бронзовых. Подготовка к олимпиадам ведется несколько лет, и это большой труд. Перед участием в международных состязаниях дети проходят строгий отбор. Для нас очень приятно, когда их участники и призеры в последующем становятся тренерами сборной и готовят новых чемпионов. До нынешнего года за всю историю участия в международных олимпиадах по географии у Казахстана была лишь одна бронзовая медаль, которую в 2017 году выиграл Данат Нурмагамбет. И в этом году, будучи уже одним из тренеров сборной, он приложил усилия к тому, чтобы наши олимпийцы по географии завоевали сразу 3 медали – и золотую, и серебряную, и бронзовую. Данат – первый казахстанский олимпиец, выигравший медаль на международной олимпиаде по географии IGeO-2017 в Белграде (Сербия). Он выпускник Лисаковской общеобразовательной школы Костанайской области. Несмотря на свою молодость, Данат уже тренирует школьников, готовит их на международные олимпиады по географии и делится с ними своим опытом.
Отметим, что 17-я международная олимпиада по географии в этом году проходила в онлайн-формате в Стамбуле с 10 по 16 августа 2021 года. В IGeO-21 приняли участие около 200 участников из 46 стран мира.
Золотой призер этой олимпиады Рустам Валеев – выпускник НИШ Актобе 2021 года, поделился своими эмоциями от победы.
– В последние полтора-два года к олимпиаде готовился преимущественно сам, но хотел бы поблагодарить Даната Нурмагамбета, первого призера IGeO из Казахстана. Если бы не он, не думаю, что у меня получилось бы добиться таких результатов. И, конечно, спасибо моей школе, где я учился, учителю Молдир Кайыржановне Нурмановой. Ощущения, конечно, невероятные... Из-за карантина и отмены олимпиады в прошлом году это был последний шанс. До сих пор трудно поверить, что у меня все получилось, – поделился Рустам.
Серебряный и бронзовый призеры IGeO-2021 – Еркебулан Тазабек, учащийся 10-го класса НИШ химико-биологического направления из Шымкента и Ерасыл Сапарбеков, десятиклассник областного лицея-интерната «Білім-инновация» для одаренных детей № 9 из Кызылорды, тоже отметили, что их победы в первую очередь – это заслуга тренеров и учителей.
– Задания на олимпиаде отличались от республиканского и регионального уровня. Вопросы касались не только теоретических знаний, но и уровня мышления, то есть на международной олимпиаде также рассматривается умение ученика применять свои знания, – сообщил Ерасыл Сапарбеков.
Согласно статистике РНПЦ «Дарын», с 1992 по 2021 год наибольшее количество медалей завоевали ученики из города Алматы – 90, на втором месте учащиеся Республиканской физико-математической школы – 72, тройку лидеров замыкает Жамбылская область – 55 медалей.
Какое значение играет участие в престижных международных олимпиадах? Конечно же, огромное. Здесь можно вспомнить самого титулованного школьника планеты, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса. Это казахстанский математик Куат Есенов, которого Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прозвал «Золотым мальчиком». После окончания павлодарского лицея № 8 для одаренных детей он стал студентом Массачусетского технологического института, затем преподавал в университете, работал в крупных технологических компаниях мирового уровня. Главным преимуществом Куата Есенова стали победы в международных математических олимпиадах. Во время учебы он завоевал 6 золотых, 1 серебряную и 1 бронзовую медали на международных олимпиадах по математике.
– Участие в олимпиадах способствует развитию интеллектуальных способностей, расширяет кругозор, улучшает абстрактное и логическое мышление, а также совершенствует творческие способности. Как правило, олимпиадные задания – нестандартные, поэтому участники этих состязаний учатся гибкости и оригинальности разработки идей. В будущем это помогает школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они учатся рассматривать их под разным углом зрения. Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть страх очень важна во взрослой жизни. Поэтому участие в предметной олимпиаде – не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие, – считает Тимур Нуркешов.
Участники и победители международных олимпиад имеют возможность учиться в самых престижных университетах мира. Например, серебряный призер международной олимпиады по математике Данат Дусенбеков получил приглашение от пяти престижных зарубежных вузов. Для учебы он выбрал Кембриджский университет. Также олимпийцы получают приглашения от казахстанских вузов.
Кроме того, при участии в конкурсе на получение образовательных грантов преимущественное право имеют победители и призеры международных олимпиад и конкурсов научных проектов за последние три года учебы, в том числе заключительного этапа Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, а также заключительных этапов республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам и республиканского конкурса научных проектов.
Стоит отметить, что в рамках недавней встречи Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил разработать меры по поддержке победителей международных олимпиад среди школьников. Государство планомерно поддерживает талантливых учеников. В 2019 году Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута инициатива «Ел Үміті» по выявлению и поддержке способных детей и молодежи, развитию лидеров ключевых отраслей экономики.
Проекты «Ел Үміті» реализуются под эгидой Фонда Нурсултана Назарбаева, а ответственной организацией за реализацию данной инициативы определен Корпоративный фонд «Академия Елбасы». Несмотря на пандемию, за 2 года в проектах Академии Елбасы приняли участие 600 тыс. участников, а общий охват составил более 1,5 млн человек – это ученики, студенты, родители, педагоги, работающая молодежь. Преимущество проектов инициативы «Ел Үміті» в том, что они уникальны и доступны для широких масс. Один из проектов этой инициативы – национальная олимпиада «Мың бала».
– «Мың бала» проводится для выявления и поддержки талантливых сельских школьников. Это первый масштабный проект, который проходит исключительно среди одаренных ребят из сел, и дополнительный социальный лифт для таких детей. Несмотря на то, что олимпиаде всего два года, за это время она успела охватить более 400 тысяч сельских школьников со всего Казахстана. Они показывают отличные результаты и мотивированы получать знания, а преподаватели отмечают хорошую успеваемость. В олимпиаде «Мың бала» могут принять участие учащиеся 5-х и 6-х классов сельских школ из любого региона нашей страны. Тестирование включает два этапа. По результатам первого этапа отбираются 5 тысяч финалистов, показавших наивысшие результаты в разрезе регионов. По результатам второго этапа определяется тысяча победителей, – сообщил директор корпоративного фонда Асланбек Амрин.
Регистрация и само тестирование в рамках олимпиады проходят онлайн и бесплатно, делая интеллектуальные соревнования доступными для любого сельского ребенка. На сайте проекта имеются все необходимые пошаговые видеоинструкции для участников. Понимая, что не у всех желающих есть возможность проходить задания с помощью компьютера, предусмотрен функционал для регистрации и прохождения первого этапа олимпиады посредством любого цифрового устройства. К примеру, в текущем году в олимпиаде приняли участие почти 100 тыс. школьников, из них порядка 70% решали задачи через смартфоны.
Следует отметить, что средний балл результатов у сельских школьников составляет 343 балла из 400 возможных, что показывает высокий уровень навыков. Еще одно отличие данного проекта от других олимпиад – сопровождение. Для 5 тыс. финалистов, отобранных по итогам первого этапа олимпиады, предусмотрено дальнейшее обучение в онлайн-школе «Birge oqý» при Академии Елбасы, где они не только получают предметные знания, но и развивают необходимые навыки.
– Что касается 1 000 победителей олимпиады, 500 из них, будучи учениками 6-х классов, получают возможность продолжить бесплатное обучение в специализированных школах для одаренных детей. Это филиалы Республиканской физико-математической школы, лицеи «Білім-инновация» и школы «Дарын». А 500 учащихся пятых классов, кроме возможности обучения в онлайн-школе «Birge oqý», в следующем году смогут участвовать сразу во втором этапе олимпиады, минуя первый, и в случае победы также смогут продолжить обучение в школах для одаренных детей, – проинформировал Асланбек Амрин.
Еще одна замечательная фишка состоит в том, что с 2019 года Фонд Нурсултана Назарбаева вручает специальную премию «Ел мақтанышы» для школьников и их тренеров-наставников за призовые места на самых престижных международных предметных олимпиадах. Подобная премия организована впервые в стране и призвана повысить мотивацию детей и педагогов участвовать в олимпиадном движении, где они защищают честь нашей страны. Размер вознаграждения составляет от 500 тыс. до 2 млн тенге. За последние два года обладателями премии «Ел мақтанышы» стали 85 человек – это призеры всемирных международных олимпиад и подготовившие их тренеры.
Примечательно, что в рамках проекта сохраняется преемственность. К примеру, лауреат премии, учитель математики Нурсултан Хаджимуратов еще недавно сам был призером олимпиад, а сейчас он тренер нескольких десятков призеров международных олимпиад. К слову, премия «Ел мақтанышы» присуждается тем ученикам, которые показали наилучшие результаты на международных предметных олимпиадах по семи предметам: лингвистика, география, химия, физика, биология, математика и информатика. В 2021 году планируется провести вручение премий победителям международных олимпиад по итогам года.