Произведения были созданы в период 1980-х и до последнего года жизни художника – 2008-го. Искусствоведы отмечают, что Хальфин одним из первых стал использовать экспериментальные формы творчества – перформанс, инсталляцию, видео-арт...
– Именно он придумал и изобрел необычную философскую художественную форму, получившую название «пулота», – рассказывает куратор выставки, искусствовед, ученый секретарь ГМИ РК Екатерина Резникова. – Зажатый внутри ладони комок глины при разжимании руки оставляет отпечаток – форму пустоты внутри ладони. Парадоксальное сочетание пустоты и полноты выливается в удивительное явление «пулота». Его художник постоянно изучал в процессе своего творчества.
Инициатором проведения данной выставки выступил основатель галереи современного искусства «Тенгри-Умай» Владимир Филатов. На протяжении многих лет он сотрудничал с художником. После смерти Рустама Хальфина большая часть его творческого наследия оказалась в галерее.
– С Рустамом Хальфиным мы работали с 1992 года – со дня основания галереи и до его ухода из жизни, – поделился Владимир Филатов. – Рустам дал творческий импульс многим художникам и соединил своим творчеством несколько эпох современного искусства.
Как отмечает Екатерина Резникова, Владимир Филатов поставил вопрос о том, чтобы сохранить целостность наследия мастера и передать его впоследствии в фонд Государственного музея искусств им. А. Кастеева.
Архитектор по образованию (окончил Московский архитектурный институт в начале 70-х годов) Рустам Хальфин был не только уникальным творцом, но и большим интеллектуалом, талантливым последователем школы Владимира Стерлигова, известного ленинградского авангардиста, ученика и близкого соратника Казимира Малевича.
Рустам Хальфин в своем творчестве обращался к осмыслению исторического прошлого мировой художественной культуры. Один из таких примеров – хрестоматийное произведение известного испанского художника Веласкеса «Менины». Исследование самого себя, которое началось у автора в серии «Автопортреты без зеркала», приводит к очень важным открытиям, которые перевернули творческий мир Рустама Хальфина.
– Многие работы художника воспринимаются как абстрактные, хотя в основе, как правило, идет безотрывное следование натуре. Она, натура, безусловно, сильно трансформируется, проходя через призму творческого осмысления художника, – отмечает искусствовед.
Многие художники ХХ века уходят от прямого фотографического цитирования окружающего мира, ведь, как объясняет Екатерина Резникова, наш мир гораздо глубже и сложнее, нежели мы его воспринимаем при помощи наших зрительных чувств. И выставка Рустама Хальфина становится многогранным подтверждением этому.